Научная эмиграция: первая каноническая схема

Mar 09, 2016 13:47


Итак, подготовка позади, и у вас есть за душой диплом по признанной в мировой науке специальности, а также кое-какие научные результаты. Рассмотрим одну из двух основных стратегий дальнейших действий, или первую каноническую ("академическую") схему научной эмиграции. Она состоит из трех ступеней:

1. Иностранная аспирантура, защита диссертации, получение ученой степени
2. Один, а чаще несколько "постдоков" - временных ставок "условно независимого" научного сотрудника (нередко в нескольких разных странах)
3. Попытка получить постоянную работу (должность профессора, преподавателя или руководителя группы), чаще всего - в той стране, в которой была получена степень; при неудаче - в стране одного из постдоков; при неудаче - в любой стране.

Сразу оговорюсь, что подробно описывать каджый этап схемы по отдельности я не буду. Моя цель - описать схему как стратегию, ответить на вопросы "что нужно делать и почему". А это значит, что если увлечься тактическими деталями (ответами на вопросы "как делать"), то за деревьями не будет видно леса. Более того: тактические вопросы в духе "как поступить в аспирантуру", "как найти место постдока", "как попасть на постоянную работу профессором" и так освещены в интернете чуть более чем полностью, поэтому Гугл вам в помощь. Вот, навскидку, несколько блогов, где многие из этих вопросов освещаются из первых рук:
https://drugmonkey.wordpress.com/
http://youngfemalescientist.blogspot.com/
https://physioprof.wordpress.com
http://candidengineer.blogspot.com/
и оттуда по ссылкам
А теперь перейдем к стратегическим вопросам.
Основным преимуществом схемы является отсутствие необходимости быстро адаптироваться и интегрироваться (учить языки, осваивать новые профессии, приспосабливаться к культуре, обзаводиться кругом общения вне работы и так далее - всё это в рамках схемы желательно, но опционально). Бонусом идет полное или почти полное отсутствие проблем с документами и разрешениями на пребывание в стране.
Основной трудностью схемы является тот факт, что возможности трудоустройства экспоненциально убывают по мере продвижения по вышеупомянутым ступеням. Если в аспирантуру поступить (сравнительно) просто, найти "первого постдока" (первое рабочее место после аспирантуры) - довольно просто, второго-третьего - сложнее, но все еще куда ни шло, то получение постоянной работы - штука весьма и весьма сложная, и тем сложнее, чем больше времени прошло с момента вашей защиты.
Почему? Тут работает простая математика. Пусть у одного профессора (руководителя группы) есть в среднем 1-2 постдока и 4-6 аспирантов. Попробуйте проверить себя: при условии, что все аспиранты абсолютно одинаковы (сферические и в вакууме) и отбираются на следующие уровни случайно, каковы шансы отдельно взятого аспиранта стать профессором?
Если ваш ответ "1:4 - 1:6", вспомните, что среднее время нахождения в аспирантуре - 3-5 лет; на ставке постдока - и того меньше, 2 года. А руководитель никуда не девается, и работает, ну пусть, 20 лет. Получаем среднее соотношение 1:15:25. А эти цифры уже говорят сами за себя.
Что это значит? Это значит, что для того, чтобы успешно завершить эту схему, надо быть (или стать) лучшим из лучших, и это тем важнее, чем дальше по схеме вы продвигаетесь. На протяжении всей схемы ваша главная задача и мотивация - получить как можно больше как можно более востребованных (как формально, по рейтингам, так и неформально, по степени известности / цитирования) научных результатов.
Как оценить на этапе подготовки, подходит ли вам эта схема? Подходит, ЕСЛИ:
1. За время подготовки (учебы в институте) вам стало казаться, что профессия ученого вам интересна сама по себе, и что заниматься наукой вам нравится;
2. Ваши научные результаты по итогам подготовки хороши или очень хороши;
3. Следующий этап "находит вас сам": например, по итогам подготовки вы не сомневаетесь, что поступите в аспирантуру, и даже можете себе позволить выбирать из нескольких вариантов.

Эти же вопросы нужно задавать себе повторно в течение всего пути продвижения по схеме.

Аспирантура.

Лучше всего переезжать в другую страну именно на уровень аспирантуры.

