В нашем обществе колоссальное количество тревожных людей. Тревога это то чувство, которое мешает жить человеку, испепеляет его изнутри, не дает наслаждаться жизнью, не дает человеку радоваться. Тревожный человек часто испытывает внутреннее напряжение, а многие жизненные ситуации вызывают у него «ЧНБ» - чувство непредвиденной беды. С ним приходится жить каждому тревожному человеку. Тревожность накладывает определенную специфику на поведение человека, на взаимодействие и отношения с другими людьми, на его деловую активность. В общем, если человек тревожный, значит эта тревожность оказывает воздействие на все аспекты его жизни.
Зачастую такие моменты как лишний вес, злоупотребление алкоголем и табаком, ревность и еще много чего, в действительности являются спутниками тревожности. Вернее результатом борьбы человека с собственной тревожностью.
В данной серии статей я разберу основные составляющие тревожности, расскажу, чем тревога отличается от страха и как можно постараться избавиться в своей жизни и от первого чувства и от второго. Жизнь - она для наслаждения, а не для переживаний.
Тревожный человек и сам живет в постоянном беспокойстве и окружающим не дает скучать, транслируя на них свою тревожность, а иногда и подчиняя ей близких людей. Я постоянно наблюдаю, как тревожные матери устраивают детям тотальный контроль. Постоянно звонят им на мобильный телефон, стараются контролировать каждый их шаг, устраивают истерики, когда их вроде бы взрослое «чадо» перестает отчитываться в соответствии с родительским графиком. Такое впечатление, что дети находятся на условно досрочном освобождении и их постоянно контролирует офицер куратор.
Мало кто задумывается об истоках тревожности. А ведь тревожность не так однородна, как может показаться на первый взгляд. Причин формирования тревожности несколько, но мы разберем пять основных видов тревожности:
- Тревожность личностная.
- Тревожность, передающаяся «по наследству» тревожными родителями.
- Тревожность, связанная с непредсказуемостью.
- Тревожность, связанная с нестабильностью.
- Тревожность, связанная с предыдущим негативным опытом.
Но для начала я думаю, есть смысл разобрать, что такое тревога, ибо не все люди, которые испытывают тревогу, являются тревожными. Все люди периодически испытывают тревогу, которая связана с той или иной ситуацией. Таким образом есть смысл разделить ситуационную тревогу, которая может возникать у любого человека в некоторых ситуациях, и тревожность, то есть способность человека испытывать тревогу в течении длительного времени без серьезных (на первый взгляд) на то оснований.
Что же такое тревога? По моим наблюдениям, часто люди путают тревогу и страх. Действительно, на первый взгляд они могут быть очень похожи, т.к. обе эмоции связаны с угрозами, но в реальности тревога и страх имеют разную природу, разные механизмы реализации, разную продолжительность и самое главное, они по-разному влияют на поведение человека.
В большинстве случаев, когда люди говорят о страхе, на самом деле правильнее говорить о тревоге. Но обо всем по порядку. Думаю, будет правильно начать с определений, что такое тревога и что такое страх.
Я начну с общепринятых определений, которые приняты в классической психологии, а потом я дам собственное определение, которое, на мой взгляд, хоть и менее витиеватое, но более практичное, т.к. из него вытекает объяснения поведения человека в ситуации страха и тревоги.
Итак, начинаем с классики. В психологии определение страха и тревоги следующее:
Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
Кстати относительно страха и тревоги мнения ученых разошлись. Некоторые считают, что страх и тревога по сути одно и то же, другие считают, что это все-таки две разные, хоть и отрицательные эмоции и отличие это состоит и в механизмах возникновения и в реакции человека на эти эмоции. Лично я придерживаюсь второго лагеря и считаю, что страх и тревога отличаются, и отличаются существенно. Эти отличия видны уже из определений, которые даем мы:
Страх возникает, когда есть угроза потери чего-либо физического (жизнь, здоровье и т.д.) или психологического (самооценка, расположение других людей, отношения с любимым человеком и т.д.).
Тревога возникает, когда есть дефицит информации при предположительно негативном исходе.
Думаю, что есть смысл пояснить определения. Давайте начнем со страха. Страх конкретен. Страх возникает тогда, когда есть реальная угроза и на нее нужно каким-то образом реагировать. Обычно вектор поведения человека направлен на уход от источника страха. Страх изменяет физиологическое состояние организма, мобилизует его для того, чтобы была возможность уйти, убежать от источника угрозы. Страх эмоция очень энергоемкая и по продолжительности кратковременная.
