В предыдущей статье на тему
стабильной самооценки и ее фундамента была затронута тема "презумпция хорошести". Приятно, что это определение оказалось полезным, Для закрепления постараюсь еще немного раскрыть это понятие.
При оценке самого себя человек может исходить из двух позиций:
Презумпция плохости. Это позиция означает, что я себя воспринимаю, как в принципе плохого, неполноценного, со мной что-то не так. Но выполняя определенные условия я могу считать себя хорошим. Например, ребенок может считать себя хорошим в том случае, если он отлично учится. Или человек может считать себя хорошим тогда, когда он получает одобрение от окружающих.
То есть в принципе я плохой, но я могу доказать, что я хороший. То есть я как бы условно хороший. Я могу считаться хорошим, если я делаю определенные вещи. Что именно я должен делать, чтобы имел право считать себя хорошим, обычно формируется родителями, которые дают ребенку условную любовь.
Презумпция хорошести. Заключается в том, что мне не нужно никому ничего доказывать. Я хороший сам по себе и это не требует доказательств. Мне не нужно ничего делать, чтобы я имел право считать себя хорошим. Я хорош потому что я есть. Я есть и это хорошо.
Эти две позиции это два разных уровня мышления. Большинство вопросов в обсуждении связано с тем, как компенсировать свою самооценку. Если Вы посмотрите литературу, связанную с самооценкой, то увидите, что большинство рекомендаций находятся на том же уровне мышления, на котором и были созданы проблемы с самооценкой. То есть все рекомендации исходят из презумпции плохости. Вот некоторые из них:
1. Банк поглаживаний. Человек выписывает на бумаге пункты, за что он может себя любить. Периодически список пополняется. И когда человек чувствует, что с ним что-то не так, то он читает банк поглаживаний и приходит к выводу, что не все так плохо. Другими словами человек исходит из того, что он плохой, но теперь у него в кармане есть доказательства, что он хороший. То есть он как бы себя убеждает, что ты парень не так плох, как можно было бы подумать.
2. Ода себе. Примерно то же самое, только форма убеждения в виде оды. Так же человек исходит из принципа нехорошести, но убеждает себя, что вот есть доказательства обратного.
3. Самовнушение. Я хороший, я уверенный, я чувствую в себе силы, мне все по плечу и т.д. Опять презумпция плохости, но я могу себе внушить, что я хороший. Правда приходится это делать почти каждый день. Да и столкновение с проблемами и неудачами приводит к доказательству обратного.
4. Аффермации и визуализации. Я так досконально не помню, чем они отличаются, потому как считаю их вариантами самообмана. Знаю несколько человек, которые визуализируют разные вещи, мерседесы, квартиры и пр. Уже долго этим занимаются, и продолжают ездить на автобусе. И знаю массу людей, у которых есть квартиры и мерседесы, без всяких визуализаций. Оба этих способа опять же отталкиваются от презумпции плохости, которая у меня есть сейчас, но которую я могу избежать в будущем, что я и представляю с помощью этих методик.
Далее я хочу привести несколько комментариев. Прочитав их, Вы увидите, что человек рассуждает на том же уровне мышления, на котором проблема и появилась. Соответственно решить ее он не сможет, пока не выйдет на другой уровень мышления.
Так хочется, чтобы меня приняли таким, какой я есть. Так хочется принять себя таким, какой я есть. Столько мучений стоит постоянно ругать себя за то, что ты плохой и подтягивать за волосы до какого-то идеала.
Звоню родителям, родственникам, похвалиться об успехах на работе: повысили в должности, повысили зарплату. Смотрите, какой я способный! Какой я хороший! Успехи на работе - это доказательство, что я хороший сын.
Если неудачи, неприятности - то любимые родители и родственники становятся самыми злыми врагами. Потому что для них становлюсь я неудачником.
Полюбите меня чёрненьким, а беленьким меня всякий полюбит. Не просто, очень не просто перестать придираться к себе. Что мешает?