Почему? Из чисто практических соображений: это чаще всего самый ранний этап, на котором возможен переезд без существенных финансовых затрат. Европейскому аспиранту, как правило, платится либо стипендия, либо зарплата (достаточная для того, чтобы прожить) - она закладывается в бюджет университета либо проекта, на который берут аспиранта. Американские graduate students (в нашем понимании - магистрант, переходящий в аспиранта) чаще всего имеют возможность работать "ассистентом" - вести практические занятия и лабораторные работы и получать за это зарплату, которой как раз хватает на оплату обучения и жизни. А вот на более ранних этапах (диплом/бакалавр/часто и магистр) возможность "самофинансирования" встречается намного реже. А значит, придется самому платить и за обучение (что еще полбеды, так как можно выбрать страну/вуз с не очень дорогим обучением), и за собственно жизнь за границей в течение всего времени обучения. То есть деньги на пару лет жизни надо либо иметь, либо надеяться заработать "халтурой". Но "халтурить" иностранному студенту либо совсем нельзя, либо можно очень ограничено (по часам в неделю / видам деятельности) - а "шабашить нелегально" связано с риском засыпаться и накрыть весь план ближайшей неполиткорректной консультацией. Хуже того: даже если работать все-таки можно, сочетать полноценную подработку с учебой сильно не способствует ни качеству жизни, ни эффективности учебы (что радикально снижает шансы добиться успеха на последующих этапах схемы).

То есть, резюмируя: переезжать РАНЬШЕ имеет смысл, если у вас либо есть деньги на несколько лет жизни, либо получилось их найти в виде стипендии или гранта. (В обоих случаях в дополнение к описвываемой здесь научной эмиграции, вам будет доступна еще и эмиграция учебная - в некоторых странах есть возможность упрощенного трудоустройства и/или иммиграции для свежезакончивших институты. Но про учебную эмиграцию я здесь рассказывать не буду, так как на эту тему уже и так есть много ресурсов от общесоветных до практических.
Переезжать ПОЗЖЕ (после либо во время аспирантуры), как правило, не дает вам преимуществ, так как именно защита в стране вашего предполагаемого проживания сильно добавляет шансов получить там в итоге постоянную работу (особенно в науке). Потому более поздний переезд имеет смысл только в отдельных случаях, о которых будет в последующей заметке.
На что нужно обращать внимание при выборе аспирантуры (буде таковой выбор у вас наличествовать)?
В порядке убывания важности:

1. Квалификация и личные качества вашего будущего или предполагаемого научного руководителя. Именно от того,
- опытный он руководитель или не очень,
- помогает он устройству своих выпускников или относится к ним безразлично,
- наконец, сложатся у вас с ним отношения или нет,
будет определяющим образом зависеть, получится или получится у вас идти дальше и довести до конца изложенную здесь схему.
Большинство известных мне неудач этого варианта были связаны именно с неудачным развитием отношений "аспирант/постдок - руководитель".
Самый надежный способ "пробить" квалификацию руководителя - поискать, кем и где сейчас работают его бывшие ученики (аспиранты/постдоки). Если большинство из них остались в науке, а какие-то из них стали руководителями групп, то это - хороший знак. И наоборот: если многие из аспирантов и (особенно!) постдоков ушли из науки сразу после работы у вашего руководителя, то это тревожный сигнал.

Личные качества руководителя выясняются в ходе дружеской беседы с его нынешними и недавними учениками и сотрудниками. При этом результативнее не спрашивать напрямую "что он за человек" (этот вопрос можно задать, но велики шансы, что ваш собеседник просто растеряется, а если и нет, то не все способны открыто критиковать своего начальника, тем более зная, что вам с шансами доведется вместе работать), а подходить слегка со стороны: "как часто он встречается со всей группой и с вами наедине", "помогает ли разобраться, если вы застряли", "как реагирует и что делает, если кто-то из членов группы недорабатывает", "как часто сам бывает в лаборатории / делает расчеты", "насколько активно выбивает для группы финансирование" и тому подобные конкретные вопросы.
Имеет значение также и возраст руководителя (слишком молодой профессор, скорее всего, неопытен; находящийся в пенсионном и (особенно!) предпенсионном возрасте - может потерять интерес к руководству вами.)
2. Научная известность и репутация вашего будущего университета в целом и "научная родословная" вашей группы в частности. Это также играет определяющую роль в вашей дальнейшей научной карьере как прямо (при рассмотрении вашей кандидатуры на последующие этапы более звучные имена людей и университетов имеют больший вес), так и косвенно (в более известной и "раскачанной" группе намного проще получить, а главное - опубликовать высококлассные результаты, а без них ваши шансы малы). Выясняется поиском (общим и в научной литературе) и опять же разговорами с коллегами. Если группа/руководитель на слуху у многих в вашей области - хороший знак. Если университет с громким именем - хороший знак.
3. Насколько для вас доступна академическая система страны назначения - каково общее количество университетов в этой стране, в скольких из них есть / собираются быть отделения по вашей специальности, каково процентное соотношение иностранцев среди работающих там профессоров. По всем параметрам: чем больше, тем лучше.
4. Насколько благоприятна страна аспирантуры для жизни аспиранта в организационном и финансовом плане:
- каковы условия и ограничения вашего статуса аспиранта? Есть ли возможность приехать с семьей, будет ли возможность работать или учиться у вашего спутника, будете ли обеспечены ли вы и ваша семья медицинским обслуживанием? Есть ли у вас возможность дополнительной работы, возможность другой работы? Есть ли возможность сменить университет? Руководителя?
- есть ли, и какие, альтернативные возможности иммиграции? Легко ли сменить статус аспиранта на иной (например, временного работника)? Каковы правила и сроки получения временного вида на жительство, постоянного вида на жительство, гражданства? Есть ли иммиграционные программы специально для свежезащитившихся аспирантов и/или высококвалифицированных ученых?
- насколько вашей зарплаты/стипендии будет хватать на жизнь (с учетом всех обязательных расходов) и какого качества будет эта жизнь.

