А теперь рассмотрим вторую каноническую ("индустриальную") схему научной эмиграции. Она состоит из двух с половиной ступеней:
- Иностранная аспирантура, защита диссертации, получение ученой степени
- Уход из науки в другую профессию ("индустрию") при первой возможности: в идеале - немедленно после защиты, при неудаче - в ходе либо после временного "перекантовочного" постдока.
Эта схема комплементарна к первой, поэтому:
Основным преимуществом схемы является ее доступность для тех, кому (в силу уровня и/или обстоятельств) не получилось раскачаться до уровня "звезды". Бонусом идет меньшее количество переездов между странами (в идеале, всего один).
Основной трудностью схемы здесь является вход на общий рынок труда другой страны - как формально (выполнение иммиграционных требований для получения разрешения на работу не в науке), так и неформально (успешная конкуренция с местными на рынке труда другой страны и преодоление культурных и языковых барьеров).
Почему? Об этом уже говорилось ранее в предисловии: каждая страна защищает свой рынок труда, и редко где можно нанять на работу иностранца, не показав предварительно, что годных кандидатов среди местных не нашлось. Пока вы работаете в науке, вы являетесь уникальным специалистом (ни у кого другого на планете нет диссетрации с таким же названием, как у вас). Но как только вы идёте работать "просто программистом" или "просто лаборантом" или "просто химиком-аналитиком" или "просто еще кем-то", проблема встанет для вас (или для вашего будущего работодателя, то есть опять же в итоге для вас) в полный рост.
Пуще того: даже когда вы успешно обойдете формальные препятствия, всегда будут оставаться препятствия культурные. За крайне редкими исключениями ваше иностранное происхождение будет как минимум заметно для окружающих. А при прочих равных условиях люди - включая работодателей и менеджеров - тянутся к знакомому и избегают непривычного, кто сознательно, а кто и неосознанно. А это значит, что при прочих равных условиях - сравнимом уровне квалификации и умении вести себя с людьми - вы будете проигрывать конкуренцию в борьбе с местными. А стало быть, придется либо быть на голову выше конкурентов, либо максимально полно и органично вписываться (интегрироваться) в культурную среду вашей новой страны.
Потому эта схема подходит вам, ЕСЛИ:
1. За время подготовки (учебы в институте) вам стало казаться, что профессия ученого вам не очень интересна, и/или что вам не нравится перспектива работать ученым (читать лекции / руководить студентами / ...)
2. Ваши научные результаты по итогам подготовки скороее скромны, чем отличны, и как вывести их на уровень отличных, вам не ясно;
3. Вы умеете и хотите быстро адаптироваться и приспосабливаться к иной культурной среде
(Получается, что основная трудность обеих схем описывается одним и тем же словом "конкуренция", только для первой схемы это "конкуренция в пределах одной профессии и области, но по всему миру", а для второй - "конкуренция в пределах одной страны, но со всеми ее жителями". Вот и выбирайте, что вам больше по душе. :)
Так на что же теперь обращать внимание при выборе аспирантуры?
Как ни странно, почти на то же самое, что и в предыдущей схеме. Но - в совершенно ином порядке приоритетов. А именно:
1. Каковы формальные возможности трудоустройства вне науки и возможности иммиграции в стране аспирантуры? Если конкретно, то:
- Каковы особенности иммиграционного статуса вас как аспиранта - будет ли у вас полноценный временный вид на жительство (пусть и с ограничениями по месту работы и виду деятельности), либо учебная/студенческая/практикантская/гостевая виза, либо что-либо иное? Что именно вам разрешено и не разрешено делать - можете ли вы работать в вашем университете (тем же ассистентом), можете ли проходить рабочую практику вне университета, можете ли подрабатывать вообще на стороне? Есть ли возможность сменить работу? Университет? Руководителя?
