Проснувшись в день смены нашей крымской дислокации, Лена, выйдя из комнаты, тут же повстречала соседей, собиравшихся на пляж. Они торопились к морю в надежде успеть покупаться - ведь с нынешнего вечера коварные синоптики пророчили череду дождей. Мы распрощались ещё раз - теперь уже точно окончательно, и с некоторой долей сожаления. Нечасто удаётся встретить в курортных путешествиях единомышленников… (Впрочем, в нынешней век интернета не так сложно и найтись - недавно Татьяна «задружила» нас в Инстаграме.) Мы пожелали друг другу хорошего продолжения отдыха, и Татьяна с Ярославом отравились на пляж. Лена поспешила заняться упаковкой оставшихся холстов, а Андрей паковал чемоданы…
На стук сбиваемых гвоздями подрамников явился (хоть познакомились!) встревоженный хозяин - поинтересоваться, откуда звуки и не требуется ли какой помощи. Увидев Ленино художественное хозяйство, он быстро всё понял, и заодно поправил зашаливший слив в душевой кабине - который нас уже, впрочем, мало интересовал. Мы были вполне готовы к продолжению нашего крымского путешествия… Побеседовав с хозяином о достоинствах развешенных по всей гостинице живописных картинок с видами Крыма, мы поблагодарили его за приют в этом уютном местечке, о котором мы будем вспоминать с большим удовольствием… Мы вышли во дворик, и в тенёчке, под пение птичек и бултыхание черепах, дождались приезда такси.
Прощаемся с нашим домом, с Чатыр-Дагом… Пусть он и не очень дружелюбно нас встретил в этот раз, но как же здорово, когда над городом, в перспективе улиц, видно горы!
Милый седовласый дядечка, руководимый Андреем, сумевшим проложить короткий путь по городу фактически без пробок, шустро довёз нас до нашего Бакинского тупика. Уютные дворики, старенькие домики… Мы всякий раз возвращаемся сюда, словно в дом родной. Вот и знакомая калитка, густо увитая глянцевым зелёным плющом. Ну здравствуй, Севастополь!
Мы с удовольствием вдохнули запах дома, и погрузились в хлопоты по распаковке вещей, располагаясь в любимой комнате. Прошлись по дому, разглядывая старые милые уголки и новые приятные детали. И снова - никого соседей, мы одни в просторной кухонной зале. Кают-компания в нашем распоряжении… Мы пообедали - и принялись ждать Олю с Валерой, которые обещали подъехать в ближайшее время.
Вскоре приехали наши добрые хозяева. Валера устроил нам небольшую экскурсию за забор, прежде отгороженный старыми сараями, а теперь - обнажённый, поломанный. Иномирье… Безлюдные пространства… А ведь прежде, глядя из двора, эту местность вполне можно было принять за жилую! Заброшки, пустота, чёрные проёмы окон… Мы взглянули на «стройку», где выкорчёвывали едва-едва вставший фундамент. Как выяснилось позже, работы велись и днём и ночью, без отдыха и выходных. На этом месте, где уже начали было строить жилой квартал, но внезапно планы поменялись - теперь здесь планируется
парковый комплекс со спортивными площадками и пляжем. А рядом, около мемориала матросу и солдату, при поддержке Путина создаётся
Культурный кластер, именно он поручил предоставить для него участки бывших военных заводов. Объём инвестиций оценивается в 25 миллиардов рублей.
После экскурса в пока что безлюдные пространства дворик перед домом показался нам ещё милее и трогательней. Теперь поневоле помнилось, что уютный забор, увитый ярким плющом - это граница миров, и от зелёного уюта с другой стороны границы видны только фрагментики нашего мира - редкими листиками, пробивающимися в щели меж железобетонными, пыльно-серыми заборными блоками…
В кают-компании мы устроили небольшое застолье по случаю долгожданной встречи. За коньяком и сыром мы беседовали с Олей и Валерой, вспоминали минувшие дни, они рассказывали о последних событиях их жизни - и планировали дальнейшие культурные мероприятия.
Click to view
Потом Лена выклянчила у Валеры растворитель и плоскогубцы, при помощи которых Андрей распаковал Ленины картинки, тут же сделавшиеся предметом коллективного обсуждения. Оля с Валерой довезли нас до художественного магазина, где перед самым закрытием Лена купила себе парочку форматиков для дальнейших свершений. Подивившись удивительному плакату возле магазина, мы отправились на рынок и успели до закрытия затариться овощами и вкусняшками-гостинцами в фирмовом магазинчике «Орехи и сухофрукты».