Проще всего всё это выясняется беседой с уехавшими до вас, желательно недавно. Намного более подробно мы рассмотрим этот вопрос во второй схеме, где он будет первым (а не четвертым) по важности.

Как поступить в аспирантуру? Тут всё просто: разузнать (через связи, о которых говорилось в предыдущей заметке, и/или непосредственно с сайта университета), какие нужно выполнить формальные требования, и выполнить их. Обычно это какая-то комбинация вашего диплома/зачетки (с заверенным переводом), резюме и публикаций, мотивационного письма от вас самих, рекомендательных писем от вашего руководителя/коллег/преподавателей, а также - для некоторых стран типа США - подтверждения знания английского типа IELTS или TOEFL. Самое главное здесь - заранее узнать сроки подачи документов и правильно спланировать все шаги по времени, чтобы не оказаться в ситуации, когда на тот же самый TOEFL надо записываться в очередь за 2 месяца, а у вас осталось три недели.
По окончании аспирантуры вам необходимо заиметь:

1. Хорошие, очень хорошие либо отличные научные результаты.
А именно: опубликовать "какое-то количество" (около пяти) статей в "солидных" (рецензируемых, международных, признанных и не вчера появившихся на свет) научных журналах. При этом (порядок важности произвольный):
- лучше, если "какое-то количество" - больше пяти;
- лучше, если хотя бы в каких-то из статей вы выступите первым или хотя бы вторым автором; в ином случае лучше, если авторский коллектив чаще меньше пяти человек, чем больше;
- лучше, если хотя бы одна-две статьи будут не просто в солидных, а в ведущих журналах (в идеале, Nature / Science, но отлично сгодятся и самые рейтинговые журналы вашей области - например, Physical Review Letters для физиков)
- лучше, если хотя бы одна-две статьи будут "особыми" (обзорными, приглашенными - даже если пригласили не вас, а вашего руководителя)
- лучше, если хотя бы одна-две статьи будут "отмечены" (как-либо выделены редакцией журнала либо освещены в прессе за пределами вашей тематики)
- лучше, если хотя бы одна-две статьи "выстрелят" (будут хорошо цитироваться).
(Участие в конференциях тоже относится к результатам, но на этом уровне оно нужно скорее для наработки опыта выступлений и научной дискуссии. Так что количество "тезисов", "трудов" или "материалов" конференций (т.е. нерецензируемых публикаций) можно особо не считать. Исключение - если ваше выступление было как-либо отмечено, к примеру, получило приз "за лучшую студенческую работу". И да, любые победы на конкурсах, выигранные стипендии и тому подобное - тоже бонусный пункт.)
Если удалось набрать 2-3 "бонусных пункта", то результаты можно относить к очень хорошим; больше трех - к отличным. Блестящие результаты вы опознаете и сами.
2. Хорошее освоение своей тематики, ее "научного ландшафта" и "расстановки сил" - где основные группы, работающие по теме; кто главные игроки, каковы их нынешние и будущие интересы, а в идеале - каковы их сильные и слабые стороны;
3. Хорошее знание академической системы вашей страны - какие бывают профессорские позиции (а также иные постоянные ставки научных работников), в каких местах (университеты, научные институты, иное), как проходит на них набор (как часто и как именно), каковы формальные (писанные) и неформальные (неписанные) требования к кандидатам.