Тревога более мерзопакостная эмоция. Страх конкретен и человеку понятно, что нужно делать. А тревога расплывчата, неконкретна и поведение человека, который испытывает тревогу столь же неопределенно. Человеку в тревоге тяжело усидеть на одном месте. Он ходит из угла в угол, что-то вертит в руках, кто-то постоянно что-то жует, курильщики, затушив одну сигарету, тут же прикуривают следующую. Но настолько ли неконкретно поведение человека, испытывающего тревогу? На самом деле, человек, который испытывает тревогу, занимается поиском информации, чтобы эту тревогу снять. Помните, в определении есть такая фраза, тревога возникает при дефиците информации. Поэтому человек занимается поиском информации, которая позволит ему от тревоги избавиться. Если есть возможность, то он ищет информацию во внешней среде, если не получается найти информацию во внешней среде, то начинает поиски информации у себя в голове, обращаясь к своим воспоминаниям, примерам других людей и пр.
В качестве примера можно привести ситуацию, знакомую не понаслышке большинству родителей. Ребенок, вроде бы по планам должен вернуться к определенному времени, например к 17.00. Половина шестого, его нет. В шесть его нет. Родители не знают, случилось, что-нибудь с ребенком или нет. Есть всего лишь дефицит информации и возможен неблагоприятный исход, о котором нам постоянно напоминает телевидение по всем каналам в передачах типа "Чрезвычайное происшествие". У родителей возникает тревога, хотя большинство людей оперируют терминами "страх за ребенка", "боюсь, что с ребенком что-то случилось". Тем не менее, хотя и употребляется термин страх, на самом деле это тревога.
Чем в подобной ситуации занимаются родители? Ведь угроза неконкретна. И что делать непонятно. Практически все родители, когда тревога достигает довольно высокого уровня, начинают искать информацию о судьбе ребенка. Более тревожные родители начинают обзванивать морги, полицию и "скорую". Менее тревожные родители начинает искать информацию у друзей и одноклассников. И вот звонок Пети Васечкину, из соседнего подъезда, дает результат. Оказывается, они уже три часа играют в Play Station и совершенно потеряли счет времени. Что будет с тревогой? Ведь родители еще не видели ребенка, они всего лишь получили информацию, вернее компенсировали дефицит информации. Как результат тревоги больше нет. Она потом может поменяться на другую эмоцию, например гнев. Но это уже другая история.
Другой пример. Руководитель, в начале рабочего дня подошел к подчиненному, с выражением лица, не предвещающем ничего хорошего и строгим голосом сказал: "Зайдешь ко мне в кабинет после окончания рабочего дня". Что будет происходить с подчиненным? У него возникнет тревога, т.к. судя по голосу руководителя разговор, будет неприятным, значит не исключено, что он будет ругаться, или накажет за что-то, или даже уволит. То есть большая вероятность неблагоприятного исхода. А вот по поводу чего будет разговор непонятно, поэтому возникает дефицит информации. Восполнить этот дефицит подчиненный может, расспрашивая других сотрудников, кроме того, сотрудник начинает искать недостающую информацию у себя в голове. Начнет вспоминать свои "косяки" и недоработки, чтобы хоть как-то восполнить дефицит информации и подготовиться к разговору.
Тревога крайне тяжело переноситься человеком. Испытывая тревогу, человек сам себя накручивает, обдумывая различные варианты и прогнозируя различные исходы. Причем, чем тревожнее человек, тем более печальный исход он видит в будущем. Зараженный мыслительной жвачкой он пытается каким-то образом найти информацию, предугадать исход. Но часто информацию взять просто не откуда, и он вновь и вновь обращается к анализу ситуации, что впрочем, никак тревогу не ослабляет, а часто ее только усиливает.
Еще один пример. Представьте, что Вы возвращаетесь поздно вечером, или даже ночью по неблагоприятному в криминальном плане району. Благо таких на территории нашей страны великое множество, а соответственно практически каждый человек хоть раз в жизни в такой ситуации побывал. Вы в гордом одиночестве идете по темной, пустынной улице, но прекрасно понимаете, что здесь можно встретиться с криминальной ситуацией. Какая будет эмоция? Дефицит информации есть? - Есть. Ведь мы не видим никаких криминальных элементов, но знаем, что они могут появиться в любой момент. А могут и не появиться. Возможность неблагоприятного исхода есть? - Есть. Могут побить, ограбить, изнасиловать. А можно и проскочить. То есть ситуация полнейшей неопределенности.
