Часть 1 (начало)
здесь, часть 2 (продолжение)
здесь.
5. Вариации на тему
1) Был ли у японской карты (лучше - плана) Петропавловска источник, с которого она скопирована?
Согласно списку конфискованного, на маяке мыса Дальний десантом с крейсера «Идзуми» была захвачена морская карта Петропавловской гавани (№ 5 в списке: 「ペトロパヴローブスク」港海圖). Поэтому, как минимум, эта карта у них была. Можно попробовать понять, что это была за карта (создана не позднее 1905 г.) и её исследовать (сравнить подписи к объектам). Возможно, что здесь будет что-то интересное. С другой стороны, никакой захваченной карты Никольского (о. Беринга) в донесениях не упоминается, однако для него была сделана подобная же карта (в заголовке она названа уже схемой или планом 略圖). Отсюда следует, что своя карта береговой линии и рельефа, скорее всего, у них уже была, но по результатам десанта на неё могли нанести объекты и подписи к ним. Понятно, что и плыть без какой-то уже имеющейся морской карты они не смогли бы.
2) В тексте донесения приведены названия двух торговых компаний (фирм), действовавших в Петропавловске в 1905 г. (они записаны катаканой в японской транскрипции):
オコロード商会 (okorōdo)
チニヤートフ商会 (chiniyātofu/chinyātofu)
С. В. Гаврилов предположил (и я снова благодарю
callmycow за консультацию с ним), что первое название - это фирма Огородникова или Огородниковых. Кого именно из них, нужно ещё уточнить. Я пока не нашёл публикаций по торговой деятельности каких-либо Огородниковых в Петропавловске. Исключая, конечно, упоминания о редакторе газеты Викторе Алексеевиче Огородникове, а также некоей О. П. Огородниковой, торговые дела которой в 1905 г. вёл доверенный - китайский подданный Сен-Тян-Зянь (Гаврилов С. В. Три века Петропавловского порта… С. 52).
Подсказали ещё следующую
цитату из книги Ирины Васильевны Витер «Хроника строительства города Петропавловска (1740-1923)» (Петропавловск-Камчатский, 1997. С. 73):
Одним из первых решений губревкома по упорядочению жизни города Петропавловска было «Утверждение наименований улиц», принятое на заседании 10 февраля 1923 года:
<…>
Переулок возле Личкуна - Озерной
<…>
Переулок возле Огородникова - Рябиковский
Переулок возле Колмакова - Пожарный
<…>
А это означает, что нечто, принадлежащее некоему Огородникову, там было, и оно было известно в округе. Надеюсь, что кто-то из читателей и краеведов поможет прояснить этот вопрос.
Что касается самой версии (японское «Окоро̄до» как транскрипция русской фамилии Огородников), то она, несмотря на кажущиеся несоответствия, мне кажется убедительной и вот почему.
а) Написано ко コ, а ожидалось бы го ゴ (для Огородников). Здесь просто. Так бывает. Намеренно или в результате ошибки, спешки, невнимательности, знак озвончения (нигори или дакутэн ゙ ゚) опускается. Его употребление не было столь обязательным ранее. Отсутствие этого знака, например, характерно для некоторых стилей бунго, особенно эпистолярного (со̄ро̄бун). Знак не ставится, но слово читается так, как будто он стоит. Правда, у нас здесь иностранное слово (записанное катаканой), в котором знак, по понятной причине, должен ставиться - иначе слово не прочесть правильно. Поэтому больше похожу на описку (а уж ошибиться в русском слове - проще простого). Кроме того, внимательный читатель наверняка заметит, что в других словах донесения этот знак проставлен везде, поэтому сознательное его упущение - сомнительно. Если же вдруг это не описка, то с учётом подмеченной орфографии писавшего, это можно объяснить лишь одним. Автор переписал название из текста, где оно было написано без знака озвончения. Кто-то мог подготовить ему данные, которые он включил в донесение. Не зная, как звучит слово или даже не предполагая, что оно звучит по-другому, он оставил его так, как оно было написано.
б) Почему в японской записи нет окончания «-ников»? Здесь версий может быть несколько. Во-первых, сам писавший (или подготовивший данные) мог сократить длинную иностранную фамилию, тут нет ничего необычного. Во-вторых, в том русском источнике, из которого японцы узнали о фирме, фамилия могла быть записана уже сокращённо: Огород. или Огородн. Переводчик просто повторил (мог не знать, что это сокращение, а мог в точности следовать источнику). Это мы узнаем лишь увидев источник данных.
Может ли это быть не Огородников, а какой-нибудь, я фантазирую, Оклод? Может, но это надо доказать, поскольку данных о таком купце - нет. Исходя из этого, версия об Огородникове мне представляется наиболее логичной и непротиворечивой.
Со второй фамилией (chiniyātofu, т. е. Тиния̄тофў или Тиня̄тофў) не менее интересно. