Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

Feb 19, 2021 22:55

В

Вальденсы - Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или вальденсы быстро распространились в Бургундии и в Лангедоке, а в Италии к ним присоединились Ломбардские Бедняки. Движение, прежде всего, сосредоточилось на требовании евангельской бедности и свободе проповеди для мирян. Затем оно радикализировалось в XIII веке, и поставило под вопрос ценность религиозных практик Римской Церкви. Первый  костер, на котором погибли вальденсы, загорелся в 1214 году в Морльоне в Керси. Но еще долгое время вальденсы, соперники катаров, свободно проповедовали в Лангедоке. Начиная с 1233 года, после установления Инквизиции, их потихоньку начали травить, а затем уничтожать в Лангедоке. Они эмигрировали в Центральную Европу, где в XV столетии присоединиись к гуситам. Другие бежали в итальянские Альпы, где присоединиись к протестантской Реформации в 1532 году. См. также бедняки. [1]

Вальдо из Лиона - Сегодня с большой осторожностью говорят о человеке, которого классическая и романтическая историография называла Пьером Вальдо, а средневековые документы называли просто Valdesius. Этот богатый лионский купец около 1170 года обратился и стал призывать к бедности и евангельским идеалам. Он раздал все свое добро и проповедовал в городе, будучи мирянином среди своих товарищей мирян - Лионских Бедняков. В начале Вальдо поддержал реформаторский епископ Гишар. Но в 1182 году Вальдо и его сторонники были изгнаны из Лиона преемником Гишара Жаном Беллесменом. Они были подвергнуты анафеме на Веронском Соборе в 1184 году. Таким образом, Лионские Бедняки были отвергнуты Церковью вначале в схизму, а потом в ересь. Но евангельское призвание и бедность их основателя Вальдо породили поколение, представителем которого был Франциск Ассизский. Его движение было уже хорошо принято папством. Обстоятельства смерти Вальдо около 1210 года выглядят очень смутными. Возможно, он проповедовал в Лаурагес и Керси перед Альбигойским крестовым походом. [2]

Варфоломей из Каркассона - Этот, без сомнения, великий представитель катарской Церкви Каркассес [3], известен также под именем Варфоломей де На Лаурета, который в 1227 году в своем доме в Лор-Минервуа накрыл банкет для еретиков на 70 персон. Он стал жертвой фальсификации со стороны цистерцианской пропаганды, жаждущей организовать новый крестовый поход в 1223 году, и представлявшей его совершенно мистической фигурой викария антипапы Центральной Европы.

Василий - Этот византийский врач и к тому же влиятельный богомильский иерарх около 1100 года стал жертвой процесса против ереси, о котором подробно рассказывает Анна Комнина и Евфимий Зигабен. Он был сожжен со своими учениками на ипподроме в Константинополе по приказу императора Алексиса I. Личность и мужество Василия произвели сильное впечатление на очевидцев.

Вегетарианство - Катары были вегетарианцами на средневековый манер. Будучи особо аскетичными христианскими монахами, они постоянно постились. Но хотя им было запрещено употребление продуктов животного происхождения - мяса, яиц и молочных продуктов - у них не было никакого запрета на рыбу, которая, как считалось тогда, рождается в воде, как водоросли. Но возможно, они просто хотели придерживаться того образа питания, что и Христос, который проповедовал толпе в пустыне и умножал хлеб и рыбу, и все это ели, как сообщают Евангелия.

Ведьмы и колдуны - В эпоху Тысячелетия католические клирики обличали и описывали еретиков как практикующих колдовство, чтобы привлечь сторонников: их обвиняли в том, что они делали волшебный порошок из пепла детей, рожденных от инцеста, поклонялись дьяволу на шабаше, использовали сатанинские заклинания и т.д. Само слово «катар», впрочем, по всей вероятности означает «колдун, поклоняющийся коту». Начиная с конца XII столетия, этот тип аргументов против катаров был заброшен, как совершенно не соответствующий действительности. Но сама охота на ведьм началась только в XIV столетии, переняв эстафету от охоты на еретиков, которых Инквизиция практически уничтожила. Эта охота на ведьм продолжалась вплоть до Нового времени.