Как идет человек по столь темному и с точки зрения освещения и с точки зрения репутации району? Он идет быстро, но при этом он прислушивается, крутит головой по сторонам в попытках увидеть потенциальную опасность. А с точки зрения психологических процессов, что он делает? Он пытается получить информацию.
Так он продвигается по криминальному району, оглядываясь и прислушиваясь, и вдруг слышит окрик "Стоять!". Что произошло? Появилась конкретная угроза. Получена новая информация, которая рассеяла туман неопределенности. Чем человек занимается, когда испытывает страх? Он пытается отдалиться, избежать источника угрозы. Сразу становится понятно, что делать. "Стоять" крикнули сзади, значит бежим вперед. Крикнули откуда-то впереди, значит бежим назад. Крикнули справа, побежали налево. Но теперь хотя бы понятно, что нужно делать.
Когда-то мы знали, что есть просто грипп. Это я про вирусное заболевание. Потом появился птичий грипп, протекающий вроде как тяжелее гриппа обычного. Через пару лет ему на смену пришел свиной грипп, который протекал тяжелее и птичьего и простого гриппа. Как раз в период эпидемии свиного гриппа оказался я в городе Липецк, с целью проведения там семинара. Надо сказать, что видимо эпидемия в Липецке свирепствовала гораздо сильнее моего родного Ростова. Вид утреннего вокзала очень напоминал картину из художественного фильма про эпидемии. В легком утреннем тумане почти безлюдный вокзал, и все немногочисленные встречающие поголовно в медицинских масках. Организаторы семинара сразу огорошили новостью, что, к сожалению не все, кто записался на семинар, смогут в нем принять участие. Двое просто не дожили, еще трое очень тяжело переносят свиной грипп и просто не в состоянии принять участие в семинаре. Честно говоря, мне в тот момент стало немного не по себе.
Но давайте вернемся к тревожности. Так получилось, что на этом семинаре в Липецке присутствовали две женщины. Каждая из них являлась владелицей небольшой сети аптек. И они рассказали такую историю. Когда эпидемия гриппа захватила почти все крупные города страны, государство начало искать виновников эпидемии. И как Вы догадываетесь, государство нашло виновных. Многие могли подумать, что это мутировавший вирус гриппа, отсутствие программ вакцинации, отсутствие мер профилактики распространения вируса и т.д. Все кто так подумал, оказались неправыми. Виноватыми назначили аптеки, мол, это они лекарств не закупили в достаточном количестве, да и цены на препараты подняли на столько, что простой россиянин купить спасительное зелье не в состоянии.
И решило государство виновных наказать сурово. Но сначала нужно было найти, за что наказывать. В качестве карающего орудия была избрана прокуратура, которая в течение месяца должна была проверить 100% аптек на поднадзорной территории на предмет завышения цен на лекарства. К одной из владелиц аптек прокуратура пожаловала на третий день месячного рейда по аптекам. Нашли какой-то препарат, к лечению гриппа не имеющий никакого отношения. Цена на этот препарат была завышена на 10 копеек. Проверяющие выписали штраф и с чувством выполненного долга покинули аптеку. А ко второй женщине, проверка пришла в предпоследний день месяца, отведенного для проверок. Естественно, она почти весь месяц провела в тревоге, ведь был дефицит информации, она не знала чем закончиться проверка. В итоге проверка закончилась, как и положено небольшим штрафом, но она сильно измучилась, проведя почти весь месяц в напряжении.
В реальной жизни мы гораздо чаще сталкиваемся с тревогой, нежели со страхом. Просто привыкли то, что, по сути, является тревогой называть страхом. Есть еще разница в длительности эмоций. Страх эмоция кратковременная, а тревога эмоция длительная.
Представьте себе ситуацию, что Вы где-то сидите и рядом с вами садиться человек, который держит на поводке собаку бойцовской породы. Например, "Бультерьера". Собака без намордника, уселась между Вами и хозяином, и, высунув язык, смотрит на Вас своим мутным взглядом. У тех, кто боится собак, сначала будет страх. Угроза ведь конкретна. Но постоянно боятся невозможно, да и собака не проявляет признаков агрессии и хозяин успокаивает: "Да Вы не бойтесь, он не кусается". Через какое-то время Вы успокоитесь, вернее, уйдет страх, но какая-то напряженность останется. Проявляться она будет в виде тревоги, и Вы будете сидеть, периодически посматривая на собаку, а когда собака будет совершать какие-то движения, например, встанет или начнет скулить, то тревога усилиться, и даже может вновь вернуться страх.
