Презумпция "хорошести" - фундамент стабильной самооценки

Apr 26, 2013 01:09

Как выглядит нестабильная самооценка, как продиагностировать у себя основные ее признаки, к чему она приводит, откуда она в человеке вообще возникает - мы уже говорили.

Пятая заметка посвященная самооценке расскажет о фундаменте самооценки стабильной, той при наличии которой человек действительно счастлив и уверен в себе и своих силах.

Наверняка вы таких людей встречали и может в глубине души завидовали им. Как у него все так уверенно получается? Почему вроде бы он публично ошибся - (другой бы умер от стыда) - а он улыбается и видно что ему эту ошибку окружающие прощают. Вот бы и мне так. Налицо человек со стабильной самооценкой. Вот ее суть.

Несколько лет назад мы на семейном совете решили, что хватит жене сидеть дома. Пора заняться делом. Старшая дочка уже ходила в садик, а для младшего мы взяли няню. У жены появилось желание и свободное время, чтобы заняться тем, что ей нравится.

Мы начали работать над организацией магазинов женской одежды или как сейчас модно говорить бутиков. В магазинах представлены дизайнерские марки одежды, которые стоили мягко говоря не дешево. Соответственно и основная часть покупательниц были люди состоятельные, которые привыкли к хорошему обслуживанию.

В бутиках люди покупают не вещи. Они покупают эмоции. Большая часть покупательниц регулярно ездили за границу и привыкли к хорошему европейскому сервису. Поэтому мы четко понимали, что обслуживание в нашем магазине должно быть лучше, чем то, к которому привыкли наши покупательницы.

Безусловно, на эмоциональную составляющую покупки влияет и сама одежда, которая представлена в магазине, и концепция самого магазина, и небольшие, но важные атрибуты сервиса в виде кофе машины, конфет, коньяка и прочих маленьких радостей жизни. Но все же основную роль в создании позитивной атмосферы в магазине играет персонал. Его отношение к покупателю, его доброжелательность, готовность помочь, его позитив.

Я думаю, многие бывали в магазинах, где превосходный дизайн, представлена хорошая продукция. Но при этом персонал при входе тебя оценивает. И если ты не попадаешь в их классификацию потенциальных покупателей, то тебя не удостоят даже приветствия.

Когда мы отбирали персонал для своего магазина, то на собеседовании, одна из кандидаток, рассказала о внутренней классификации, по которой они делили посетителей магазина. Классификация была не затейливой и состояла из двух пунктов. Первую категорию клиентов они называли «чебурашки». Это клиенты, которые по внешнему виду не укладывались в представления продавцов о том, как должен был выглядеть состоятельный человек, который может себе позволить дорогую одежду. К «чебурашкам» персонал относился с высока, не утруждая себя. Дескать, куда же это Вы со свиным рылом в калачный ряд.

Как только заходил клиент, который по внешнему виду «тянул» на реального покупателя, то с персоналом происходила метаморфоза. На лицах появлялись услужливые улыбки. Они начинали суетиться возле клиента, стараясь всячески ему услужить.

Естественно мы не хотели, чтобы в наших магазинах персонал делил покупателей на «чебурашек» и прочую живность. Поэтому к вопросу отбора персонала мы подошли очень тщательно. Кандидатов, которые делили покупателей на «чебурашек» и нормальных мы сразу отсеивали. Мы провели сотни собеседований и с громадным трудом отобрали тех продавцов, которые могли осуществить наши задумки.

Они имели опыт работы в магазинах с более дешевой одеждой. Соответственно с состоятельными покупателями продавцы раньше не сталкивались. И наверное это во многом привело к тому, что вначале работы мы столкнулись с определенными сложностями. Первое время при общении с состоятельной клиентурой чувствовалась скованность персонала. Чувствовалось, что они ставят себя ниже клиента, что приводило к некоторой робости в общении.

Стало понятно, что ситуацию нужно менять, потому что тяжело покупать у человека, который зажат, ведет себя неуверенно, говорит неуверенно. Поэтому мы сразу сделали общее собрание, которое и было посвящено выстраиванию отношений с покупателями.

Мы объяснили, что не нужно ставить покупателя выше себя. Тем более, что подавляющее большинство покупателей вели себя крайне корректно и не пытались возвыситься над продавцом. Да у наших покупателей больше денег, чем у продавцов. Но это не говорит о том, что они лучше или хуже Вас. Просто у них больше денег, они на сегодняшний день добились большего от жизни, но это не делает их лучше Вас, а Вас это не делает хуже них. Вы одинаковые. Разница только в количестве денег.

Человек с нестабильной самооценкой постоянно связывает личность и поступки. Успех и одобрение - значит я хороший. Неудача и осуждение - значит я плохой.

Люди с нестабильной самооценкой всеми силами стремятся изменить свое место в своей же внутренней классификации людей. Это повышает их самооценку. Поэтому они стремятся, чтобы как можно больше было людей, которых я ставлю ниже себя и как можно меньше людей, которых я ставлю выше себя.

Фактически, все действия человека, его стремление добиться успеха в жизни являются компенсацией внутреннего комплекса неполноценности. Стремление доказать себе и другим, что он успешный, состоявшийся, что он лучше.

Вы спросите, а чего здесь плохого. Ведь человек за счет достижений поднимается на верх. Ну и действительно. А чего плохого.

В свое время, еще в советские времена был такой анекдот. У Л.И. Брежнева иностранные журналисты берут интервью. И один журналист спрашивает: «Скажите Леонид Ильич, почему при переходе от социализма к коммунизму жрать нечего». На что Брежнев спокойно отвечает: «А в дороге никто кормить и не обещал».

