Свидетельства и документы
«Перед тем, как быть сожженным, Пьер Отье заявил, что если бы ему дали еще раз проповедовать перед толпой, он бы всю ее обратил в свою веру».
Реестр Жака Фурнье
ПИСАНИЯ КАТАРОВ
Ритуалы и литургия катаров известны нам по трем рукописям - Лионской, Флорентийской и Дублинской, а также по многочисленным свидетельствам перед Инквизицией. Там описаны три главные церемонии: передача молитвы Господней, исповедь, и наконец, собственно consolament.
Лионский ритуал (на окситан).
Исповедь - servisi или aparalhament - это коллективная исповедь, осуществляемая перед диаконом во время его ежемесячных визитов в каждую общину.
Предстали мы пред Господом, и перед вами, и перед орденом Святой Церкви, чтобы принести покаяние и получить прощение всех грехов наших, совершенных на деле, и на словах, в мыслях и поступках, с рождения, и до дня сегодняшнего, и просим милости Божьей и вашей, дабы вы молили за нас святого Отца милосердного простить нас.
Поклонимся же Господу и покаемся в прегрешениях наших многих и тяжких перед Отцом, и Сыном и почитаемым Святым Духом, и почитаемыми нами святыми Евангелиями, и почитаемыми святыми апостолами, с молитвою, верою, и с упованием на спасение, кое ожидает христиан добродетельных и достославных, и блаженных усопших предков, и братьев, здесь присутствующих, и молим Тебя, святой Господь, дабы Ты простил нам все грехи наши. Benedicite, parcite nobis. […]
О Господи, осуди и покарай пороки плоти нашей, обреченной на тлен и разрушение. Но возымей сострадание к душе, заключенной в темнице плоти, и дай нам дни и часы, и коленопреклонения, и посты и молитвы и проповеди, как это заведено у добрых христиан, дабы мы не были осуждены в Судный День как нечестивые и предатели. Benedicite, parcite nobis.
Принятие consolament.
Consolament или крещение Духом - единственное таинство, практикуемое катарами.
Если настало ему время получить духовное крещение, он должен совершить melihorier (свое «почитание») и принять Книгу из рук Старшего. Старший же должен прочесть ему наставление и назидание согласно ритуалу, как это пристало делать при крещении духовном. Должен же Старший сказать так:
«Господин Пейре (предположительное имя неофита), желаете ли Вы получить духовное крещение (lo baptisme esperital) и Святое Слово через возложение рук добрых людей, посредством которого в Божьей Церкви нисходит Святой Дух? […]
Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних добрых людей к другим, и так будет до скончания веков. Также знать Вам надо, что власть дана Церкви Божьей связывать и развязывать, и прощать грехи, и оставлять их, как сказано об этом в Евангелии от Иоанна (20: 21-23): «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». […]
Затем верующий совершает свое почитание (melihorier) и говорит: «Parcite nobis. За все грехи, кои я мог сотворить, или сказать, или помыслить, или совершить, я прошу прощения у Бога, у всех вас и у Церкви». И тогда христиане должны ответить: «От имени Бога, и нашего, и Церкви, пусть грехи будут Вам прощены, а мы станем молить Бога, чтобы простил их Вам». Затем они должны дать ему духовное крещение. Старший должен взять Книгу и возложить ее неофиту на голову, а другие добрые люди, должны возложить на Евангелие правые руки и произнести Рarcias, трижды Adoremus и затем сказать: Pater sancte, susciper servum tuum in tua iusticia et mite gratiam tuam e spiritum sanctum tuum super eum (Отче Святый, прими слугу Своего в справедливости Своей и ниспошли на него благодать Твою и Духа Святого). Затем все обращаются к Господу с молитвою, а тот, кто руководит обрядом, шепотом шестикратно читает Pater noster (sezena). А когда sezena будет прочитана, все должны трижды произнести Adoremus, gratia и parcias. Далее все должны совершить обряд примирения друг с другом (поцелуй мира) и с Евангелием (поцеловать Евангелие). Этот же обряд совершают и простые верующие, если они присутствуют, а если среди них есть женщины, то и они также обмениваются «поцелуем мира» друг с другом и целуют Евангелие. И затем все христиане опять обращаются к Господу, дважды повторив Святое Слово (dobla) и совершают veniae (коленопреклонение и поклон).
Из «Лионского Ритуала на окситан» в книге Рене Нелли «Писания катаров», Rocher, 1995.