Apr 09, 2009 22:20
Пилат сказал Ему: что есть истина? И вышедши к иудеям, сказал им:
Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. (Ио.18:38,39)
Что должны были кричать иудеи на вопрос Пилата? Предпочтительнее было бы, конечно, кричать: «Отмену смертной казни!», но они предпочли, чтобы распяли Того, на ком не было никакой вины, и таким образом убийца и разбойник получил помилование.
Человеческое правосудие часто руководимо не соображениями правосудия даже, но чисто политическими или личностными раскладами. Тогда теория о том, каково должно быть правосудие притягивается сообразно желаниям определенного лица или конгрегации лиц - расправиться с оппонентами, выдав свою собственную месть за акт правосудия. Аквинат не был новатором, когда предположил, что фальшивомонетчик, подделывающий золото, (и которого, согласно средневековым законам казнили окунанием в кипящее масло), менее виновен, чем тот, кто подделывает истинную веру, увлекая души в бездну адову. Поэтому - учил ученый клирик - для еретика не должно быть никакого милосердия, ибо губящий тело - губит то, что и так когда-нибудь умрет, а губящий душу - губит бессмертное. Но по такой же логике мыслили и фарисеи, постановившие убить Господа Нашего: «Лучше чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб»… «С этого дня положили убить Его»… «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним». И эти судьи постановили также погубить Лазаря, как живое свидетельство силы Христовой. И они же или их духовные сыны преследовали и казнили апостолов; сажали в тюрьмы тех, кто признавал апостолов апостолами и слушал их проповеди. Они боялись правды, ибо были от мира. А Наш Господь сказал: «Если бы от мира было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня… но ныне Царство Мое не отсюда».
Люди мира всегда выбирают то, что от мира, ибо мир более возлюбил тьму, а не свет. И сейчас, если бы Христос со Своими апостолами снова пришел в мир, то, несмотря на то, что нет уж больше Инквизиции (в том виде, в каком она была в Средние Века), мир бы отверг Его; боюсь, притча об инквизиторе из «Братьев Карамазовых» повторилась бы слово в слово. Тем, кто от мира, более любы и близки грешники, похожие на них (с их маленькими слабостями), чем праведники, пугающие их именно своей праведностью. Ведь грешники неуютно себя чувствуют пред лицом праведника, демоны в них начинают вопиять: «зачем ты пришел мучить нас до срока?» Плохие девочки и мальчики не любят - ой как не любят - хороших мальчиков и девочек. Поэтому к ним применительны слова апостола Петра: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» (Деян. 3:14).
Приближается Страстная Пятница. Мы, верующие, выбравшие Лучшее, помним о том, что Он сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Хотя те, о ком Он просил, в это время делили одежды Его, бросая жребий.
Воскресные размышления