Оригинал взят у
alienordis в
Историзм в моде 2-й половины XIX - начала XX века. Историзм - это очень особенный стиль европейского искусства. С одной стороны, он основывается на творческой переработке достижений прошедших эпох. Однако мастера, смешивая разные "старинные" стили, не просто не копировали оригинал, а создавали абсолютно новую эстетику своего искусства. Историзм вошел в моду в 30-х годах XIX века, прийдя на смену классицизму (который, в сущности, тоже можно назвать "историческим стилем", учитывая его отсылки к наследию античности). Но наибольшее влияние на европейскую культуру он оказал во второй половине XIX - начале XX века. Присущий историзму интерес к искусству прошлых веков отразился во всех аспектах европейской культуры того периода: литературе, архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве и, конечно, в моде.
© Victoria and Albert Museum, London.
Историзм отразился как на изменениях пропорций, силуэта и покроя платья, так и в цветовом решении, характере декора, в фактуре и орнаментике тканей, вышивок и кружева. На страницах модных журналов 1860-1880 гг. часто появляются изображения платьев, пальто, шляпок, названных по имени исторических лиц. Это мантилья "Мария Стюарт", шапочка "Меттерних", шляпа "Галилей" и пр. В обзорах моды тех лет отмечалось, что мода "... перенесла нас на несколько столетий и возобновила все те фасоны, в которых щеголяли наши предки... Нарядные платья, это ничто иное, как самые верные снимки с туалетов Марии Стюарт, Маргариты Валуа, Марии Антуранетты, графини Монтеспан и других дам, игравших весьма важную роль не только в обществе, но и в моде... Теперь можно заказать себе платье во вкусе Любовика XV, Маргариты Валуа и других" (Журнал "Новый русский базар". 1882 №2).
Разумеется, как любой журналист, автор заметки перегибал палку для красного словца. Историзм, в отличие от стилей предыдущих эпох, не был "всепоглощающим". Однако в его словах была большая доля правды. Попробуем посмотреть, откуда черпали свое вдохновение модельеры и их заказчики?
1. Рококо.
Гладкий, прилегающий лиф, узкий рукав, обрамленный кружевом, квадратный вырез декольте, пастельные ткани, украшенные богатым рисунком... Здесь было чем вдохновиться модельерам и их заказчикам.
Платье. 1770-е годы.
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
Вечернее платье. 1876-1878 г.
© Victoria and Albert Museum, London.
Вечернее платье. 1881 г.
© Victoria and Albert Museum, London.
Дневное платье. 1872 г.
2. Стиль эпохи Марии Медичи.
Подвески-аксельбанты, двойные рукава или рукава с буфами, лифы со шнипом (шнип - клин спереди лифа), прямоугольные фестоны, образующие баску (широкая оброка, пришитая по линии талии)... Все это подарил рубеж XVI-XVII веков рубежу XIX-XX веков.
Портрет Марии Медичи. 1593-1595 г.
Платье для формальных приемов. 1890-е г.
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
Визитный костюм. 1880-е гг.
Иллюстрация из книги "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000.
3. Средневековье.
Средние века в моду второй половины XIX века вошли такими, как их видели художники-прерафаэлиты. (Это было направление в английской живописи, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.)
Так средневековая мода выглядела на страницах манускриптов.
Книжная миниатюра. Между 1305 и 1315 годом.
А так на полотнах прерафаэлитов.
Данте Габриэль Россетти. Пиа де Толоме. 1868-1880.
Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип красоты - средневековый образ идеальной женственности: отрешённый, спокойный, таинственный. Женщины на их полотнах были одеты в длинные струящиеся платья без жесткой линии талии. Из картин эти платья перекочевали в реальную жизнь. Их отличала натуральность материалов, приглушенные, естественные цвета и отсутствие необходимости одевать под них корсет. Они очень не походили на высокую моду того времени и стали очень популярны среди богемных девушек.
Степень богемности платья могла варьироваться в зависимости. Вот это, например, достаточно радикальный вариант.
Платье. 1905.
© Victoria and Albert Museum, London.
А этот, напротив, вполне конвенциональный.
Дневное платье. 1885
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
Такие платья могли быть даже вечерними.
Вечернее платье, 1905
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
4. Итальянское возрождение.
В 1890-е гг. В моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.
Тициан. Любовь земная и любнн небесная. 1512-1515 гг.
Платье. 1895.
©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama©The Kyoto Costume Institute, photo by Takashi Hatakeyama
Дневное платье. 1892-1894.
© Victoria and Albert Museum, London.
Вечернее платье. 1894.
© Victoria and Albert Museum, London.
На смену историзму на рубеже XIX и XX века пришел стиль модерн. Историзм сам стал историей. И когда в 1910-е гг. в моду вошли свойственные ампиру легкие струящиеся ткани, завышенная линия талии и мягкий силуэт, этот стиль уже называли неоклассицизмом.
Кариатида. Древняя греция, около 420 г. до н.э.
Источник: Википедия.
Платье в стиле ампир. 1800.
© Victoria and Albert Museum, London.© Victoria and Albert Museum, London.
Вечернее платье. 1911.
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
Вечернее платье. 1910-1914.
Платья из собрания музея Метрополитен. Фото с официального сайта музея
www.metmuseum.org/ .
При подготовке заметки использовалась информация из издания "Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа". СПб., 2000, а также с сайтов Музея Метрополитан, музея Виктории и Альберта и Киотского института моды.
Другие мои посты про моду можно посмотреть здесь:
Мода belle epoque в платьях Чарльза Ворта. Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.