Почему еще тревога является частой гостьей в нашей жизни. Прежде всего, потому, что тревога довольно легко возникает. Ее легко моделировать у другого человека, чем например, активно пользуются при манипуляциях. Почему мы говорим о легкости возникновения тревоги у человека? Тревога тесно связана с объемом информации, которую получает человек, а так же с его видением возможного результата того или иного действия. Если человек везде видит негативный исход, то естественно у него будет возникать тревога.
Каждый из нас привыкает к определенному объему информации, которого нам достаточно, чтобы чувствовать себя спокойно и не испытывать тревогу. Если возникает ситуация, когда информации становится меньше, чем мы привыкли, это вызывает у нас тревогу. Например, Вы решили купить машину. На новый авто денег не хватает, да и в цене он теряет существенно в первые три года, поэтому Вы решили присмотреться к трехлеткам. И машины еще свеженькие и модели новые и в цене, при перепродаже, потеря будет небольшая. Вы определились с тем, какую модель Вы хотите, теперь нужно определиться, сколько такая машина должна стоить. Вы изучаете сайты с объявлениями о продаже автомобилей, смотрите газеты и журналы с частными объявлениями и предложениями автосалоном и в итоге приходите к выводу, что искомая Вами модель трехлетнего возраста будет стоить в диапазоне 18-23 тыс. долларов.
Теперь вроде бы нужно приступать к поиску конкретного экземпляра. Вы решаете съездить на автомобильный рынок, чтобы посмотреть машины "в живую". Большинство машин, в зависимости от состояния, пробега и опций, по стоимости укладываются в тот ценовой интервал, который Вы определили, изучая объявления. Но вдруг Вы видите, стоит совершенно свежая, годовалая машинка и стоит она всего 18 тыс. долларов. О таком варианте Вы даже не мечтали.
Вы впадаете в радостное возбуждение, которое омрачает все нарастающее беспокойство. Это появившаяся тревога задает резонный вопрос: "А почему так дешево?" и добавляет: "Видать машина с засадой".
Почему возникла тревога? Изучая ситуацию на рынке, Вы сформировали определенные представления, сколько должен стоить интересующий Вас автомобиль. То, есть Вы в своей голове обозначили диапазон цен, который не будет у Вас вызывать опасения. Вы его считаете справедливым, ну или хотя бы общепринятым. И когда Вы видите вариант, который выходит за Ваши представления, то с одной стороны возникает желание приобрести удачный вариант, а с другой возникает дефицит информации, что приводит к возникновению тревоги. Вы начинаете подозревать, что видимо с машиной что-то не так и многие, кстати, такой вариант даже не рассматривают, идя на поводу у своей тревоги.
Если с одной стороны одолевает беспокойство по поводу "подводных камней" данного авто, а с другой стороны, все-таки хочется его приобрести, т.к. вариант реально выгодный, то вы начинаете у продавца узнавать информацию, чтобы погасить тревогу и в итоге победило желание купить. Вы интересуетесь, почему продает человек, а почему такая цена, а что в анамнезе у данного автомобиля. И здесь многое зависит от убедительности продавца и Вашего желания ему поверить. Если продавец сможет купировать Вашу тревогу, то шансы, что Вы остановите свой выбор на его варианте, довольно высоки. Если же доводы продавца не смогут тревогу снять, то Вы скорее откажитесь от покупки, либо попытаетесь снять тревогу получением информации из другого источника, например проведя диагностику авто на уважаемом сервисе.
Другими словами, тревога возникает в том случае, когда то, что человек видит в реальности, не стыкуется с его "картиной мира", то есть тем, как он эту реальность представлял. И чтобы снять возникшую тревогу, он должен каким-то образом объяснить самому себе, почему возникли нестыковки в его "картине мира" и, внести в нее корректировки. Либо другие люди могут помочь ему это сделать. Причем можно пытаться скорректировать «картину мира» другого человека, давая информацию напрямую, либо запустить ход мыслей таким образом, чтобы человек сам пришел к "нужному " выводу.
