Хроники крымских странствий (часть 1)

Jul 21, 2010 11:31


         В такую жару очень хочется к морю... Но так как на море я сейчас поехать не могу, то хотя бы помечтать. Точнее, повспоминать.
         Июнь 2006 г. Видеоклип о нашем путешествии из Коктебеля в Севастополь в компании Юли и Лёши. По сути - это первый мой опыт подобного рода видеомонтажа, так что не судите строго :)

image Click to view



Ну а чтобы события в клипе были понятнее, да и просто, чтобы труд моей супруги не пропал, ниже я хочу опубликовать её дневники "Хроники крымских странствий". Как-то все прошедшие годы никак не доходили руки подкорректировать их для публикации в интернете, а жаль - нам кажется, что они могут быть интересны не только нашим близким.

         Итак, Елена Свиридова...

ХРОНИКИ КРЫМСКИХ СТРАНСТВИЙ

16 июня 2006 г.

Отбытие - в 22.49.
         Обожаю этот момент. Отбытие… Встречи на вокзале. Первый шаг в путешествие. Абсолютно не верится, что нас ждёт Крым!
         Рельсы-поезда, сумки-чемоданы… Сырой пасмурный ветер. Вокзальный ветер… Стоим с Андреем и Лёшкой, ждем Юльку и Вадика. Нервно глядим на часы. Ожидаемые объявляются минут за 10 до прибытия поезда. А стоит он 4 минуты, между прочим! Выясняется, что Юлька с Олей и Грызловыми давно уже прогуливаются внутри вокзала. Молодцы! Юлька деловита. Вадик задумчив и тих. Летим галопом на платформу, трогательно прощаемся с нашими провожающими. Впрыгиваем в поезд, целуемся через оконные стекла. Поехали!
         В вагоне темно, загадочно, многообещающе. Красиво поблескивает в Вадиковых рюмках Коктебельский (!) коньяк. Ну, за удачно начало! «На дне!» - комментирует Юлька свое пожелание относительно количества наливаемого ей коньяка. Пророческая фраза!
         Проводим сверку на предмет забытых вещей. Смешно… У всех есть всё. Даже губки для мытья посуды - у всех. Кроме Юльки. Зато у нее - стиральный порошок. Маньяки… Веселимся. В темноте раскладываем постели. Пялимся в сумеречные пейзажи за окном. В происходящее не верится никому. Вот оно, счастье - наступает! Спокойной нам ночи - первой ночи путешествия!

17 июня 2006 г.

