Калининград. Долгий путь в Музей янтаря

Dec 21, 2023 20:20




Это был наш третий визит в Калининград. Лена с нетерпением ждала посещения Музея янтаря, а Андрею было интересно исследовать город, поэтому маршрут на день был придуман не самый короткий. В качестве зарядки решили с утра пройтись через лес до станции Светлогорск-1. Тем более, что чудесная дорожка туда начинается прямо от нашего двора! Утро было пасмурным, но тем ярче сияли в рассеянном утреннем свете оттенки зелени в недрах леса. А осень, словно искусная вышивальщица, уже вплетала в эту изумрудно-травяную гамму свои жёлтые нотки, и розовато-рыжие листья ковром покрывали землю вдоль дорожек. И пахло в лесу одуряюще и волшебно - свежестью, сосновой хвоей и грибами…
     Даже жаль было, что путь к старому вокзалу так короток! Лес закончился, мы очутились на станции. И вскоре уже привычно радовались мягкому комфорту вагона, в котором ехать - одно удовольствие!


     Мы вышли из «Ласточки» на Северном вокзале, и отправились в новое путешествие по Калининграду. Огромный собор Христа Спасителя, возвышающийся над хранившей следы недавнего дождя площадью, был первым нашим калининградским впечатлением этого дня.


Потом мы вышли на Ленинский проспект. Нарядные фасады четырёхэтажек щеголяли формами архитектурных изысков, весёлыми цветами, красной черепицей крыш. Шагая вдоль проспекта, мы развлекались тем, что гадали: какие из этих домов аутентичны, а какие - разукрашенные к футбольному чемпионату и стилизованные под старую архитектуру хрущёвки?












Во дворах мы нашли блиндаж-бункер Отто Ляша, где во время Отечественной войны была ставка немецкого командования, руководившего обороной Кёнигсберга. Именно тут генерал Отто Ляш в апреле 1945 года принял решение о капитуляции и сдаче города. Ныне в секретном бункере расположен музей - закрытый по причине раннего утра. Но искали мы не его, а памятник Канту с другой стороны бывшей Парадной площади Кёнигсберга, а ныне не блещущим оригинальностью сквера, больше походящего на пустырь.
     На поиски памятника нас сподвигли слова экскурсовода о том, что памятника Канту в Калининграде сейчас нет. Возможно, имелся в виду утраченный во время Великой Отечественной войны оригинал памятника. Ныне в сквере установлена точная копия бронзовой фигуры XIX века, выполненной по проекту известного немецкого скульптора Христиана Рауха, бывшего лично знакомого с философом. От оригинального же памятника сохранился лишь постамент.


Главную роль в потере оригинала и воссоздании копии скульптуры сыграла немецкая журналистка - графиня Марион фон Дёнхоф. Когда советские войска дошли до Кёнигсберга и начались бои, в городе приступили к строительству бункера для коменданта города-крепости. Вход в него находится там, где стоял памятник великому философу. Графиня Марион фон Дёнхоф предложила коменданту генералу Отто Ляшу спрятать статую Канта у неё в поместье. Известно, что бронзового философа уложили в коробку и закопали в парке поместья. Однако когда в начале восьмидесятых графиня вернулась на историческую родину и решила разыскать памятник, ей это не удалось. В начале девяностых по инициативе графини памятник был воссоздан скульптором Харальдом Хааке по сохранившейся модели.

Миновав могучий куб Дома Советов, мы перешли Московский проспект и вышли на набережную Новой Преголи в ярком осеннем убранстве. На другом берегу над пышными кронами картинно возвышался Кафедральный собор.


По Деревянному мосту мы перешли через речку на остров Октябрьский (ранее Ломзе) и свернули на набережную Генерала Карбышева, по которой скоро добрались до Крестовоздвиженского собора. И снова осень щедро разбавляла звонкими красками пасмурность дня. «Костры рябин!» - процитировал Андрей слова популярной песни, глядя на пылающее оранжевым деревце под стеной красного кирпича. Впрочем, при ближайшем рассмотрении деревце оказалось вовсе не рябиной. Скорее оно было похоже на акацию…


Мы прошли мимо зелёных лужаек, вдоль кирпичных стен с арчатыми узкими окнами под тёмно-серыми крышами бывшей Кройцкирхи (церкви Креста), построенной для лютеранской евангелической общины в 1933 году и ставшей последним культовым сооружением, построенным в Кёнигсберге. Удивительное впечатление произвёл на нас этот готический собор - с огромным мозаичным крестом в обрамлении тёмной глубокой арки. Колорит, в котором выполнена мозаика, и орнамент фона навевали ассоциации с чем-то мусульманским.