- Каковы ваши возможности после окончания аспирантуры? Есть ли возможность упрощенного получения разрешения на работу для свежезащитившихся? Есть ли возможность какое-то время находиться в стране с целью поиска работы?
- Каковы общие условия получения временного вида на жительство для трудоустройства вне науки? Какие разрешения нужно получать вам, какие - вашему потенциальному работодателю, насколько сложно их получить, насколько охотно работодатели на это идут? Сколько времени занимает рассмотрение документов? Можно ли начинать работать сразу после подачи документов, или нужно ждать результата рассмотрения?
- Каковы сроки и условия получения постоянного вида на жительство? Сколько времени нужно прожить в стране и в каком статусе (и будет ли засчитано время вашей аспирантуры)? Какие требования нужно выполнить? Есть ли возможность ускоренно пойти в Ж на получить ПМЖ для людей с ученой степенью?
- Каковы сроки и условия получения гражданства после получения постоянного вида на жительство? Засчитывается ли время, проведенное в стране до получения ПМЖ? Возможно ли получение нового гражданства без необходимости выхода из имеющегося?
- Какие могут быть еще подводные камни - например, являются ли кратковременные перерывы между работами препятствием на пути получения ПМЖ или не являются, а также насколько вероятно ужесточение иммиграционного законодательства в ближайшие 5 лет.
Всё это проясняется детальным изучением сайтов иммиграционных ведомств соответствующих стран и уточняется беседами с недавно уехавшими.
Не претендуя на полноту, скажу, что сталкивался с двумя основными типами иммиграционных схем:
- "закрытая" (европейская): получить временный вид на жительство относительно несложно при условии наличия работы; постоянный вид на жительство мало отличается по возможностям от временного; он получается ТОЛЬКО после скольких-то лет проживания в стране на временном. То есть: самое трудное - получить саму работу.
- "открытая" (австрало-новозеландско-канадская): получить временный вид на жительство и разрешение на работу сложно; обладатели временного вида на жительство имеют намного меньше прав по сравнению с постоянным; зато получить этот постоянный можно бОльшим количеством способов (включая разные иммиграционные программы и иногда НЕ включая "прожить несколько лет на временном виде на жительство"). То есть: самое трудное - получить разрешение на работу или ПМЖ.
США можно рассматривать отдельно как "the worst of both worlds": "открытая" схема без собственно иммиграционных программ (не считая
лотереи Green Card - впрочем, у меня на радаре светилось как минимум десяток-полтора выигравших ее, так что, быть может, пренебрегать ею и не следует, несмотря на то, что играть на свою жизнь в лотерею как минимум безрассудно).
Чем больше у вас в итоге возможностей и чем они легче - тем лучше.
Также в этот пункт входят вопросы общего удобства нахождения в аспирантуре. Они такие же, как и в предыдущей схеме: на какое качество жизни будет хватать зарплаты/стипендии, насколько будет доступно медобслуживание, какие есть возможности для вашего спутника и/или детей.
Кроме того, если вы поедете не один, то ответ по этому пункту надо получить как для себя (статус "аспирант"), так и для вашего спутника (статус "супруг(а) аспиранта"). Cемейные вопросы я раскрою отдельно, но в контексте этой схемы эмиграции для вас очень хорошо, чтобы у спутника была возможность работы независимо от вас. Почему? Потому что одна пара рабочих рук - хорошо, а две - лучше, благополучнее и надёжнее. Самый лучший вариант (и такое да, бывает) - когда прав в статусе спутника аспиранта БОЛЬШЕ, чем в статусе самого аспиранта (например, аспиранту выдается вид на жительство с ограничением по месту работы, а спутнику - без такого ограничения). Еще лучше, если спутнику при этом удастся устроиться на такую работу, на которой ему или ей потенциально положен свой независимый вид на жительство, а у вас в свою очередь появляется основание для получения статуса спутника. Таким образом вы приобретаете дополнительную гибкость в иммиграционном процессе, а главное - вы будете дополнительно застрахованы от потери возможности находиться в стране, если кто-то один из вас потеряет либо вовремя не найдет работу.