Просыпаюсь от светящего в окно солнца. Что там насчёт пасмурного прогноза?.. На полке призраком, завернутым в простыню, сидит Лёша. Вдумчиво смотрит в окно. Пять утра. Этот человек обещал проспать всю дорогу… Выясняется, что поезд сильно трясло, и Лешу это встревожило… Граница, таможня - поспать не дали, разумеется. Ну, раз такое дело - поднимаемся. Распаковываем сумки с едой. Количество запасенной пищи ужасает. Пытаемся уничтожить хотя бы часть припасов - дабы не тащить все это и дальше на себе. Юлька тихо ехидствует по поводу иммиграционных листков и паспортов, исчезающих в Андреевой сумке: «Рабовладелец…» Теперь без Андрея из Украины не выехать никому… Наконец-то его душенька довольна - никуда не денутся! Ни Лёшка, ни Юлька. А то он до последней минуты не верил, что Лёшка с нами поедет. Говорил: вот увижу, как он в поезд сядет - тогда да…
         Поели, умылись… Дрыхнут. Лёша - сидя. Потому что постель свою уже опрометчиво свернул... Солнце за окном поднимается всё выше, делается жарко. Пожалуй, задрыхну тоже…
         Будят меня самым бестактным образом. Пинком в бок. Однако не напрасно будят. За окном - буйство красок и цветения. Зелёное, белое, желтое, синее и красное. Красное при ближайшем рассмотрении - маки. С ума сойти! Маковые поля! Помахивают лепестками, как бабочки крыльями. И вокруг - море желтых колосьев. Красиво! Вот они, краски юга, проявляются! Пытаюсь представить себе Коктебельские холмы в цветущих маках. В происходящее по-прежнему не верится…
         К вечеру прибываем в Феодосию. Покупаемся на заманчивое предложение таксиста (ему по пути, поэтому дешевле). Грузимся в машину, радуясь, что не придется тащить вещи на себе до автостанции. В Феодосии - пикеты против НАТО, всё как и анонсировалось… Выезжаем из города, в глаза светит предзакатное рыжее солнце. Степь направо-налево, пейзаж без изысков. Кто бы мог подумать, что совсем рядом - волшебной красоты прибрежные холмы и дремлющий вулкан? Машина ныряет в долину, приподнимаюсь на сиденье. Андрей предупреждает: не пропустите, вот оно! Распахивается, выплывает Долина голубых гор. Сказка из камней и трав… Из пряных запахов, шума волн, бескрайних пространств, наполненных солнцем и ветром. Из отголосков чьих-то мечтаний, фантазий, стихов, блуждающих меж горных отрогов. Коктебель. Давняя наша любовь без надежды на излечение… Дорога бежит под гору, над головой вырастают причудливые пики Кара-Дага. Вот оно, наше жилище! Дворик за белым забором, стол под увитой плющом крышей, калитка на море… Мне нравится тут жить. Тут уютно, комфортно, привычно. Второй этаж мини-гостиницы - с балкончиком. Бухта как на ладони: море, холмы, мыс Хамелеон, окрасившийся по случаю заката в рыжий цвет… Далекий Орджоникидзе, в котором я до сих пор не побывала. Крохотные белые домики в туманной дали, на самой оконечности бухты. На этот раз непременно туда дойду! Ребята, правда, ещё не знают, на что я их обрекла - ну да ничего, отпуск надо наполнять приключениями!
         Первое наше маленькое приключение - прогулка на вечернюю набережную. Вернее - уже на ночную. Разрослась набережная, расползлась вдоль берега… Только вот беда - для гуляний ещё не сезон… Полусонная набережная, что-то где-то ещё строится, кирпичи на тротуаре, половина кафе закрыта. Даже чайхана, на которую мы целились - славная такая, вдоль поворота набережной… Лысые дастарханы желтеют в темноте, без подушек-покрывал - прощай, мечта об экзотическом уюте! В поисках недорогого прибежища уходим всё дальше, набережная темнеет, фонарей всё меньше. Лёшка с Юлькой заметно беспокоятся. Когда сворачиваем на пляж и под ногами в темноте начинает шуршать галька, они принимаются возмущаться уже в голос. Впрочем, дорогу нам всё равно преграждает река. В этом месте она через пляж впадает в море. Обычно мы без проблем перешагивали узенький ручеёк в гальке. Но сегодня ручеёк заметно шире, и прыгать через него в темноте для первого маленького приключения - уже чересчур. Ничего не поделаешь, переправу оставляем для светлого времени суток.
         А чайхану мы себе все-таки отыскали. Не очень, правда, экзотичную - но вполне уютную. Вкусно всё! А вино - обалдеть! Правда - наше, самокупленное. Андрей договорился, чтобы позволили его пить. Жизнь делается сильно веселее. Бредём назад по набережной. Камень у нашей калитки - огромный, лежащий в прибое - манит по старой памяти взобраться на свою удобную вершинку. Но ребята наши в темноте таких экспериментов не желают. Что ж, тогда - дальше по пляжу. Туда, где кончаются фонари и сонно шумит море. Почти к подножью Кара-Дага. Звезды - россыпью. Темная громада гор укрыта белеющими во тьме облаками. Вообще, всё - во тьме. Сидим на волнорезе в черной мгле, слушаем бульканье волн. Пьём вино. Мечтаем о Карадагском Чудовище. 
Оно недоверчиво обнюхивает нас откуда-то из бульканья и поводит щупальцам. Или плавниками. Или ещё чем-то - что там у него… Мерцают в небе неведомо откуда взявшиеся зарницы. Лёша опасливо отодвигает нас от воды. Ну и ничего, что прохладно. Зато - экзотика! Идём допивать портвейн в наш дворик. Шёпотом, при свете шартовской свечи. Барсик, объявившийся днём, ночью не показывается. Зато у калитки мы видим роскошного рыже-пушного котяру… Ладно, завтра будет утро! Может быть, пойдём на Кара-Даг… Спокойной ночи, люди! Приятных снов, Коктебель!
         Выхожу на тёмный прохладный балкон. Прямо у перил висит нарядная жёлтая луна. От луны по морской глади бежит светлая дорожка.
         Где-то за калиткой сонно булькает Карадагское Чудище…

18 июня 2006 г.

Утро в Коктебеле. Первое… Пробудились слегка ошалевшие. Юльке привиделась во сне Зоя Ивановна в кокошнике. Мне - бесплодные метания в попытках уехать на юг. Ночь кошмаров… Утро взглянуло на нас повнимательнее - и решило с ходу встряхнуть эту тёплую компанию. С её планами размеренно прогуляться, дойти до базара, заскочить на переговорный пункт… И мы, плотно и со вкусом позавтракавшие, взяли да позвонили невзначай Маугли. И выяснилось, что экскурсия - в половине одиннадцатого. Единственная и неповторимая, на ближайшие три дня. И мы покорились утру. Галопом поскакали на автостанцию.



Но Кара-Даг удался! Было всё - от солнца до тени, до дождика, до града, до облаков в прямом смысле слова (гуляли в облаках, как ёжики в тумане, Ивана-разбойника не увидели - скрыло нафиг, а по горным грядам ползал туман белыми ватными клоками) - и солнышка опять, внезапного и радостного, в нежданно разошедшихся тучах над Золотыми воротами. И синевы пронзительной сквозь спешно растекающийся туман. Кара-Даг цвёл, благоухал, ослеплял сумасшедшими красками, мы шалели от обилия цветов и запахов, от пестрого мелькания бабочек, от стремительно меняющейся погоды. На одном из склонов метнулись вверх косуля с двумя косулятами, повергнув нас в окончательный восторг. Поход вышел роскошный, и заданного темпа мы решили не терять. Прискакали домой, схватили подстилку, хлебнули холодного пива (благо, палатка у самой нашей калитки). Купаться!



Пляж «Новый Коктебель» при ближайшем рассмотрении оказался недурен. Потому что - тень от палаток, дощатый настил (в отличие от гальки не корёжащий ног), а под мостками - песчаное дно. Супер! Обсохли, обогрелись - и добрались-таки до центра. Благо, он совсем рядом. Тут всё рядом… Позвонили домой, со вкусом прошлись по базару. Клубника, черешня, сыр, вино из-под прилавка… Ну вот, теперь можно и на дальний пляж. Настоящий, без всяких там досочек-мостков. Только берег, море и горы. Вода, правда, ещё холодновата - но в принципе сносно. Купаемся от души, со вкусом, запиваем развлечения вином. Солнышко уже вечернее, ласковое. Мы с Андреем глядим на позолоченные солнцем склоны Кучук-Енишара. На вершине - маленькая тёмная точка. Дерево, под которым похоронен Максимилиан Волошин, поэт и художник, воспевший здешние места. Переглядываемся. Отличная идея - закончить первый коктебельский вечер на могиле Волошина…
         С тропы на склоне море видится огромным котлом, заполненным отчаянно-синей водой. Хамелеон жёлтой ящерицей распластался на воде. Высоко же забрался певец Коктебеля… «Рабы» ропщут, но это ничего. Зато - какой закат на Кучук-Енишаре! Почти американский каньон в закатном солнце, буйное цветение, серебрящиеся пушистости ковыля… И - полное безветрие (ну не бывает такого на Кучук-Енишаре!). Волшебный закат! Сидим на камне, пьём вино - в полном восторге от происходящего. Втыкаем на заходящее солнце. Красота - вокруг. Справа, слева, впереди, за спиной, вверху, под ногами. Непонятно, где красивее. Фотографируем всё подряд. Собираем оставленный какими-то варварами мусор… Солнце наконец скрывается за горизонтом. Пора спускаться! Бросаем последний взгляд на могилу. На ней в числе прочих остались и наши камешки. Говорят, Волошин завещал не носить на свою могилу цветов. Сюда приносят гальку с побережья. Эта галька - тоже часть Коктебеля. Такая же неотъемлемая, как суровые силуэты Кара-Дага - или пушистые метёлочки ковылей. Как это дерево над долиной, напоминающее о поэте и мечтателе, сделавшем Коктебель своей поэмой…