Внутри православные иконы были, насколько это возможно, вписаны в лютеранский интерьер, и золочёный иконостас, отделанный янтарём, ярко выделялся на фоне аскетичных белёных стен…


А потом была огромная эстакада, на которую мы взбирались по длинной лестнице, и долго шли на высоте, по узкому тротуару вдоль бесконечной ленты движущихся машин…




Снова перейдя Московский проспект, мы нырнули во дворы многоэтажек на улицу Кирпичную, чтобы взглянуть на храм Нины, но он погряз то ли в стройке, то ли в ремонте, и был закрыт фирменным калининградским ужасным белосиним забором. Зато рядом встретилось действительно любопытное здание бывшей больницы Святой Елизаветы. В советское время в бывшей больнице милосердия располагалось Аптечное управление и общежитие для работников аптек, а также склад с лекарствами для всех больниц города. В 2009 году произведён ремонт в бывшей больничной капелле Святой Елизаветы и открыт Храм Святых пророка Захарии и праведной Елизаветы, а все остальные помещения РПЦ сдаёт в аренду. Нас очень удивило обилие вывесок на здании - ведь в нём сейчас пара десятков офисов.




Дальнейший наш путь лежал по улице Фрунзе (ранее Королевской, то есть Кёнигштрассе) - где-то в интернете Андрей прочитал, что там сохранилось достаточно много уцелевших от бомбёжек зданий. По пути к Королевским воротам нам встретилось от силы домов пять, да и то - не особо фотогеничных. Наверное, имелась в виду не сама улица, а её район - какие-нибудь переулки и дворики… Одним из самых красивых зданий на Кёнигштрассе был жилой дом 1888 года, в котором находилась аптека Креста (Кройц-аптека). Во время войны здание было повреждено и постепенно разрушилось, пока недавно его не отреставрировали. Причём так, что не обратить на него внимание, проходя мимо, не получится.






Кстати, название улицы Кёнигштрассе связано с тем, что по этой дороге правители направлялись из Королевского замка на смотр войск на плац Девау. Через построенные в 1811 году ворота, получившие имя, упирающейся в них улицы.


Королевские ворота мы осмотрели со всех сторон, с любопытством поразглядывали статуи трёх королей, основателей Кёнигсберга. Долгое время барельефы стояли без голов, пока в 2005 году статуи богемского короля Оттокара II Пржемысла, первого короля Пруссии Фридриха I и последнего магистра Тевтонского ордена, первого герцога Пруссии Альбрехта не отреставрировали.




В историко-культурный центр «Великое посольство» мы заходить не стали, впереди и без того была обширная программа. Нас ждал Музей янтаря, и мы уже предвкушали встречу с красотой. Ведь здесь, где и без того янтарь был на каждом шагу, от Музея янтаря стоило ожидать совсем уж особенных впечатлений!


Путь к нему лежал по абсолютным образом покорившей нас улице Литовский вал. Дорожка меж рыжих клёнов, высоко над проезжей частью, была засыпана листвой, и листва эта скрывала и входы в подземные коммуникации, и следы прогулок не слишком аккуратных прохожих…


Клёны стояли словно колонны в огромном храме, где-то внизу осталась улица с асфальтом и проезжающими автомобилями. Над головами нашими был плотный шатёр из крон, могучие узловатые корни по краям дорожки были будто замысловатый сказочный узор. Сыпалась с ветвей рыжая и жёлтая листва, и пахло замечательной, ласковой осенью.












Литовский вал - тоже часть вального укрепления Кёнигсберга и представляет собой полосу фортификационных сооружений. С противоположной от дороги стороны наше внимание привлекло внушительное сооружение казармы «Кронпринц», построенной в 1849 году. До 1933 года в казарме размещался 1-й пехотный полк Восточной Пруссии, затем до 1945 года здесь находились полиция и войска Кёнигсбергского гарнизона. Сейчас в здании расположены филиал Московского государственного университета технологий и управления, ночной клуб, кафе и несколько компаний.






Напротив казармы «Кронпринц» расположен бастион «Грольман», построенный в 1860 году. Возможно, что он соединялся с казармой «Кронпринц» подземным переходом. Территория здания закрыта, но снаружи рассматривать архитектуру никто не запрещает, тем более, что его всё равно надо обходить, спустившись с вала.