У меня была клиентка, у которой был обувной бизнес. Торговала она как в магазинах, так и на рынке. Она периодически посещала выставки и на одной из них нашла нового поставщика, и начала торговать его продукцией. Покупатели благосклонно отнеслись к новой продукции, продажи были стабильно высокими. Но конкуренты не дремали. На одном из рынков, где была ее точка продаж, напротив стояла женщина, которая тоже продавала обувь. Увидев, что новая продукция пользуется спросом у покупателей, она привезла точно такой же ассортимент, но цены на него поставила на 500 рублей дешевле. И вот продавцы, работающие на точке моей клиентки, звонят ей и спрашивают: "Что делать?", т.к. продажи резко упали, и основная часть покупателей переметнулась к конкурентам.
Суть в том, что разница в 500 рублей за пару обуви не вызывала у покупателей больших вопросов. Это вполне укладывалось в их "картину мира" и не вызывало у них тревоги, т.к. такую ценовую разницу они легко и самостоятельно могли объяснить алчностью хозяев точки, которая продает то же самое, но дороже. Моя клиентка не хотела продавать обувь с минимальной наценкой и поэтому приняла несколько неординарное решение. Она распорядилась поднять цену на тот товар, который пересекался с конкурентами на 1000 рублей. В итоге разница в цене на аналогичную продукцию, на аналогичных торговых точках, да еще и расположенных в двух шагах друг от друга стала 1500 рублей. И такая большая разница не укладывалась в "картину мира" покупателей. Вроде бы хотелось купить дешевле, но очень смущала разница в цене с соседней точкой. У покупателей возникала тревога, и под ее воздействием они начали активно интересоваться причинами столь весомой разницы в цене.
Возникла необходимость давать информацию покупателям, так чтобы с одной стороны снять тревожность, а с другой, чтобы они покупали на точке моей клиентки. Можно было конечно говорить, что у конкурентов партия с браком, а у нас качественно, но, во-первых, было не правдой,а во-вторых, привело бы к конфликтам с конкурентами. Да и для покупателя это было бы плохим объяснением. Неожиданно хороший вариант предложила одна из сотрудниц. Вариант, который не предполагал прямого объяснения причин ценовой разницы, но позволял запустить ход мыслей покупателя в нужное русло. Она предложила говорить покупателю: "А Вы померяйте у нас и у них. Ножка Вам сама подскажет".
Прием сработал на 100%, т.к. довольно большому количеству покупателей "ножка" подсказывала, что более дорогая обувь является более комфортной и более качественной, что соответствовало «картине мира» большого количества людей, которые считают, что чем дороже товар, тем он качественнее. Объяснение продавца лишь помогало покупателю подтвердить свою картину мира, что снимало у него тревожность и приводило к покупке.
Разным людям нужно разное количество информации, чтобы не было чувства тревоги. Тревожному человеку нужно больше информации, отсюда например стремление тревожной мамы контролировать каждый шаг ребенка, отсюда же звонки на телефон по 15 раз за день. И если ребенок не берет трубку, или телефон находится вне зоны действия сети, то тут же возникает тревога. Ведь такая мама лишилась привычного объема информации, а уж представить, что с ребенком случилось что-то страшное, для тревожного человека труда не представляет. Тревожный человек в основном везде видит какой-то негативный финал, причем, чем тревожнее человек, тем более негативный исход он предполагает в будущем.
Как я уже отмечал, тревогу испытывают не только тревожные люди. Тревога возникает и у людей, которые не обладают повышенной тревожностью. Достаточно человека лишить привычного для него объема информации. Вы можете даже сами поэкспериментировать. Например, Вы можете изменить свою манеру поведения. Если раньше Вы со знакомыми, коллегами или родственниками были доброжелательны, разговорчивы и позитивны, то попробуйте немного изменить свое поведение. Просто ведите себя чуть "холоднее", чуть более дистанцированно, чем обычно. И вы увидите, что через некоторое время Ваш собеседник начнет задавать вопросы по типу, что случилось? Почему ты такой? Механизм здесь следующий. Ваш партнер привык к тому, что Вы ведете себя определенным образом, и это поведение не вызывает у него тревоги. Если партнер дорожит Вашими отношениями, и он вдруг увидит, что Вы стали себя вести холоднее, а он не поймет, в чем причина таких перемен, то у него фактически сформируется дефицит информации. Так как отношения с Вами для него являются значимыми, и он хотел бы, чтобы отношения между Вами оставались хорошими, а сейчас он наблюдает их охлаждение, то у него сформируется тревога, под воздействием которой он будет задавать Вам вопросы с целью получить от Вас ту информацию, которая позволит эту тревогу снять.
