Анатомия книги

Jan 21, 2010 04:06



Книга давно перестала быть главным источником и носителем информации. С появлением цифровых носителей, информация стала доступней, но потеряла свою материальность, в то же время потеряла форму, структуру, конечность: начать читать и закончить читать можно в любом месте, если речь идет о сети.
Электронная информация динамична, бесформенна, но неподвластна времени, книга - статична, материальна, но время заставляет ее рассыпаться в прах. Именно это противоречие стало толчком для творчества американского дизайнера Брайана Деттмера.
Если говорить о технической стороне творчества, Деттмер почти хирург. Используя настоящие хирургические инструменты, он препарирует книги. Отдельные страницы удаляются полностью, из остальных - вырезаются причудливые фигуры. После такого своеобразного анатомического вскрытия, содержание книги выступает наружу.



Искусство Деттмера двояко: с одной стороны, книги кажутся стабильными, надежными, почти телесными, с другой же - они уязвимы перед временем, перед механическим воздействием. Но и перед мыслью читателя. Ландшафты смысла и слов, открытые благодаря хирургическим упражнениям Деттмера, подчеркивают фрагментарность и мозаичность смысла. Можно сказать, что дизайнер интегрирует новый смысл в старые формы. Как выглядел бы визуализированный в виде книги Интернет? Наверняка примерно как книжные скульптуры Деттмера: множество картинок и слов, смешанные, но подчиненные некой общей логике. Сплошное месиво смысла и изображений.
Книги Деттмера дразнят новым опытом восприятия слов и изображений. Разнонаправленная структура Интернета, воплощенная в них, схожесть с природными ландшафтами, но в то же время вывернутая на изнанку, утрированная уязвимость, чувствительность материальной формы к воздействию. «Шум», нечеткость изображения препарированных книг моделирует визуальный и звуковой шум всемирной паутины.



Дизайнер играет не только с формой книги, выставляя напоказ ее содержание, но и с названием. Так «French Impressionism» («французский импрессионизм») превращается во Free Impression. А «Rembrandt Paintings» под острым взглядом и не менее острым скальпелем Деттмера становится Rebrand Painting.
Деконструктивистская практика дизайнера - прекрасный пример того, как разрушение может обращаться актом созидания.

Previous post Next post
Up