ВАЖНО: ни в коем случае не торопитесь с окончанием аспирантуры и защитой!!! Лучше, если вы немного "пересидите", но наберете больше опыта и лучший "послужной список". Во-первых, это сильно облегчит вам жизнь на следующих этапах (на постдоке от вас будут другие ожидания и потому намного меньше времени). Во-вторых, дата вашей защиты имеет определяющее значение для того, допускать ли вас к участию во всякого рода конкурсах на премии, стипендии и гранты. По количеству лет, прошедших с момента вашей защиты, будут формировать о вас ожидания и судить о вашем опыте и уровне, и на всех этапах, кроме заключительного (!!), в ваших интересах быть недооцененным, а не переоцененным.
Постдоки.
Бывали времена, когда ученый мог найти постоянную работу сразу по окончании аспирантуры. Сейчас это возможно только в том случае, если ваши результаты во время аспирантуры оказались действительно выдающимися. В противном случае (то есть чуть чаще чем почти всегда) вам нужно пройти промежуточный этап: серию (в идеале 2-3) временных (в идеале по 2 года) работ в разных местах в качестве научного сотрудника; они (и работы, и сотрудники) называются для краткости "постдоками".
Смысл этого этапа - набраться опыта научной работы, расширить научный кругозор, расширить и углубить свои знания и в результате "повзрослеть" до уровня, позволяющего начинать руководить своей группой. Если очень кратко, то постдок - это "аспирантура на стероидах": задачи, в сущности, те же, но требования выше, ответственности и работы больше, а времени - меньше.
На что обращать внимание при поиске и выборе мест для постдоков? На то же самое, что и при выборе аспирантуры, только в слегка ином порядке приоритета, а именно 2-1-4-3. Известность и весомость вашего руководителя или (а лучше "и") его университета вам теперь важнее, чем его личные качества (вы уже не так нуждаетесь в опеке и руководстве, и у вас уже хватает опыта, чтобы многому научиться от крупного ученого невзирая на личные качества). А - тут я повторюсь - чем известнее ваш руководитель / университет, тем меньше усилий - в сравнительном исчислении и при прочих равных условиях - вам нужно приложить, чтобы добиться хороших результатов и публикаций.
Что до выбора страны, то лучше для вас, если она будет "более престижной" по отношению к стране вашей защиты (для большинства европейских стран это США и в меньшей степени Канада/Япония/Австралия) - тогда вы увеличите свои шансы получить постоянную работу в стране защиты. С этой же точки зрения вам теперь важнее не столько открытость академической системы, сколько альтернативные возможности в стране постдока на тот случай, если академическая схема начнет давать сбой (а это ох как может случиться).
Что вам нужно получить по итогам вашей серии постдоков - то есть на момент начала поиска профессорской работы?
Самое главное, что должно у вас быть - это репутация "восходящей звезды". Ваши результаты из года в год должны расти как количественно (число статей / индексы цитирования), так и качественно (см. список выше - после вашей серии постдоков все или хотя бы все его пункты должны быть выполнены, повторю еще раз - у вас должно быть МНОГО ХОРОШИХ статей). Мало того: вы должны приобрести и поддерживать известность ("быть на слуху") в своей области и тематике, а лучше - быть на хорошем счету у кого-то из сильных игроков на этом поле (например, кого-то из ваших руководителей).
В качестве дополнительных индикаторов успеха можно выделить:
- статьи без соавторов
- статьи в ведущих журналах с вашим первым/вторым авторством
- статьи, где вы выступите автором-руководителем ("последним автором")
- приглашенные доклады на конференциях
- участие в организации конференций
- участие в работе редколлегий журналов
- наличие выигранных премий/стипендий/грантов/наград/конкурсов
Отдельным важным пунктом выделю опыт написания заявок на получение "грантов" - получение финансирования на научные исследования. Как минимум, вам нужно будет уметь это делать на следующем этапе, так что пострарайтесь научиться. В идеале, за время вашей серии постдоков у вас должно быть за душой 1-2 профинансированных заявки, где вы выступите либо руководителем проекта, либо получателем именной стипендии.
Из всего этого следует, что ваша серия постдоков ограничена по времени - либо у вас получится "пробиться" в "младшие профессоры" на пике темпа роста, за 4-6 лет, либо ваши перспективы далеки от лучезарных (да-да-да, то самое publish or perish). Шансы получить следующего постдока для тех, у кого прошло более 5 лет с момента защиты диссертации, резко снижаются, а если срок подходит к 10 годам - схема переходит в разряд "очень-трудно-выполнимых". Увы.
Исходя из этого, "идеальной" (требующей наименьшего вложения усилий для успешной реализации схемы) мне кажется следующая примерная последовательность:
- Первый постдок (1-2 года) в стране защиты у известного ученого в известном университете по тематике, близкой к теме диссертации.
- Второй ("пробивной") постдок (2 года) в более престижной стране в известном университете у "светила", по тематике, смежной с темой диссертации.
- Третий ("старший") постдок (2 года) в стране защиты на элитной стипендии и с фактическим руководством 1-2 аспирантами/студентами по "своей" тематике - научной нише, которую вы займёте, став профессором; лучше, если ваша должность будет не просто "постдок", а что-нибудь типа "старшего научного сотрудника".
Можно (и даже лучше) обойтись без любого одного из составляющих этапов, либо заменить первый постдок на временную (около года) работу непосредственно в группе вашей защиты в качестве постдока. Повторюсь, что самое важное - хоть тушкой, хоть чучелом поддерживать темп роста в течение всей серии постдоков.