До окончания вального укрепления ещё метров пятьсот, которые мы, конечно же, прошли верхом - по роскошной кленовой аллее.








Музей янтаря уже виден, но путь к нему оказался ещё долог. Спустившись с вала нам надо было бы перейти его к площади Маршала Василевского, мы же продолжили путь по той стороне, что шли и в поисках «зебры» перехода дошли аж до храма Александра Невского, величественной свечой возвышавшегося на фоне пасмурных небес.


А вдалеке над водами Литовского ручья затейливой архитектурой завлекал прохожих ресторан «Резиденция королей».


Теперь нам следовало немного вернуться и свернуть направо к Росгартенским воротам, которые были построены в XV веке и служили в качестве пропускного и таможенного пункта для путников, которые въезжали в город через подъёмный мост.


На нынешнем же мосте расположились столики ресторана, обосновавшегося внутри ворот.


Вот и башня «Дона», в которой расположился Музей янтаря. Суровое здание красного кирпича с зубчатыми стенами в этот пасмурный день выглядело увесисто и внушительно.


В арке у входа расположилась бабушка-хомлин Марта. Забавная фигурка размером с ладонь, с доброй улыбчивой мордашкой, торчащими из чепчика мышиными ушками и мешочком с янтарём. На шею бабушки кто-то заботливо повязал умилительный голубой шарфик. Сказочное существо оживляло ворота музея самым замечательным образом. И было тут как нельзя кстати - ведь по легенде, хомлины создают из янтаря уникальные изделия, и живут они тысячелетиями именно благодаря волшебной силе янтаря.


Во дворе музея мы походили между креативными скульптурами, и наконец, полные предвкушений, нырнули в двери. Сверкающие витрины предваряли покупку билетов - тут было море всяческих ювелирных красот, и грех было не воспользоваться случаем, не приобрести чего-то на память, а заодно и в подарок друзьям! Мы так и поступили - но сперва, конечно, отправились осматривать залы музея.

До чего прекрасен был янтарь в музейных витринах! Куски-рекордсмены (3019 г и 4280 г), образовавшиеся, вероятно, в результате длительного выделения порций смолы из ствола дерева, впечатляли лишь размерами, а вот экспозиции полированного янтаря просто зачаровали нас!




Искусно подсвеченные стеклянные витрины являли взорам такое богатство цветов, оттенков и форм! Жёлтый янтарь, оранжевый, коньячный, медовый, белый, зелёный, матовый королевский и кристально-прозрачный, полный бликов и переливов, загадочно-пейзажный…












Невозможно было не очароваться этой красотой, и Лена в который раз удивлялась - как могла прежде быть равнодушной к янтарю! Мы ходили от витрины к витрине, и вновь возвращались - не налюбовавшись. Пытались фотографировать, читали тексты у витрин, дивились замурованным в толще янтаря артефактам: насекомым, растениям, шерсти животных… Даже ящерица тут была! Пленники окаменелой смолы вызывали сочувствие, но всё же любопытство вело нас через ряды увеличительных стёкол, за которыми, подсвеченные изнутри, сияли прозрачные оранжево-жёлтые мирки с навеки остановившимся временем внутри.




Сожалели мы только о том, что таких почти первозданных экспонатов оказалось до обидного мало. Большая часть музея посвящена, как выяснилось, поделкам из янтаря, и мало что из них могло, на наш взгляд, сравниться с красотой отполированных самородков. Картины, интерьеры, шкатулки и часы не произвели на нас большого впечатления. Воздав должное искусству мастеров, мы всё же в большинстве случаев не восхищались его результатами… А вот ювелирные изделия мы порассматривали с любопытством - кое-что из представленного в витринах и впрямь было замечательным, словно созданным искусными хомлинами!






В заключение оказалось, что несколько залов музея отдано под экспозиции современного искусства. Мы осмотрели экспонаты без особенного энтузиазма, в конце концов нам сделалось откровенно скучно. И мы отправились выбирать подарки к витринам в холле музея.






От музея янтаря мы по улице Черняховского пошли вокруг Верхнего пруда к башне «Врангель». По пути, на углу с Пролетарской обращает внимание на себя какое-то сказочное старинное здание. Позже узнали, что это бывшие казармы Врангельского Кирасирского полка, построенные в 1870 году.




Башня, названная в честь национального героя, генерал-фельдмаршала Фридриха фон Врангеля, была возведена в 1853-1858 годах для защиты открытого пространства у Верхнего пруда.


