Херсонес под снегом

Mar 20, 2017 12:02


     Наутро после рождественского снегопада мы обнаружили за порогом дома чудесный заснеженный мир. Он был прекрасен до рассвета - синий сумеречный двор с жёлтыми полосами света от наших рано загоревшихся окон. С рассветом он остался не менее прекрасным - пасмурное сиреневое небо очень художественным контрастом простёрлось над белыми крышами и заборами. Двор наш был девственно-бел - и только цепочки кошачьих следов обозначали, что жизнь не прекращала своё движение в этом враз охладевшем мире. Вопреки опасениям, кондиционеры наши не подкачали, и ночь нас не заморозила. Мы были бодры, веселы и готовы к новым свершениям и странствиям. Накануне мы договорились с Сашей о встрече среди заснеженных руин пораньше - пока не вытоптали весь снег. И мы встали чуть свет, чтобы быть в Херсонесе к девяти утра!


Снег в Херсонесе - это всегда очень красиво, необычно и атмосферно, поэтому у нас даже не было других вариантов, куда отправиться в этот день - более того, мы этого подарка ждали! Мы шагали по улице Дмитрия Ульянова, такой ностальгически знакомой по многим нашим Севастопольским каникулам, затем мимо памятнику князю Владимиру спустились на улицу Древнюю. И вот уже, пока за забором, раскинулась чудная перспектива заснеженного полиса. О, эти волшебные цвета пасмурного снежного приморского дня! Небеса с сиреневым оттенком, густая холодная зелень моря, белая полоса снега… И охристый акцент Владимирского собора…




На входе новшество - пускают теперь бесплатно, но через рамку металлоискателя, и с беглым осмотром вещей. Ну и к лучшему оно, пожалуй! Минута на осмотр, взаимные рождественские поздравления с охранниками... Теперь - вперёд, по заснеженным дорожкам, мимо музеев к любимой видовой площадке над самой знаменитой базиликой Херсонеса…












Чудесный домик с кипарисами над великолепных красок пейзажем. Холодный, ветреный мир, полный зачарованной красоты. Вот только лестница отчего-то перекрыта, забрана предостерегающими табличками. Наверное, свежеуложенная плитка зимой оказалась смертельно опасна для посетителей! Но пускаться в обход очень уж не хотелось. И мы под осуждающее бурчание Юли форсируем ограждение по бортику лестницы и спускаемся уже довольно натоптанной тропкой к заснеженным древним стенам.






Увеличить на полный экран...

А до чего хороша базилика на фоне моря и снежного мыса, воздвигающегося над зелёной водой белой громадой… Этим колоннам в таких красках просто необходимо отыскать самый замечательный ракурс! И мы ищем, шарахаясь влево-вправо, наплевав на морозный ветер, неприятно кусающий пальцы на корпусах камер. А тем временем появляется Саша. Бурная радость от встречи - пара месяцев пролетели быстро, и такое ощущение, что мы лишь пару недель назад вместе мокли на Ат-Баше! Но на разговоры отвлекаться особо некогда, состояние природы вокруг постоянно меняется, и мы привычно все вместе увлечены охотой за светом и ракурсами. И вот погода, потянув для приличия время, разряжает-таки снегопадом так радовавшие нас тёмные сиреневые тучи. Видимость снижается, а мы всё не унимаемся, пляшем среди руин в фотографическом азарте. В конце концов Юля, утомлённая нашей одержимостью и холодным ветром, решает отправиться в храм. А мы продолжаем наши снежные странствия.




Увеличить на полный экран...













Увеличить на полный экран...



Увеличить на полный экран...





Увеличить на полный экран...



Первым делом необходимо (!) сделать фото на память. Не вовремя убежала Юля! Лучшее место - Туманный колокол! Это, конечно, Сашина идея. И реализация…










Потом мы, конечно же, спустились к морю. По крутой лесенке - туда, где зелёные волны с шелестом, словно шершавый кошачий язык, лизали охристо-белые камни прибрежной гальки. Купаться никому не захотелось - ограничились воспоминаниями о своих былых купаниях на этом пляже. Полюбовались рыжими обрывами, припорошенными снегом. Подышали морем, выпили горячего чаю у подножья отвесной известняковой стены. И, поднявшись по лестнице, пошли вдоль берега дальше.
















В затянувшем мир сером мареве снежинок решили не спускаться на пляж у яхт-клуба. Пошли к храму искать Юлю. Метель меж тем понемногу начала утихомириваться. Мы любовались прояснявшимися пространствами, обретавшими прежнюю насыщенность красок. Немного задержались, чтобы снять на память крестильную ротонду, очень нарядно выглядевшую в этом зимнем пейзаже. И у самого храма встретили удачно вышедшую нам навстречу Юлю.








Увеличить на полный экран...