Устройство на постоянную работу
Завершающий этап первой схемы научной эмиграции - устройство на постоянную (tenured) или условно постоянную (tenure track) ставку в университете; пойдет также позиция, на которой можно оставаться неопределенно долго при условии привлечения внешнего финансирования. Почему завершающий? Потому что, получив хотя бы потенциально постоянную работу, переезжать уже не обязательно, а значит, задачу по эмиграции в рамках определенного нами квеста можно считать решенной.
Самое важное на этом этапе - осознание того, что позиций чрезвычайно мало и что конкуренция на них чрезвычайно сумасшедшая. Поэтому - в отличие от поиска аспирантуры и постдоков!!! - поиск работы может продлиться годы, а значит, начинать его нужно сильно заранее - уже через 3 года после защиты (за год до окончания второго постдока), а если позволяют обстоятельства - то и раньше. В идеале, к отметке 5 лет после защиты вас должны начинать принимать всерьез (звать на собеседования).
На практической стороне этого увлекательного процесса я останавливаться не буду - во-первых, про это много писали (наберите в гугле "faculty job site:drugmonkey.wordpress.com"), а во-вторых, на этом уровне вам уже не очень будут нужны мои советы. Скажу только, что:
- На этом этапе все средства хороши. Так как позиций существенно меньше, чем годных кандидатов (повторю: не только выбранный, но и любой из 10 не-выбранных кандидатов на любую позицию стал бы вполне годным профессором), то любой способ увеличить ваши шансы в пределах Уголовного кодекса ваших личных моральных принципов можно считать приемлемым.
- Больше всего шансов у вас в стране вашей защиты (вы лучше знаете систему, система лучше знает вас) и в стране вашего последнего постдока. Но выбирать не приходится, поэтому при принятии решения о должности где-то, вы должны для себя прикинуть, "можете ли вы остаться там жить надолго или насовсем".
- Если на протяжении схемы эмиграция осталась для вас важнее, чем собственно наука, то можно ориентироваться не только на должность руководителя группы, но и на университеты средней руки со слабой наукой, где заниматься надо будет в основном преподаванием.
- Если поиск затягивается, и несмотря на все достижения получить работу не получается, то рассмотрите вариант "менее развитой" страны, делающей ставку на науку (грубо говоря, "китайский университет"). Лучше получить постоянную (или хотя бы формально профессорскую) работу в не идеальном для вас месте (это оставляет вам перспективы сменить место работы позже), чем не получить никакой (как только ваша "восходящая звезда" зайдет, ваши шансы существенно снизятся).
- Наконец, не теряйте из виду страну, из которой вы уехали. За время осуществления схемы (от 6 до 12 лет) она может стать значительно более привлекательной для жизни, чем в момент отъезда. Более того, с опытом мирового уровня вам будет проще получить хорошую работу дома. Да, это будет ощущаться странно - возвращаться домой после стольких сил, вложенных в эмиграцию. Но, как минимум, вы "пересидели" в эмиграции какое-то время, а как максимум, получили увлекательное приключение на ()()-пу в жизни.

Продолжение: Практическая схема 2 (канонический путь, ориентация на работу вне науки)
Назад: Подготовка: образование и как искать себе аспирантуру
Оглавление всего цикла

научная эмиграция

Previous post Next post
Up