В стене у башни «Врангель» мы обнаружили ещё одного очаровательного сказочного персонажа - хомлина-маму Варю, дующую в подставленные небесам ладошки, и явно посылающую миру какой-то новое доброе волшебство…


Во время Первой мировой войны в башне Врангеля размещался лазарет. Затем до начала следующей войны в ней работал молодёжный туристический клуб. В 1944 году внутри разместили склады стрелкового оружия, амуниции и имущества связи. Снова был открыт госпиталь и крупный опорный пункт. Гарнизон башни Врангеля, подвергаясь жёсткому артиллерийскому обстрелу, держался дольше всех, продолжая оказывать сопротивление даже после подписания капитуляции генералом Отто Ляшем.




Обходя башню, мы - ура! - обнаружили барахолку со всяческой всячиной, которую всегда так интересно разглядывать. Барахолка и впрямь оказалась любопытной, старые вещички приковывали взгляд сами собой. Среди прочей занятной мелочи обнаружился лоток с диким, едва тронутым приполировкой янтарём - всех размеров и цветов, и мы не преминули порыться среди груды камешков, маняще-тёплых и слегка пахнущих смолой - стоило немного потереть пальцем. Отсюда мы тоже унесли немножко янтаря на память - поставить на полочку, взять иногда в руку зимним вечером, потереть в ладонях. Вспомнить Калининград, Балтику, щедрую на такую разнообразную красоту.




Тут же мы и пообедали, уютно усевшись на засыпанном рыжей листвой пригорке, и осенние ивы качали жёлтыми кронами на фоне красных кирпичных стен, и роняли листья в ров с тёмной холодной водой. И мы размышляли - не вернуться ли к продавцу янтаря - уж больно заманчив был его прилавок, полный занятной и разнообразной красоты!




Ещё предстоял нам визит на расположенный рядом Центральный рынок - в мир, полный сногсшибательных ароматов и гастрономических соблазнов. Здесь разбегались глаза и захватывало дух от изобилия деликатесов, и некоторое время мы посвятили фланированию меж рыбных прилавков, выбирая гостинцы маме в Тулу - и себе к вечерней трапезе! Покупки наши были завёрнуты во множество пакетов, и всё равно благоухали очень притягательно!

И была вечерняя прогулка в сторону вокзала, по пути к которому мы сделали небольшой крюк, чтобы взглянуть на музей почтовых ящиков, который занимает наружную стену интереснейшего исторического здания - Палестры Альбертины. В коллекции музея собраны более 70 почтовых ящиков различного времени изготовления, форм, цветов и размеров, в том числе почтовые ящики из других стран. Стена покрыта разнообразными ящиками - словно диковинными скворечниками, и есть в этом что-то сказочно-волшебное, мультяшное!




В здании же ныне находится Спортивный клуб ДКБФ. Со спортом оно было связано и изначально. В момент своего возведения в 1896 году Палестра Альбертина была чем-то сенсационно новым. В одном здании было собрано всё, что требовалось студентам кёнигсбергского университета Альбертина для укрепления своей физической силы. Тут размещались: институт физической культуры, университетская учебная библиотека с читальным залом и абонементом, помещения для занятий и семинаров, аудитории, плавательный бассейн, спортивный зал, бильярдная комната, кегельбан, открытый теннисный корт во дворе, душевые, залы для фехтования, студенческая столовая и гаражи.


В августе 1944 года, во время бомбардировки, здание практически полностью выгорело. До середины 50-х годов, оно стояло разрушенной и никому не нужной руиной, пока не нашёлся новый хозяин - Балтийский флот. Балтийцы за полтора года восстановили спортивный комплекс, и в сентябре 1960-го состоялось торжественное открытие спортивного клуба Балтийского флота.


Наконец мы замкнули круг и вернулись на площадь Победы с Северным вокзалом, от которого утром начинали наше путешествие.


И перед отъездом успели заглянуть в сувенирные ряды у часовни Петра и Февронии - как было не взглянуть хоть одним глазком, на бегу, на всякую симпатичную и вкусную всячину? И, конечно же, отсюда Лена тоже не ушла без памятной безделушки-стекляшечки, на память об этой большой осенней Калининградской прогулке!




А дома, в Светлогорске, мы опять любовались милыми сердцу старыми улочками, уже погрузившимися в полный осенних ароматов вечер. Но пора было завершать прогулку - нас ждал ужин, ключевым номером которого стала восхитительная копчёная рыбка с Центрального рынка Калининграда!
18 октября 2022 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Самбия, музей, Русская Европа

Previous post Next post
Up