И
Игуменья - Добрая женщина, стоящая во главе катарской женской общины, эквивалент Старшего. В некоторых достаточно редких документах таких женщин называли приориссами.
Идолы - Первые христиане называли так разукрашенные изображения языческих божеств. Катары приравнивали католический культ статуй святых к идолопоклонничеству языческого типа, цитируя по этому поводу пример апостола Павла, разрушившего статуи Артемиды и выступавшего против «идолов народов» во имя всеобщего и невидимого Отца
[1].
Иегова - Иегова (или Яхве) - это на иврите имя Бога еврейского народа - единственное имя, которое появляется в Ветхом Завете. Речь идет о Боге-Творце из Книги Бытия, в котором катары отказывались видеть Бога-Отца, провозглашенного Христом. И действительно, первые книги Ветхого Завета содержат примеры разного рода насилия и злодеяний. В частности Джованни де Луджио в Книге о двух началах со смертоносной иронией приводит аргументы по поводу слишком человеческих злоупотреблений этого ревнивого, лживого и гневливого творца
[2].
Иерархия (религиозная) - Катары осуждали иерархию Церкви Римской, которую они считали испорченной - начиная с верховной власти папства, и до кюре, которые обслуживали приходы. Сами они были организованы в автономные Церкви, каждая из которых управлялась епископом и его Сыновьями или коадьюторами, а также состояла из диаконов и Старших. Все вместе они составляли иерархию Ордена святой Церкви. Речь идет о собственно религиозной иерархии, которая, возможно, основывалась на организации ранней Церкви и представляла для катаров скорее порядок апостольской преемственности, чем какой-либо инструмент светской власти. См. Орден.
Изарн де Кастр - Брат Гвиберта де Кастра. Последний был Старшим Сыном, а потом епископом Тулузен. Изарн упоминается в начале XIII века как катарский диакон Лаурака. В 1208 году он участвовал в теологическом диспуте с вальденсом Бернардом Примом. Его след теряется в 1209 году, когда разразился крестовый поход.
Избранный/ные - Согласно терминологии, применяемой Эвервином из Штайнфельда в 1143 году, избранные мужчины и женщины представляли собой высшую степень иерархии вовлечения в ересь, то есть смешанный клир, который нес ответственность за общины слушателей и верующих. Этот термин является синонимом христианина/христианки, и в целом соотносится с тем типом людей, которых в Лангедоке называли Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами.
Изгнание - Христиане-катары использовали библейский термин изгнания в мистическом смысле. Оно для них символизировало вынужденное пребывание божественных душ в этом мире вдали от небесной родины, подобно тому, как еврейский народ - овцы Израилевы - были изгнанниками в плену египетском и вавилонском. В подтверждение своим проповедям, они цитировали книги Ветхого и Нового Завета, иллюстрируя этим тему изгнания и возвращения в Землю Обетованную
[3].
Иконы - Обобщенный термин, обозначающий собрание изображений в церквях, где фигурируют Бог и святые. Катары отвергали эту практику и культ, который они считали предрассудками. В этом они представляли собой наследников традиции иконоборчества, существующей в христианстве как минимум с VIII века (конфликт иконоборцев и иконопочитателей Византии), очень распространенной среди еретиков XI века в Западной Европе. Эта традиция была жива и у гугенотов в XVI веке. Что касается катаров, то они также отрицали и всякий символизм, ведущий к сакрализации видимого - поскольку, с их точки зрения, Бог проявляет Себя только в невидимом, а все видимое принадлежит миру зла.
Индульгенции - Избавление Папой или прелатами, которым он делегировал эти полномочия, от всех или части наказаний, предназначенных для грешников в ином мире. Эта практика появляется в XI веке с идеологией крестового похода (полная индульгенция, обещанная Урбаном II крестоносцам в 1096 году) и развивается в XIII веке параллельно с развитием доктрины о Чистилище. На Латеранском Соборе 1215 года Иннокентий III дает индульгенции теологическое определение. Эта практика финансового искупления потусторонних кар с выгодой для Церкви всегда осуждалась христианами-диссидентами вплоть до Мартина Лютера (1483-1546).
[4] Даже и теперь протестанты-кальвинисты (реформаторские Церкви Франции и Швейцарии) отказались участвовать в Юбилее 2000 года вместе с католиками, поскольку Папство возродило ради этой оказии практику индульгенций.
