Главный форт

Apr 12, 2021 17:55




Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе,
не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества,
гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

Константиновская батарея в Севастополе - сейчас, после реконструкции, штаб-квартира Русского географического общества (РГО) и одновременно музейно-выставочный комплекс. Здесь представлено легендарное прошлое фортификационного сооружения, его значение в Крымскую и Великую Отечественную войну, а также история старейшей в России общественной организации. Константиновский равелин, как часто называют батарею, является одним из первых значимых строений Севастополя и конечно же одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. Мы мечтали туда попасть ещё с первого визита в Город в 2005 году, и вот наконец тут музей!

     К тому моменту, как мы приблизились к форту, пошёл дождь. Небеса по-прежнему были свинцовыми, однако вокруг было очень красиво. Наверное, организуйся наша экскурсия сюда в солнечную погоду, впечатлений у нас было бы меньше. Под тёмным небом изумрудно светилось море, а заросший ярко-зелёной травой берег был окантован золотистой охрой над полосой прибоя. И солнечные лучи, то тут, то там пробивавшие облачность, разрисовывали пейзаж стремительными бликами звонкой краски. А впереди вырастали светлые стены форта, которыми мы частенько любовались издали, через бухту...




Как выяснилось, экскурсия должна была состояться через полчаса, поэтому мы купили билеты, прошли внутрь и поднялись на крышу - прогуляться по периметру и оглядеться.








А тут было на что поглядеть и чем полюбоваться! Прекрасные картины рисовала непогода, мешая море и небосклон, сшивая пространство матовыми нитями дождя, подливая тумана, подкрашивая свои творения солнечными бликами, блеском морской ряби, тёмными пятнами туч с белыми клочками облаков… Краснел на краю Северного мола маяк, плясали стайкой белоснежных бабочек паруса далёких яхт. А изнутри форта темнели увесистые пушки, и реял над чашей форта оглушительно хлопающий на ветру триколор…














Тут дождь полил совсем уже сильно, и мы эвакуировались со стены внутрь музея. Впрочем, начало экскурсии было уже совсем близко.




Константиновский форт был восстановлен совсем недавно на средства Российского географического общества во главе с Шойгу, поэтому только треть экспозиции посвящена истории форта и его военным применениям, а большая часть - географическому обществу. Надо сказать, экспозиция оказалась довольно интересной. Мы с удовольствием с ней ознакомились, в основном автономно от экскурсии, чтобы рассмотреть то, что интересно нам, а не экскурсоводу, бегло ведущему довольно плотную толпу зрителей и с пафосом рассказывавшем об успехах РГО, а вовсе не о подвигах Севастополя.












Равелин был возведён в XIX веке на северном мысе Севастопольской бухты в целях её защиты от неприятеля со стороны моря. Батарея была названа в честь внука Екатерины II и сына Павла I - цесаревича Константина. Впервые земляное укрепление появилось тут по приказу Суворова буквально за одну июньскую ночь 1778 года, заставив десяток турецких кораблей быстренько покинуть бухту. Позже, в 1794 году, началось сооружение 2-ярусного каменно-земляного строения, а в 1836-40 гг. была возведена казематированная батарея из прочного киленбальского известняка. Славная история Константиновской батареи зародилась в годы Крымской войны, а именно - в период Первой обороны. Стратегически важная позиция удерживалась защитниками крепости под яростным огнем превосходящих сил противника. Батарейцам удалось выстоять и с честью выполнить свою задачу.


«Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжёлое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»









При отступлении советских войск из Севастополя во время ВОВ гарнизон из семи десятков солдат трое суток сдерживал массированные атаки гитлеровцев, принимая огонь на себя. Это дало возможность покинуть бухту всем нашим кораблям. Тогда форт сильно пострадал от бомбежек, к тому же - при отходе были взорваны пороховые склады.


До 2014 года в Константиновской батарее располагались воинские части. Строение постепенно разрушалось и приобретало все более плачевный вид, так как его восстановлением практически никто не занимался. В 2015 году обязанности по реставрационным работам на основе архивных чертежей приняло на себя Русское географическое общество. На тот момент историческая кладка была разрушена на 70%.