Спуск радостен и быстр, страна голубых гор распахивает нам наполненные вечерней прохладной объятия. И сама собой припоминается старая походная речёвка, и мы с Андреем озадачиваем наших спутников дружным «Потому что мы - зайцы!» «Вы, может, и зайцы,- ворчит Лёша,- а мы, похоже, теперь будем кони…» Пляж гостеприимен донельзя, у недостроенного кафе прямо на берегу нам предлагают шашлык по неожиданно низкой цене. Соглашаемся, конечно - и, пока готовится этот внезапный ужин, мужчины наши бегут купаться. Столик наш стоит прямо на гальке пляжа, шашлык хорош, мы запиваем его вином (опять же собственным, недопитым на Кучук-Енишаре) - а в нескольких шагах от нас шумит в темноте море. И темнеет над морем силуэт Кара-Дага… Потом мы идём по набережной - я в развевающемся парео (самое оно для ночи!) и Илюхин в налобном фонаре. Нам весело и хорошо - День удался! Потом мы пьём чай при свете свечи за столиком под плющом. Все довольны… Жаль, Барсики сегодня какие-то неконтактные… Ну и пусть! Завтра прикормим их… Ложимся спать с чувством исполненного долга. И в мыслях о завтрашнем походе к Орджоникидзе. Неужто завтра я доберусь до своей давнишней цели?
         Какой ты изнутри, Орджоникидзе?..

19 июня 2006 г.

Хороший оказался Орджоникидзе! И день выдался роскошный. После базара (разве можно перед путешествием отказаться от шанса закупиться чем-нибудь вкусненьким?) двинулись вдоль пляжей и набережных в Коктебельские холмы. Такой феерии Коктебель нам ещё не дарил… Сколько ароматов, сколько цветов, какой калейдоскоп красок! Помнится, 10 лет назад мы бродили по обугленным черным холмам, и под ногами у нас хрустел пепел… Сегодня холмы - буйство жизни. Даже Хамелеон, вечно лысый, расцвел жизнерадостной зеленью… Жёлтое, белое, розовое, красное, синее, голубое, фиолетовое, салатовое соткалось в сплошной благоухающий, колышущийся под ветром живой ковёр. Идём узенькими, зажатыми цветочными полями тропками, разинув рты. Море сияет нереальной голубизной, плещутся под солнцем серебристые метёлки ковыля… Зависаем на некоторое время в Тихой бухте, в тенистом местечке под растущими прямо на пляже деревьями. Вход в море каменистый, но это пляжу можно простить. Зато какой славный, прогретый солнцем песок на берегу! Давно я не получала такого удовольствия от контраста прохладной воды и горячего песка! Особенно с учётом того, что меня этим песком ещё и засыпали сверху… Целых два часа наслаждаемся пляжем. И - в путь! Нас ждёт город моей мечты!