Инквизиция - По латински inquisitio означает «расследование». Вначале это было следствие с целью юридически преследовать религиозных уклонистов. Она называлась ординарной и осуществлялась церковным судом епископов (епископская Инквизиция). Затем ей была доверена особая юрисдикция (Папская Инквизиция или собственно Инквизиция). Основанная в 1233 году Папой Григорием IX и доверенная нищенствующим орденам, инквизиторская институция играла двойную роль. Во-первых, она представляла собой странствующую исповедальню, куда должны были являться все жители данной местности, и ее целью было примирить с католической верой население регионов, по которым недавно прошел крестовый поход (покаянная функция). Во-вторых, это был религиозный трибунал, основанный на доносительстве, и его целью было уничтожение ереси, ушедшей в подполье (полицейская функция)
[5]. Инквизиции потребовалось столетие, чтобы стереть с лица земли окситанский катаризм. Под конец XV века испанские короли создали систему королевской Инквизиции, которая много столетий преследовала еретиков, отступников и инакомыслящих на Иберийском полуострове и в Новом Свете.
Иннокентий III - Родившийся в 1160 году, Лотарь Конти ди Сеньи был избран Папой в 1198 году и принял имя Иннокентия III. Будучи блестящим юристом, он являлся фанатичным сторонником понтификальной теократии, провозгласив превосходство папской власти над властью светских сюзеренов, и утвердив свой статус как главного викария Бога на земле. После организации крестовых походов против Южных еретиков (1209 год) и сарацинов Испании (1212 год), он созвал Вселенский Собор в Латеране в 1215 году, где реорганизовал западноевропейское христианство. Он умер в 1216 году, до того, как смог организовать новый крестовый поход в Святую Землю.
Иоанн Евангелист - Автор четвертого Евангелия был, без сомнения, тем евангелистом, которого чаще всего цитировали Добрые Люди в своих проповедях и обрядах. Евангелие и Первое Послание Иоанна и в самом деле представляют всю аргументацию, противопоставляющую Бога и этот мир -корни христианского дуализма. Пролог Евангелия от Иоанна цитировался во время consolament. Некоторые катарские интерпретации представляют Иоанна как ангела, посланного Богом, чтобы помогать Христу в Его земной миссии.
Иоанн Креститель - Персонаж Нового Завета, представляемый как кузен Иисуса. В некоторых интерпретациях катаров он появляется как демон. Но в целом катары, наоборот, считали его предшественником
[6], проповедовавшим приход «Того, кто больше [его]», то есть Христа, которого Иоанн крестил водой в Иордане и признал в Нем посланца Божьего.
Искупление - Христианская теологическая концепция искупления грешного человеческого рода Христом благодаря Его Страстям и жертвенной смерти на кресте. Катары отвергали положение об искупительной смерти и искупительном страдании, поскольку, с их точки зрения, смерть и страдания являются исключительно оружием зла. Впрочем, они не признавали и концепции первородного греха, который нужно было искупать. Они считали, что Христос пришел спасти «погибших овец Израилевых» посланием Евангелия и крещением Духа.
[7] Италия (катарские епископства) - См. Ломбардия (епископства).
[1] Катарский юмор «Почему ты поклоняешься этой Маруське (статуе Девы) - спрашивал Белибаст. - Разве ты забыл, что ее сделал человек из куска дерева железным орудием?
[2] Бог-Уничтожитель. «Таким образом, Отец Иисуса Христа не мог во времени и в этом мире уничтожить на глазах у всех столько мужчин и женщин с их малыми детьми, особенно когда сказано, что Он «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3), как утверждает Апостол. (Книга о двух началах, о злом творце).
[3] Пастырь добрый «И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас.» (Иер.29:14). «И по этой причине Иисус Христос был послан Господом, чтобы искать народ, который был изгнан и спасти его, как Он сам говорит в Евангелии…» (Дублинский Ритуал катаров).
[4] Катарский юмор. В начале XIV века Добрый Человек Филипп д’Алайрак иронизировал, ссылаясь на Евангелие по поводу индульгенций, обещанных Папой арагонским крестоносцам: «Взгляните, как эти люди собираются достичь Спасения - убивая других людей!».
[5] Террор и костер. Папская Инквизиция, несмотря на свою мрачную репутацию, убивала относительно мало, хотя с 1256 года она приняла разрешение использовать пытки. Она методически уничтожала только еретических служителей и рецидивистов, но ее психологическое воздействие было ужасным. Основанная на доносах, она представляла собой настоящую систему официального терроризма, которая разорвала узы солидарности всего общества.
[6] Предшественник Христа. Катарские проповедники основывали легитимность consolament на словах Иоанна Крестителя, переданных Евангелиями: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.»
[7] Спасение верой. Добрые люди считали недопустимым, что Бог-Отец, Бог любви и жизни, послал Своего Сына на землю, чтобы Он страдал и умер, как животное на бойне. Как благое дерево может порождать только благие плоды из притчи о благих и дурных деревьях - так и смерть не может стать средством спасения.