В плане двухэтажное казематированное сооружение имеет форму подковы, а с моря оно выглядит как огромный белоснежный корабль, готовый в любой момент отчалить от берега. На кровле в случае необходимости могли устанавливаться орудия, поэтому изначально она была прочной и без скатов. Офицерский флигель на заднем плане соединяется с величественным сооружением двумя защитными стенами. Внутри есть просторный дворик, где когда-то находился огромный резервуар с водой. Фланговые участки были выделены под пороховые погреба и продовольственные склады. Форт мог автономно выдержать годовую осаду!


«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, - и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели её в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

















Далее мы с удовольствием вспомнили экспедиции знаменитых российских путешественников, особое внимание из которых в честь 170-летия со дня рождения было отдано Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю.
































Р.Амудсен





















Кроме того, мы оказались в музее РГО в год двухсотлетия открытия Антарктиды и конечно же заглянули в атлас рисунков экспедиции!


Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка - Антарктиды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева - шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек. Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 15 марта, отплытие произошло 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда, и практически все научные наблюдения, как в области географии, так и этнографии и естествознания, осуществляли офицеры и единственный учёный на борту - экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят академик живописи Павел Михайлов, снятые им виды Южных Шетландских островов использовались в английских лоциях даже в 1940-е годы. Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом: из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами; общая протяжённость маршрута составила 49860 морских миль. 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю.ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Описание экспедиции было опубликовано в 1831 году на русском языке в двух томах с приложением атласа рисунков.




А ещё мы как дети радовались встрече с Юрием Александрович Сенкевичем, которому был посвящён один из залов. Буквально весной мы планировали посетить его музей-квартиру в Москве, но из-за пандемии не срослось. Кстати, он прошёл путь от младшего научного сотрудника до начальника Учебно-тренировочного специализированного центра медико-биологической подготовки космонавтов в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР. Занимался подготовкой и медицинским обеспечением пилотируемых космических полётов и полётов биоспутников (с животными на борту). И даже проходил подготовку для участия в космическом полёте в качестве врача-исследователя!










Экспозиция завершалась серией фотографий с ежегодного конкурса РГО «Россия - прекрасная страна» и выставкой живописи наших любимых крымских художников: Игоря Шипилина, Даниила Волкова, Николая Дудченко и Алексея Петрухина. Каждый из них обладает настолько узнаваемым почерком, что и подписывать авторство под репродукциями нет смысла.




В общем, напоследок мы получили ещё и массу эстетического удовольствия от разглядывания их картин, а Лена к тому же разглядывала их с профессиональным интересом, пытаясь что-то смотать себе на ус, и фотографируя фрагменты.






































Когда мы вышли из форта, дождь закончился. Мы поднялись на стену - и он, естественно, тут же принялся снова. Таков уж был этот день - щедрыми пригоршнями кидавший нам контрасты, впечатления, краски… И воды, конечно, перекидавший в нас немало! Мы всё равно жадно снимали всё вокруг - заливы, бухты, яхточки, которые, как разноцветные бабочки, выпорхнули на сияющий на прорвавшемся солнышке простор. Потом дождик опять прогнал нас со стен.


























Утром, торопясь на экскурсию, мы не обратили внимания на встречающую посетителей скульптуру «Родина». Нас она провожала. Женская фигура в кольчуге и шлеме держит в одной руке меч, а в другой щит, прикрывающий императорские регалии - корону, державу и скипетр. Такая вот трактовка Родины…






«Да, на бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами, прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит на золотых лучах солнца. Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»).
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

















Мы покидали форт, и всё оглядывались, всё фотографировали - ах, как вкусно вспыхивал мир в свете внезапного солнышка, как хороши были волны прибоя, как сияло море, как плавали по нему света и цвета!..








11 октября 2020 г.

Ч И Т А Т Ь   П Р О Д О Л Ж Е Н И Е...

Шестой месяц лета, история, живопись, музей, Севастополь, Крым

Previous post Next post
Up