2. Личные качества вашего руководителя. Диссертацию вам защитить всё-таки надо, а значит, всё то, что было сказано про руководителя в первой схеме, остается для вас актуальным. Отдельный важный вопрос, который нужно разузнать, - "как руководитель относится к тому, что часть его аспирантов хочет уйти в индустрию"; если ответ - "резко негативно", то для вас это тревожный сигнал.
3. Открытость культурной среды страны аспирантуры для иностранных работников (это аналог пункта 3 из предыдущей схемы).
Насколько много в этой стране иностранцев вообще? Насколько много выходцев из вашей страны в частности, какова их общая репутация? Есть ли "сообщества взаимовыручки" для соотечественников? Как много компаний с интернациональным коллективом?
4. Известность университета и (в меньшей степени) руководителя. Ученая степень из университета с именем даст вам пусть маленький, но дополнительный балл на рынке труда.
А вот задачи аспирантуры для вас теперь существенно меняются. По окончании аспирантуры у вас должно быть:
1. Чёткое понимание и формирование списка своих способностей, навыков и знаний, применимых вне науки (в индустрии).
В зависимости от вашей специальности это может быть любое подмножество из
- багажа знаний (математическая / физическая / химическая / биологическая / ... подготовка)
- лабораторных умений и навыков (работа в лаборатории, измерения, эксперименты, подготовка образцов, работа на оборудовании)
- компьютерных умений и навыков (программирование, моделирование, администрирование, дизайн, работа с данными)
- вспомогательных умений и навыков (написание текстов, иллюстрирование, подготовка презентаций, выступления, знание языков...)
Хорошо, если вы сможете продемонстрировать свои знания примерами "извне" науки - например, для программирования это может быть приложение, написанное вами в качестве хобби, а для работы в лаборатории - какой-нибудь прототип, микрофотография или что-то в этом роде (надо, чтобы было красиво и привлекало внимание специалиста, но не обязательно ученого).
2. Чёткое понимание того, куда на рынке труда вам нужно ориентироваться.
Какие профессии вам доступны с вашей квалификацией, опытом и знаниями? Кто ваши потенциальные работодатели? (Навскидку - IT-фирмы всех размеров, R&D-отделы любых компаний, био/медицинские компании, высокотехнологичные стартапы, финансовые компании, you name it; отдельно отмечу "фирмы, обслуживающие науку" - производители научного оборудования / реактивов и расходных материалов / программного обеспечения)
3. Преодоленный языковой барьер. Если в первой схеме этот пункт опционален, то здесь он строго обязателен. Если основной язык страны - английский, то он должен быть освоен в совершенстве (не столько "
без акцента", сколько "
уметь разрешить конфликт"), если не английский - то освоен как минимум до уровня, допускающего участие в собеседовании. Если языков в стране несколько - то на хоть каком-то уровне нужно изучить их все.
4. Преодоленный культурный барьер. Вам должно быть комфортно общаться и тусоваться с местными на всех уровнях от формального собеседования до развлечений, и - важно! - им должно быть комфортно с вами. Лучший индикатор - наличие друзей среди местных или (лучше "и") романтических отношений с ними; заодно это сильно помогает и с предыдущим пунктом.
5. Знание правил игры при устройстве на работу - каковы писанные и неписанные требования к кандидатам, как писать резюме, как проходить собеседования и что ожидается от вас на собственно работе.
Всё это не значит, что научной (вашей основной!) работой можно заниматься "спустя сквозь пальцы" (это опасно), но значит, что роль научных результатов в вашей деятельности отходит на второй план по сравнению с самой деятельностью (то есть для вас важнее не "сделать", а "научиться делать" - опять же в отличие от предыдущей схемы). Также уделите внимание:
- языковым и интеграционным курсам (особенно если есть возможность их получить задешево или забесплатно)
- "карьерным занятиям" - тренингам по поиску работы / резюме / собеседованию / бизнес-этикету / ... (которые часто организуются для аспирантов и студентов прямо при университете)
- ярмаркам вакансий (их организуют университеты совместно с работодателями для старших студентов/аспирантов)
- клубам по профессиональным интересам (типа тусовок программистов)
- заведению знакомств (а лучше друзей) среди людей в индустрии.