Потом мы шли по набережной вдоль моря, наслаждаясь солёным ветром и шелестом волн. Вечерело, набережная мерцала праздничными огоньками, призывно светились витрины сувенирных магазинчиков. Небеса над бухтой наливались густой синевой, в которой курчавились грозные облака, и мы шли и шли, любуясь этим прекрасным, патетическим небом, поминутно целясь в него объективами камер. И не задумались ни на минутку, что эти живописные чёрно-свинцовые тучи способны рано или поздно пролиться на наши не защищённые зонтиками головы обещанным синоптиками ливнем. Что в конце концов, конечно же, и произошло. Когда Лена, разинув рот, рассматривала в очередной сувенирной лавке очередные картинки Леонида Матвеева, дождь таки ливанул!
Ливанул он весьма основательно, и нам, немало удивлённым таким внезапным поворотом событий, оставалось только спасаться бегством. Так что в гостеприимные двери местного универсама мы нырнули уже изрядно вымокшими.
К тому моменту, как мы закупились продуктами на пару дней, дождь успел закончился. Город был затоплен бурным стремительным ливнем. Но так как, на наше счастье, наша дорога вела вверх, а не вниз, нам не пришлось нырять в бегущие по дорогам бурлящие потоки, и до дому мы добрались почти посуху.
По дороге мы успели оценить новую лестницу в Крепостном переулке. Правда, крепостная стена осталась зажатой между этой новой лестницей и новостройками того самого кластера, недвусмысленно обещавшими загородить остатки вида на город. Увы нам! А лестница оказалась отреставрированной примерно на две трети. В верхней своей части она осталась прежней - разбитой до основания, стёсанной таскаемыми через неё некогда волоком - чем? Брёвнами? Бетонными плитами? От ступенек осталось жалкое подобие, и путь этот, начинаемый снизу так комфортно, в верхней части откровенно опасен. Особенно после заката солнца, в тающем свете редких фонарей. Не ходите, гости города, по Крепостному переулку гулять…
Но до чего же всё-таки приятно шагать в вечерних сумерках по старым квартальчикам Севастополя - когда позади крутые восхождения, и окошки светят сквозь синеву тёплым светом, шелестят акации и шелковицы, и шарахаются быстрыми тенями по газонам тайкие коты… И уже совсем рядом знакомый уголок, где можно отдохнуть, попить чайку на ночь… Хотя - нет, сперва покормить столующуюся во дворе требовательную полосатую кошачью братию! Стандартный в этой нашей поездке шутейный Андреев вопрос: «Котам дала?»
Уютно поужинав в нашей кают-компании на кухоньке, мы легли спасть в предвкушении завтрашнего путешествия по Севастополю.
10 октября 2020 г.
Первый день в Севастополе Андрей решил посвятить музеям, тем более что синоптики снова пророчили дождь, а в музее всё посуше, чем в походе. С утра пораньше, чтобы успеть в первую экскурсионную группу, мы побежали в Артбухту, где нас ожидал весьма разочаровательный сюрпризик. Оказалось, что с октября катера на Учкуевку, которые по пути заходили к Константиновскому форту, не ходят! Но не отменять же из-за такой малости Приключение?! Не на Учкуевку? Ну, тогда - на Радиогорку!
И вот мы уже, привалившись грудью к борту, качаемся на волнах вместе с катером, любуясь окружающей местностью, морем, берегами, наслаждаясь Севастополем после нашей долгой годичной разлуки.
Дядечка, охранявший вход к катеру, предупредил нас, что не стоит идти по берегу от причала до Константиновского форта, поскольку вдоль береговой линии там сплошные военные части, и мы, конечно же, дороги не найдём и заблудимся. И даже карту демонстрировал нам в доказательство. Не ходите, дети, тропками гулять!
И оказался не прав. Дорогу Андрей очень быстро отыскал - сокращёночку, кусочка которой даже не было нанесено на карту - так что не далее чем через десять минут после прибытия катера мы уже шли к Константиновскому форту по территории военной части, куда нас любезно пропустили на КП, указав дорогу...
11 октября 2020 г.
Ч И Т А Т Ь П Р О Д О Л Ж Е Н И Е...