Потом мы прогулялись в сторону музеев, миновали раскопы у водохранилища. И тут - о чудо! - из туч выглянуло удивительно яркое солнце. Мы как раз поднимались по металлической лесенке на мощный гласис старинной артбатареи, и обрамлявшие её ветви кустов и травы, и без того поблёскивающие ледяным убранством, вспыхнули ослепительным блеском. Всё, что росло здесь, было после вчерашнего ледяного дождя абсолютно хрустальным, заколдованным, словно в детской сказке про Морозко. А небо просияло отчаянной синевой, мир наполнился звонкими красками, и мы только удивлённо ахали, не в силах запечатлеть это нежданное великолепие…






Удивительно, кстати, что мы ни разу до этого сюда не залезали. Недаром в Интернете пишут: «Береговые батареи № 12 и № 13, расположенные в юго-западной части Херсонесского городища, из всех сохранившихся фортификационных сооружений рубежа ХIХ-ХХ веков наименее известны и посещаемы».


Построены в 1893-м, вооружены в 1895 году, получили номера 12 и 13. На вооружении батареи №12 находилось восемь 11 дм мортир образца 1877 года, на батарее №13 - шестнадцать 9 дм мортир также образца 1877 года. Разместили их по два орудия в каждом из восьми орудийных двориков. На батарее №12 дополнительно установили две 57-мм пушки системы Норденфельда. На каждой батарее имелось по четыре бетонных артиллерийских погреба. Толщина бетонных перекрытий батарей достигала 3,7 метра. Батареи были прикрыты мощным гласисом и рвом глубиной до пяти метров на случай высадки десанта. В 1900 году в районе этих батарей был возведён командный пункт береговой обороны Севастопольской крепости. Сохранился центральный въезд на территорию двенадцатой батареи, фланкируемый двумя массивными пилонами, а также здания офицерского флигеля и караульного помещения. В боевых действиях батареи принимали участие единственный раз - в октябре 1914 года, ведя огонь по линкору «Гебен».














Спустившись вниз, мы шли через сияющие заледеневшие просторы, и на фоне синего неба светились золотым светом город и где-то очень далеко обрывистые берега Качи. А слева небеса снова сгущались в густую тьму, звонкого цвета море под тучами на глазах теряло цвет. Приближалась серая мгла, на нас снова шла метель.












И когда солнце наконец кануло в тучи, и упала густая тень, полная метущихся снежинок - берега Севастополя ещё светились некоторое время светом далёкого уже солнышка.




Саша засобирался домой, наступало время прощаться. Вместе с Сашей ретировалась замёрзшая Юля, предвкушавшая уже отдых в тепле у кондиционера и домашний обед. Они отправились к калитке у Солнечного пляжа, быстро растворяясь в метели. Мы же, разумеется, вовсе не торопились домой. Руины бывшего рыбозасолочного комплекса стали приютом для вполне комфортного обеда. Арочка в стене спрятала нас от снега и ветра, камни послужили стульями и столом, и мы немного отдохнули, глядя, как мечутся снаружи стайки суетливых снежинок.


Увеличить на весь экран...



Увеличить на весь экран...



Увеличить на весь экран...





Конечно, потом мы пошли по тропе назад, к любимой базилике. Прекратился снег, снова волшебными сделались краски, заставив нас в который уже раз схватиться за камеры. И до чего же сложно было уходить отсюда! И мы всё оборачивались, и снимали, когда выпрыгивало вдруг из туч внезапным лучиком нежданное солнышко. И может быть, где-то здесь обронила Лена крышку от объектива - что послужило причиной её приключений на два ближайших вечера… А может быть, это случилось чуть позже, когда мы бродили по периболу между стенами, и карабкались по заметённым снегом склонам… Так или иначе, мы покинули Херсонес не вдруг.








Увеличить на весь экран...



Увеличить на весь экран...







Увеличить на весь экран...







Увеличить фотографию...





Увеличить фотографию...



Увеличить фотографию...



Увеличить фотографию...



Увеличить фотографию...



Увеличить фотографию...



Увеличить фотографию...





А когда наконец вышли за калитку - направились к «Зелёной пирамиде». Здесь было чем полюбоваться! Здесь тоже постарались создать новогоднюю атмосферу! Чудесные светлые картины - в том числе и любимого нами Аруша Воцмуша. Здесь же мы обнаружили и искомый альбом с репродукциями его акварелей. Стоил он недёшево - аж четыре тысячи рублей - мы позвонили Юле, и она, как и мы, покупку на такую сумму не одобрила. Так что Лена купила себе в коллекцию замечательный напёрсток - и тем мы ограничились.






А уже шагнув в остановки в маршрутку, Лена обнаружила пропажу крышки. Мы ехали на Апполоновку - туда, где с утра гуляли раздразнившие нас рассказами о своей прогулке Оля и Люда. Приключения продолжались, мы предвкушали прелести заснеженных старых квартальчиков…

Фоторассказ Александра о нашей встрече...

Севастополь. 8 января 2017 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Херсонес, Зима в Севастополе, Севастополь, зима, Крым

Previous post Next post
Up