Здравствуйте Борис Михайлович! Я посетила несколько семинаров. И на одном из них было предложено для повышения самооценки отделять себя от ситуации т.е. мысленно говорить себе "Я хорошая, а ситуация может быть и плохая". Первое время после семинара, когда я это себе говорила результат был потрясающий, я такого результата сама не ожидала, потом прошли первые радостные "впечатления" и чувство радости сильно "притупилось" и соответственно самооценка упала и эта фраза уже не помогает. Подскажите, пожалуйста, как мне быть, может быть есть более действенный способ, чем этот или мне просто должно пройти время и мне надо просто набраться терпения и продолжать в том же духе? Спасибо.
Как видите, человек остается на прежнем уровне мышления. Использования различных психологических заклятий подобно анальгину. Боль притупляется, но проблема не исчезает. Проходит действие таблетки и все возвращается на круги своя. Причина очень проста - человек продолжает рассуждать, исходя из «презумпции плохости». Он убежден в своей базовой плохости, но все же считает, что может на какое-то время доказать, что он хороший.
Человек, с презумпцией плохости, постоянно что-то кому-то доказывает, а соответственно постоянно находится в напряжении. Человек как бы живет в гигантском зале суда, где он выступает в качестве подсудимого, а большинство людей вокруг, являются судьями. Да и сам человек является самым жестким судьей по отношению к самому себе. Он прежде всего он пытается доказать собственную состоятельность самому себе. А когда это не получается, то он сам себя наказывает, приводя приговор в исполнение.
Для человека, который использует презумпцию плохости, нет более строгого и жестокого судьи нежели он сам. Зачастую, даже, если другие судьи выносят оправдательный вердикт, говорят, что ты хороший, то самый строгий судья может быть с этим не согласен. И с криками Вы меня плохо знаете, все равно наказывать себя.
Если человек хочет, чтобы его судили, то он всегда найдет судей.
Другой уровень мышления - принятия презумпции хорошести. Позиция - я хороший и это не требует доказательств. У меня могут быть неудачи? - Могут. Меня могут осуждать другие люди? - Могут. Но это не делает меня плохим.
Я хороший. И это не требует доказательств.
Если я выхожу на новый уровень мышления, то я перестаю жить в зале суда. Я на людей смотрю, как на людей, а не на судей. Я вижу в них совершенно другие приятные и неприятные стороны. Я могу видеть и общаться с людьми, а не осуждать их и не ждать от них оценки, втайне ненавидя их.
Презумпция хорошести дает большое внутренне спокойствие. Дает ощущение внутренней силы. Только выйдя на этот уровень мышления, человек может ощутить все краски и всю прелесть жизни. Перестать жевать себя и винить других людей. Человек перестает жить в роли подсудимого и перестает судить себя.
Как перейти на новый уровень мышления? Как принять презумпцию хорошести?
Для этого можно использовать следующий иструментарий. Он носит форму ведения дневника, но только по определенным правилам. Дневник ведется в двух колонках. В первой колонки описываются события, а так же мысли и чувства, которые эти события вызвали. Если у человека есть проблемы с самооценкой, то формулировки в первой колонки будут написаны, исходя из презумпции плохости. Чтобы понять логику нового уровня мышления и принять его, то текст, написанный в первой колонке нужно переформулировать, исходя из принципа хорошести. Это будет выглядеть следующим образом:
ПРИМЕР (из писем читателей):
Описание ситуации: Начальник пришёл на работу в плохом настроении, разговаривал повышенным тоном, чаще обычного придирался к моей работе по поводу и без. Я испытала тревогу, беспокойство и почувствовала себя виноватой. Будто я что-то сделала неправильно и именно из-за этого у него плохое настроение.
Презумпция хорошести: Я не могу отвечать за эмоции начальника и за то, что происходит в его жизни. в том, что он встал с левой ноги и в его ботинок с утра нассала кошка, я не виновата и не обязана испытывать вину и думать, что я что-то сделала неправильно и тем самым вызвала его гнев и недовольство. я хороший работник и специалист, а мой начальник - взрослый человек, и если я что-то делаю неправильно, он скажет мне сам, а раз не сказал - то причин чувствовать себя виноватой нет.
Подобный дневник нужно вести минимум три месяца. В принципе, дневник нужно вести до тех пор, пока записи в первой колонке изначально не будут формулироваться, исходя из презумпции хорошести. И конечно же человек сам почувствует изменения, которые с ним происходят.
________________
До новых встреч!
автор: Борис Литвак