Если в стране вашей аспирантуры есть ваша "диаспора", то с ней надо наладить контакт наряду и параллельно с интеграцией в общество местных. Для чего? Для того, чтобы использовать культурные барьеры себе на пользу. Уж раз во многих случаях свои тянутся к своим, тянут своих и нанимают своих (а вам, как "не своему", придется преодолевать барьер), то вам ничего не мешает узнать, нет ли "своих" среди подходящих вам работодателей - компаний, в которых в силу самых разных причин сложился коллектив, по преимуществу состоящий из ваших соотечественников (или хотя бы содержащий ваших соотечественников, могущих вас порекомендовать); это только расширит ваши возможности по поиску работы. А найти такие компании проще всего именно через диаспору.
Да и общая взаимопомощь (советами и делом) в диаспоре - ресурс, которым уж точно не надо пренебрегать.
Самое главное здесь -
соблюсти баланс между диаспорой и интеграцией. То есть:
1. Не перегибайте палку ни в одну, ни в другую сторону (если водиться только или преимущественно со своими - это сильно замедлит и затруднит вашу интеграцию; если, наборот, нарочито игнорировать диаспору и чураться своих - вы только настроите их против себя и получите вражду там, где могли бы получить помощь).
2. В сомнительных случаях ориентируйтесь сначала на интеграцию и лишь потом на диаспору. В конце концов, вы поменяли страну в надежде, что жизнь в ней устроена лучше, чем там, откуда вы уехали. Поэтому прежде чем решать какую-то проблему "как было принято у вас", попробуйте хотя бы узнать, как эта проблема решается "у них", то есть "как принято здесь" - и только если для вас это неприемлемо, тогда идите к своим.
3. Остерегайтесь контрпродуктивных и деструктивных (по отношению к интеграции, а стало быть, к вашей жизни) стратегий поведения внутри диаспоры. Они встречаются там в количестве, и они почти всегда зиждятся на противопоставлении "своих и чужих", то есть - берут начало из проваленной задачи по интеграции. Опознается "такоэ" по характерному нытью и жалобам на жизнь под общим лейтмотивом "у них тут всё плохо" ("но я отсюда не уеду") (еще варианты - "они все тупые/сволочи/странные/невоспитанные/...", "они нас не любят", "мы тут люди второго сорта", "у таких как мы с тобой не получится, даже не пробуй", "тут не ценят бедного и гениального меня", вариантов много, и да, мой читатель, это и
тест на батт-хёрт тоже!). Для вас это чревато в лучшем случае потерей времени, в худшем - риском самому завалить интеграцию: те, кто завалил ее сам, ничему другому вас научить не смогут.
4. В особенности остерегайтесь откровенно токсичых стратегий типа "свои топят своих". Такоэ фэ редко, но бывает, берет начало из чёрной зависти и опознается по моделям типа "тут у целого МЕНЯ не получилось, так куда уж тебе?" и "тут могло получиться только у уникального МЕНЯ, а ты со свиным рылом даже не суйся". Держитесь подальше.
5. Не сдавайтесь. Интеграция - процесс не самый простой, и после парочки неудачных попыток (а они будут!) будет и соблазн найти отдушину среди своих и "ну их на фиг, этих странных местных". Пробуйте еще раз, будьте гибче, проявляйте больше интереса к другим, нежели к представлению этим другим своего любимого себя, и с каждым разом у вас будет лучше получаться.