Тихая бухта позади - и мы начинаем подъём по каньону мимо пещер, которые, говорят, служили некогда укрытием легендарному разбойнику Алиму. Над обрывом наши «кони» устраивают небольшую панику. Это они зря - тропа вполне приемлема. Просто к таким походам надо привыкнуть… Преодолеваем заросшую ярко-зелёным осотом  ложбину - и опять вокруг роскошества цветочных ковров. Идём вдоль оврага. Самое сложное - впереди. Уже начинается. Подъём на Биюк-Енишар. Долгий, крутой, утомительный. По узкой сыпучей тропке. Но стоит обернуться - и все страдания окупаются сторицей. Долина голубых гор в обрамлении Кара-Дага и бескрайних холмов… Величественная картина в оправе из моря, неба и облаков… Вершина встречает нас ветром и бескрайним простором. Разинув рты и распахнув глаза, впитываем этот простор всеми мобилизованными органами чувств. Открывается чудный вид на Орджоникидзе (уже совсем у наших ног!), сияют цветочные поля над лазурным морем, на серебристых ковыльных склонах темнеют сосны.  И белоснежные шары метеостанции на уже близком мысе Ильи, за которым прячется Феодосия… Находим удобный камень на склоне - плоский, прогретый солнцем, рыжий от шершавых кустиков лишайника. Располагаемся на перекур-перекус. Из еды у нас - только огурцы да лепёшки. Но это нас мало огорчает. Город - вот он, под нами, уж там еда найдётся наверняка. И мы не спешим спускаться. Любуемся. Такие виды нам, жителям равнин, открываются в обычной жизни нечасто… По морю вдоль мыса, выдающегося далеко в море, скользит парусник. Андрей говорит: это мыс Киик-Атлама или Прыжок Дикой Козы, самая выдающаяся в море точка (в здешних местах). Если забраться туда - море будет от тебя с трёх сторон. Море вокруг… Он опасается напрасно, сегодня я туда уже не захочу. Должно что-то оставаться «на потом». Как долго оставался для меня «на потом» этот город, спрятавшийся между холмов. Он оказался совсем не таким, каким представлялся мне. Не казённое поселение с рядами скучных бетонных домов-коробок (а чего я ещё могла ждать от «закрытого объекта»?) - уютный и какой-то совсем крохотный городок, заросший буйной зеленью. Узкие улочки, старые домики с лепниной, Дом культуры - словно из старых советских фильмов. Маленький парк, статуя Кирова… И высоченные холмы вокруг. Или - горы даже.



На вершине Биюк-Енишара лежит густое облако. Да неужто мы - только что оттуда?! Правда, мы успели уже и побывать на пляже, и пообедать… Пляж вполне пристойный. Маленький, правда - но зато песчаный, с удобным входом в воду. Кафе тоже отыскалось неплохое. Даже пение мгновенно образовавшихся с нашим приходом музыкантов впечатления не испортило. Музыканты были забавны, и мы простили им шансон в репертуаре…
         Возвращаться через Енишары, понятно, никто не планировал. Н-да… Автостанция - одно название. Остановочка - лавочка с навесиком. Грустно смотрим на угнездившуюся под навесиком толпу. И садимся в притулившегося на обочине «частника».
         15 минут по дороге вдоль холмов - и мы в Коктебеле. Над холмами белыми покрывалами стелятся облака. На каждый холм - по покрывалу. Удачно мы успели пройти! А то опять играли бы в туманных ёжиков… На базаре затариваемся «Чёрным шайтаном». Во дворе, на столике под плющом, организуем плацдарм для дегустации. «Шайтан» проявляет себя с самой лучшей стороны, и уже через полчаса мы пугаем соседей взрывами нетрезвого смеха. А за перилами нашего балкона переливается огнями далёкий Орджоникидзе. «Мы там уже были!» - немного тревожно напоминает Андрей, заметив мой мечтательный взгляд, устремлённый на огни. «Да,- улыбаюсь я.- Мы там уже были!»
         И это - правильно!



( ПРОДОЛЖЕНИЕ...)

Волошин, видео, Коктебель, Карадаг, карадагское чудовище, Орджоникидзе, Крым

Previous post Next post
Up