Сейчас объясню, почему я вспомнил этот анекдот. Мы уже говорили о том, что у человека в жизни есть два пути: идти к богатству или бежать от бедности. Это принципиально два разных пути. Потому что, когда я иду к богатству, то значит, я иду к чему-то хорошему. А если я убегаю от бедности, значит, я убегаю от чего-то плохого.

У человека не так уж много положительных эмоций. И одна из них это эмоция радости. Но радость бывает разной. Бывает истинная радость - которую человек получает как результат творческой деятельности. А бывает псевдорадость. Почему псевдо? Потому что псевдорадость еще можно назвать облегчением. Псевдорадость возникает тогда, когда просто снимается отрицательное воздействие и уходит отрицательная эмоция.

Например, вы поехали в командировку в другой город и одели новые туфли. Оказалось, что они жмут. Вы страшно натерли ноги. Вечером приходите в гостиницу и снимате туфли. Будет радость? Кончено. Только это именно псевдорадость. Вы не перешли в зону положительных эмоций. Всего лишь ушла отрицательная эмоция.

Человек, который идет к богатству живет в зоне положительных эмоций. А человек, бегущий от бедности живет в основном в зоне отрицательных эмоций. Он конечно испытывает и положительные эмоции. Он добивается успеха, какое-то время радуется, а потом сравнивает себя с другими людьми и ему опять становится плохо. Он постоянно с кем-то себя сравнивает, с кем-то соревнуется и поэтому не кормит свою жизнь положительными эмоциями.

В литературе, посвященной самооценке часто дают такие рекомендации: перепишите достижения и читайте их по утрам; улучшайте свои достижения и снова перечитывайте ну и т.д.

Так вот, я считаю, что это неправильный путь повышения самооценки. Стремление возвыситься относительно других людей неправильный путь. Это путь компенсации своей неуверенности и не более того. Мы не снимаем причину боли, а лишь принимаем обезболивающее. И собственная неуверенность, которую я смог преодолеть в одной ситуации, обязательно проявит себя в другой.

Фактически человек всю свою жизнь старается доказать что он хороший. Он старается убедить себя и других, что он хороший. И на мой взгляд это неправильно.

В юриспруденции есть такое понятие - презумпция невиновности. То есть человек считается невиновным, пока в суде не доказано обратное. А для человека основной принцип это презумпция хорошести. То есть я изначально хороший. Я таким родился и я таким живу. И если я столкнулся с неудачей, то это не делает меня плохим. Я остаюсь хорошим, просто сейчас столкнулся с неудачей.

Еще раз, потому что это самое важное предложение в статье:

Я изначально хороший.

Я таким родился и я таким живу.

И если я столкнулся с неудачей, то это не делает меня плохим.

Я остаюсь хорошим, просто сейчас я столкнулся с неудачей.

Если я принял себя, принял презумпцию хорошести, то тогда мне ничего никому не нужно доказывать. Я могу выбирать и идти своим путем. Я могу удовлетворять инстинкт лидерства, реализуя свою индивидуальность, а не доказывать кому-то, что я хороший и не соревнуясь постоянно с другими.

У человека с нестабильной самооценкой совершенно другой подход, который состоит в том, что человек изначально плохой и ему еще нужно доказать, что он хороший. Чем в принципе человек и занимается сам. И того же он требует от окружающих.

Люди с нестабильной самооценкой довольно часто добиваются в жизни значительных социальных успехов. Весь вопрос в психологическом комфорте. Потому что человек живет в зоне отрицательных эмоций, в зоне борьбы, когда постоянно приходится что-то доказывать и себе и окружающим. Поэтому даже добившись значительного социального успеха у человека сохраняется склонность к демонстративности, часто присутствует высокомерие. Ведь он должен продемонстрировать, каким он стал успешным. Как он возвысился над другими.

Таких людей всегда видно по поведению, по отношения к окружающим людям. Несмотря на часто довольно высокий статус, в их поведении сохраняются те же алгоритмы, которые были раньше. Мало что меняется, просто выходит на другой уровень.

Я когда-то проводил тренинги уверенности. Но потом я пришел к выводу, что если работа человека над собой ограничивается исключительно тренингом уверенности, то этого недостаточно. Потому что тренинг уверенности, как и многие психологические приемы, не приводят к обретению уверенности. Они не приводят человека к принятию себя, они не приводят к ощущению внутренней силы. К сожалению, очень много психологических приемов направлены не на то, чтобы человек почувствовал себя сильным и стал сильным. Они скорее направлены на то, чтобы облегчить жизнь слабому. Но он не становится от этого сильным. Просто ему дают инструмент, прием, оружие, с помощью которого он может отбиться от обидчиков. Ему дают автомат. И многие, получив в руки психологический автомат, начинают стрелять из него там где надо и там где не надо.

Потому что автомат в руках сильного - к миру. Автомат в руках слабого - к войне.

Поэтому первый шаг к внутренним изменениям, первый шаг к развитию состоит в обретении веры в себя, с принятия себя, в уверенности в своей изначальной врожденной хорошести. В обретении стабильной самооценки. И это фактически первый шаг на пути к успеху.

Посмотреть часовой вебинар Бориса Литвака на тему повышение самооценки

До новых встреч!

Подписывайтесь на наш блог - продолжение заметок следует!

автор: Борис Литвак

формирование личности, самооценка, клуб кросс, самооценка личности, самоанализ, литвак, психология, повышение самооценки, саморазвитие

Previous post Next post
Up