Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р.II Правила

Apr 07, 2009 20:47



2.1.2 Вино.

Следует отметить, что вино, запрещенное манихейцам и богомилам, известным Козьме, у катаров не было запрещено никакими правилами, что, по-видимому, в случае с потреблением мяса, подтверждает либо генетическую концепцию мотивации, либо концепцию метампсихоза.


Совершенные очень часто использовали вино, в чем можно убедиться,  читая многочисленные упоминания о пожертвованиях, которые совершали верные в виде вина, или о непосредственных закупках. Однако они часто довольно сильно разводили его водой: пили настолько разведенным, что едва можно было почувствовать вкус вина»[1].

2.1.3 Великие посты и постные дни.

У катаров было три великих поста (сорокадневных) в год.

Первый из них фактически совпадал с Великим Постом у католиков. Второй начинался от понедельника Сошествия Святого Духа до меняющейся - в зависимости от календаря - даты, которую источники помещают в пределах «праздника святых Петра и Павла» (29 июня), или «в пределах праздника Святого Иоанна Крестителя», то есть terminus ad quem должен был припадать на период между 19 июня и 23 июля. Третий пост начинался 13 ноября (св. Брика) или «в первый понедельник после св. Мартина» (11 ноября), и продолжался до Рождества. В литургическом календаре он должно был длиться между 14 ноября и 24 декабря.

Эти три поста должны были пройти послушники, по крайней мере, до преследований, что позволяет сделать вывод, что минимальный период послушничества продолжался в течение года.

Первую и последнюю неделю этих постов называли «строгими» - их держали на хлебе и воде. В течение всего поста также постились только на хлебе и воде в понедельники, среды и пятницы.

Те же постные дни соблюдали целый год в тех же обстоятельствах, если совершенный не работал, не путешествовал или не болел.

В последних случаях, совершенный мог питаться овощными блюдами, но должен был воздерживаться от вина, масла и рыб или моллюсков[2], разве что получал разрешения в случае исполнения тяжелой физической работы.[3]

Стоит также заметить, что право потребления вареных овощей во время строгого поста появляется довольно поздно, у Ансельма Александрийского и Жака Фурнье. Вначале, как представляется, во время этих трех дней постились исключительно на хлебе и воде. Так было в Кастельнодари, до 1218 года: “Весиад, моя сестра, которую со времен ее юности воспитывала моя тетя Барселона, совершенная, в течение шести месяцев пребывала в секте еретиков, постясь три дня в неделю на хлебе и воде, итд…»

[1]Jacques Fournier, op.cit., t. III, s. 230; - См. Эврар Бетюньский: «Еретики считают, что избегают пьянства, поскольку часто пьют воду» (op.cit., p.1564).

[2]Ансельм из Александрии, ibid., который не знал этих нюансов, называл катаров лжецами, поскольку они утверждали, что постятся в эти три дня на хлебе и воде.

[3] Itinerantes vel infirmi. (B. Gui, ibid); - «И три дня в неделю во время трех постов и в остальное время, если они могли это перенести, должны были принимать только хлеб и воду, а в вареное блюдо (coquina) могли положить орех. Могли, однако, уделить себе послабление в том смысле, что те, кто работал, могли есть дважды в день, а те, кто шел на жатву - три раза в день. ( Jacques Fournier, op.cit., t. III, р. 230 и 137). Нужн помнить о том, что совершенный при обычных обстоятельсвах обязан был физически работать.     

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up