6. С другой стороны, не питайте иллюзий, что интеграцией можно полностью вытеснить связь со своими корнями. Как бы вы ни были хорошо интегрированны, какие-то потребности останутся неудовлетворенными - если "какие-то" не означает "почти все", то нет ничего зазорного в том, чтобы искать и находить недостающее в диаспоре.
Сколько времени провести в аспирантуре?
Тут ответ не такой однозначный, как в первой схеме, и зависит от вопроса о том, играет ли время, проведенное вами в аспирантуре, на руку вам с точки зрения иммиграции (например, идет в зачет для вида на жительство / гражданства). Если да - то в ваших интересах провести в аспирантуре максимально возможное для вас время (либо, как минимум, то "пороговое" время, которое вам необходимо отбыть прежде чем перед вами откроются новые возможности). Если нет - то в аспирантуре нужно провести минимально необходимое время, чтобы найти работу к моменту своей защиты.
Соответственно, начинать искать работу нужно за год-полгода до защиты, с тем чтобы после окончания аспирантуры работа у вас уже была. Если это не получается, можно попробовать "зависнуть" на временном постдоке в вашем же университете на несколько месяцев (до полугода), что может получиться, если у руководителя есть в проекте деньги (но их не хватает, чтобы нанять полноценного двухлетнего постдока) и заинтересованность в том, чтобы вы закончили начатую работу (например, дописали статьи, доделали эксперименты, допередали опыт младшим товарищам...); ВСЁ время этого временного постдока нужно посвятить поиску работы. Если же и это не получается, то в крайнем случае можно устроиться постдоком в другой университет этой же страны, и опять же посвятить всё возможное время поиску работы. Серия постдоков в таком раскладе может считаться лишь вынужденной мерой (крайне неудачная, но временная обстановка на рынке труда либо препятствия иммиграционного характера - о "запоздалом" переходе в индустрию после нескольких постдоков я буду писать в следующей заметке); постарайтесь, чтобы все они были в одной и той же стране.
Квест по эмиграции в этой схеме можно считать завершенным, как только вы прожили в стране достаточно (по времени и опыту) для того, чтобы потеря или необходимость смены работы не оборачивалась для вас немедленной либо скорой необходимостью паковать из нее чемоданы.
В заключение упомяну о варианте, когда вы получили предложение о работе еще ДО защиты. В этом случае вам нужно выбирать из трех вариантов:
А. Отказаться от предложения в пользу окончания аспирантуры - этот вариант тривиален, надо его выбирать, если предложение о работе "не дотягивает" по параметрам даже до аспирантуры.
Б. Согласиться на предложение и попробовать закончить аспирантуру параллельно работе.
Этот вариант я считаю самым безопасным. Маловероятно, что работа найдет вас ТАК быстро, что вы будете не на завершающем этапе (а дописать статьи/диссертацию можно и вечерами); с другой стороны, наличие в копилке ученой степени лишним, как правило, не будет (не столько ради самой по себе ученой степени - на этот счёт мнения работодателей как раз расходятся - сколько потому, что это будет ваш единственный диплом из страны, в которой вам в итоге искать не одну работу). Кроме того, у вас будет путь к отступлению, если вдруг с работой "не срастется".
В. Согласиться на предложение и бросить аспирантуру. Этот вариант несколько авантюрен, и я бы его рекомендовал, только если:
- ваша аспирантура идет плохо, и у вас есть сомнения в возможности/желании/целесообразности ее заканчивать
- работа вам точно и гарантированно подходит
- у вас нет иммиграционных препятствий перестать быть аспирантом прямо сейчас
- вопреки ожиданиям, вы нашли работу в самом начале аспирантуры, и терять ни вам, ни вашему руководителю почти нечего.
Самое главное - убедитесь, что вы нигде не нарушаете законы:
это может затруднить ваши планы.
Продолжение:
Вариации (не-канонические пути)
Назад:
Практическая схема 1 (канонический путь, ориентация на работу в науке)
Оглавление всего цикла