О посте у катаров.
В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей - пост являлся обычным делом. Они, как известно, постились один день из двух, и совершали три сорокадневных поста в течение года. Вот как они говорили сами о себе, согласно Эвервину из Штайнфельда: «мы ведем жизнь святую и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе, и не ищем никакого вознаграждения своему труду, кроме как необходимого для поддержания жизни нашей».
Значение поста в ортодоксальных Церквях таково. Это своего рода аскетический подвиг, временная жертва Богу, предуготовление себя к празднику и Причастию. Да, конечно, часто говорится о том, что целью поста является духовный рост, но ведь это чисто временное ограничение. Так можно поститься и с обеда до ужина.
Добрые христиане называли себя иногда христополитанами - жителями Града Божьего. То есть, они как бы уже, живя в миру, «одной ногой» стояли в Царствии. Поскольку они жили в миру, то не могли избежать мирских забот и проблем. Они полагали, что их земные несовершенные тела являются носителями Духа Святого. Жить в миру им было так же сложно, как нести лампаду на ветру или пробираться на утлой лодочке по штормящему морю.
Пост для Доброго Христианина означал следующее:
- средство господства над своими страстями и эмоциями.
- Подражание Христу, который 40 дней постился в пустыне прежде, чем проповедовать людям Благую весть,
- Возможность постоянно быть начеку перед силами зла. Недаром Тертуллиан в своем труде «О посте», называя христиан «воинством Христовым», обозначает дни поста военным термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост».
- Постоянство постов - это возможность поддерживать себя в форме. Современным людям это должно быть понятно - ведь так делают спортсмены, или женщины, желающие иметь хорошую фигуру и ограничивающие себя в определенных продуктах. Или же люди, придерживающиеся диеты для здоровья.
Ортодоксальные Церкви требуют от мирян поститься именно потому, что рассматривают пост как временную жертву Богу. Добрые люди говорили, что такой пост подобен посту волка. Миряне все равно живут в грехах. Так и святой Павел говорит «Все, что не по вере, есть грех». Но верующий живет в надежде, что настанет день - и он избавится от греха. А пока что он может _пытаться избежать греха по мере возможностей_, Потому он и устремлен к Добру. Грешник скорее похож на застрявшую в варенье муху - она сама не вылезет, если ей не помочь. Но тот, кто помогает, должен хранить благодать. А «пост и молитвы» являются лучшим способом для этого.