Казалось бы, такая мелочь, всего лишь изменение привычного поведения, а у партнера уже будет формироваться тревога. Именно по причине того, что тревога довольно легко моделируется у человека, она играет ключевое значение в технологии манипулирования. Большинство манипулятивных приемов формируют тревогу у партнера, на которого направлена манипуляция.
Тревога часто руководит поведением человека, хотя он это далеко не всегда понимает. Например, часто тревога является барьером на пути делегирования полномочий в управлении. Я неоднократно наблюдал ситуацию, когда фирма навсегда остается маленькой вследствие тревожности ее собственника. Когда фирма небольшая, то часто собственник является по совместительству еще и директором. Небольшие размеры компании и маленький штат позволяют контролировать практически все процессы, происходящие на фирме. Проблемы возникают, когда компания развивается, увеличивается количество персонала, количество клиентов, и директор уже не в состоянии справится со всеми делами. Часть функционала нужно делегировать. Но когда руководитель делегирует часть своего функционала сотруднику, он лишается и части информации, к которой он уже привык. Если он не до конца верит, что его сотрудник справится, то возникает тревога. Он ставит сотрудника курировать какой-то участок, которым раньше занимался сам и чувствует, что подкатывает беспокойство. А что там происходит? Справится ли? Не наломает дров?
Мы уже говорили, что человек тревогу переносит очень плохо. Вот и руководителю в тревоге становится не по себе. Он старается ее снять, а сделать это можно получив привычный объем информации. Тогда он начинает постоянно узнавать у сотрудника, что у него происходит, начинает заниматься избыточным контролем. В итоге это заканчивается тем, что руководитель "де факто" забирает полномочия обратно, хотя формально это еще зона ответственности сотрудника. В результате мы получаем с одной стороны, демотивированного сотрудника, который понимает, что он руководит процессом только на бумаге, с другой стороны, загруженный и недовольный начальник, пытающийся лично контролировать все процессы в компании. А для того, чтобы контролировать все процессы в организации нужно, чтобы компания оставалась маленькой. Вот она такой и остается.
Можно еще много приводить примеров, каким образом тревога влияет на нашу жизнь, но думаю я смог показать, что с тревогой мы сталкиваемся гораздо чаще, чем со страхом. Я думаю, что нет на свете человека, который не испытывает периодически тревогу.
Тревогу может вызвать недосказанность. Подобную ситуацию я прочувствовал на себе. Проводил я в городе Киров семинар по управлению. Мероприятие уже закончилось, участники разошлись. Оставалось около 40 минут до отхода поезда, и я уже ждал организаторов семинара, которые должны были отвезти меня на вокзал. Вдруг в офис заходит молодой человек в одной рубашке, а дело было зимой, и на улице стоял двадцатиградусный мороз. Он подходит ко мне и начинает просить о консультации, которая ему нужна просто позарез. А мне нужно на вокзал, поэтому я отказываю. Он еще раз просит. Я опять отказываю. После серии подобных просьб с его стороны и отказов с моей, он посмотрел на меня пристально и сказал: "Хорошо. Вы сделали свой выбор".
И тут я почувствовал беспокойство. Какой такой выбор я сделал, я не знал, но было ощущение, что выбрал что-то нехорошее. Хотя это не прямая угроза. Просто своей фразой, в которой содержалась большая доля недосказанности, он вызвал у меня тревогу. И хотя неблагоприятных последствий не последовало, но, учитывая не вполне адекватное поведение молодого человека, совсем их отбрасывать не стоило.
Справедливости ради нужно сказать, что тревога в ряде случаев оказывает и позитивное воздействие, вернее выполняет защитную функцию. Она заставляет человека более взвешенно и продуманно относиться к своим решениям. Толкает человека на то, чтобы он прояснял ситуацию, запрашивал дополнительную информацию и таким образом тревога зачастую защищает человека от необдуманных поступков. Правда только в том случае, если человек эту тревогу не игнорирует. Иногда полезно прислушиваться к своей тревоге, и воспринимать ее как сигнал тревоги. Значит не все до конца ясно. Значит нужно еще подумать, нужно еще больше конкретизировать ситуацию.
Но все как говорится в меру. Ряд решений все равно предполагают риск. При принятии таких решений человек не может полностью контролировать ситуацию, но подчас их нужно принимать, несмотря на тревогу. Просто тревога заставляет человека оставаться бдительным.
В продолжении статей я расскажу подробнее о том, что такое тревога с разных точек зрения и приведу разные примеры формирования тревожности. Кто предупрежден, как известно, вооружен.
Борис Литвак.