Великий Пост - Период воздержания или ритуального религиозного ограничения в пище. В католическом христианстве речь идет о сорока днях перед Пасхой в покаяние Страстей Христовых. Катары придерживались трех  великих постов в год по древнему обычаю.

Верона (костер) - См. Сирмионе.

Верующие - Согласно Эвервину из Штайнфельда, в середине XII века в Рейнских землях верующие (на латыни credentes) представляли собой переходной этап между простыми верными (слушателями) и клиром еретиков - христианами/христианками или избранными. Эти верующие тоже получали крещение путем возложения рук и представляли собой эквивалент послушников, ожидающих принятия обетов. Но в Лангедоке в XIII веке Инквизиция знала только простое разделение между верующими и еретиками, поскольку катехумены были возведены в ранг еретиков. Верующие же представляли собой массу верных, «верящих в то, что говорят еретики, и в то, что их посредством можно спастись» - так звучит формулировка Инквизиции. В начале XIV века Пьер Отье определял верующего как человека, который знает, как ритуально приветствовать Добрых Людей и просит их благословления через обряд melhorier.

Вечеря - Происходя от латинского «cena» («стол»), это слово означало последнюю трапезу Христа, разделяемую с апостолами перед Его арестом. Из рассказа об этой последней (тайной) вечери в Евангелиях, католическая  Церковь выводила таинство евхаристии; а протестанты - обряд общей трапезы, когда они в своем культе разделяли хлеб и вино.
Что до катарских монахов, то они практиковали благословление и преломление хлеба в начале каждой трапезы в память о Тайной Вечере.

Вечность - Будучи дуалистической, христианская теология катаров противопоставляла вечность времени, а Царствие Божье этому миру. Книга о двух началах особо четко разъясняет, что вечность, где «всё несокрушимо и ничто не портится» является «универсальной категорией блага», и таким образом, принадлежит одному истинному Богу. А вот время, где всё подвержено разрушению, разложению и смерти, принадлежит злому творцу. Из этого следует, что этот мир является добычей зла и времени, и должен придти к своему концу, тогда как Царство Божье пребывает в вечности, и только ему принадлежит вечность. Поэтому вечный ад, согласно окончательной логике катаризма и концепции катаров об универсальном спасении, невозможен.

Вивент - Катарский епископ Тулузен в изгнании в Италии, Вивент упоминается в документах с 1253 приблизительно по 1264 год, чаще всего в Кремоне и Пьяченце, со своим Старшим Сыном Гийомом Дельпеш из Сен-Мартен-Лаланда. Один раз он упоминается в бастиде в Апулии. Известно, что около 1270 года его преемником стал Бернард Олив.

Видение Исайи - Это название апокрифической библейской книги, датируемой эпохой раннего христианства. Она сохранилась в нескольких версиях - греческой, латинской, славянской и эфиопской. «Видение Исайи» было хорошо известно и использовалось в Средневековье. Оно рассказывает о видениях пророка Исайи на тему окончательной победы Христа над князем мира сего, особенно о путешествииИсайи через семь небес («седьмое небо» - наиболее духовное), и о последней битве между дьявольскими и божественными силами в весьма дуалистическом ключе. Возможно, этот текст вдохновлял, среди прочих, и катарских проповедников. В любом случае, этот текст очень точно цитировался Гийомом Белибастом.

Виллеруж-Терменез - Деревня Виллеруж в Терменез (Од) в XII веке была спорной собственностью, на которую претендовали сеньоры Терма. В XIII веке она окончательно попала под власть архиепископов Нарбоннских, построивших здесь в конце XIII - начале XIV веков замок, возвышающийся и сегодня в центре этой красивой и укрепленной деревни. Эти богатые прелаты являлись и светскими сеньорами деревни, и часто здесь жили. Именно архиепископ Бернар де Фарж в 1321 году приказал казнить на костре последнего известного катарского Доброго Человека Гийома Белибаста. [4]

Воздержание - Часто ассоциируется с целомудрием в монашеских обетах.  В отличие от поста, который является ограничением в употреблении пищевых продуктов, воздержание - это правило христианского смирения [5] плоти, которое исключает мясо и продукты животного происхождения. Монахи у катаров практиковали постоянное воздержание и постились один день из двух на хлебе и воде. Католические монахи также практиковали воздержание в Пепельную Среду, в Страстную Пятницу и в целом по пятницам.

Воздержанность - Один из монашеских обетов, эквивалентных целомудрию: воздержание от удовольствий и дел плоти.

Возложение рук - Литургический акт, известный с ранних времен христианской Церкви. Новый Завет (Деяния) упоминает о том, что апостолы практиковали его для крещения в Духе для верных, которые уже были крещены водой. Католическая Церковь впоследствии сделала из этого особое таинство, конфирмацию, в котором помазание епископом вскоре заменяет возложение рук, а крещальные функции закрепляет только за крещением водой. Однако этот обряд сохранился до наших дней в практике возложения рук и Книги во время посвящения епископов. В духе той же раннехристианской традиции катары практиковали возложение рук и Книги во время ритуала крещения и посвящения. См. также consolament.

Воплощение - Католическая Церковь обожествляла плоть, исповедуя веру в воплощение Христа, Сына Божьего, ставшего настоящим человеком, оставаясь истинным Богом (двойная природа Христа). Катары же отказывались принимать то, что Сын Божий мог воплотиться в материальное тело, созданное злом и подверженное разрушению и смерти. Будучи докетистами, они верили только в одну божественную природу Сына [6].

Вотенение/вотениться - Термин “adombratio”, применявшийся катарами, чтобы подчеркнуть неявственность воплощения Христа в Святой Деве, буквально означает «нарисоваться», «пройти под сенью». Их концепция состояла в том, что «вотенившись в Деве Марии», то есть, войдя в нее как в укрытие, в тень, Христос не взял от нее ничего, но вел земную жизнь в теле по-видимости.

Время - Время в катаризме является категорией в высшей степени преходящей и изменчивой, свойственной этому миру, и таким образом, атрибутом зла. Оно противостоит вечности, свойственной Царствию и являющейся атрибутом Бога. Дьявол «не способный сделать ничего прочного и устойчивого» может демонстрировать свое иллюзорное творение, отягощенное тленностью и смертью только в категориях времени. Время придет к своему концу, так же, как и этот мир, тогда как Царствие прибудет в вечности. См. также Ад.

[1] Современные вальденсы. Хотя сегодня не существует катаров, но вальденская Церковь дожила до наших дней, присоединившись к реформаторским Церквям. В основном Вальденская Церковь сосредоточена в так называемых ваьденских долинах Пьемонта, ее престолом является город Торре Пеличе, а еще у них есть теологический факультет в Риме. 
[2] Проповедник с Писаниями. После своего обращения Вальдо использовал остатки средств из своего бывшего состояния, чтобы перевести на романский язык отрывки из Библии для проповедей Лионских Бедняков.
[3] Проповедник? Современные историки Крестин Тузелье и Рене Нелли выдвинули гипотезу, согласно которой Варфоломей из Каркассона может быть автором Анонимного Трактата Катаров.
[4] Последний Добрый Человек. Гийом Белибаст был сожжен в Виллеруж возможно потому, что пастух, которого он убил перед тем, как принять катарские обеты, происходил из этой местности. Кроме того, архиепископ Нарбоннский был его светским сеньором. 
[5] Еретическая аскеза. «Мы ведем жизнь святую  и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе…» - заявляли Рейнские катары по свидетельству Эвервина из Штайнфельда..
[6] Ереси и природа Христа. Споры о воплощении Сына являлись источником раннехристианских ересей: монофизиты тоже отвергали принцип двойной природы Христа; адапционисты считали, что Христос был человеком, которого Бог принял как Своего сына; и, наконец, Присциллиан из Авилы в конце IV века был казнен как еретик за то, что отрицал реальность человеческой природы Христа..

Анн Бренон книги, Словарь, Анн Бренон

Previous post Next post
Up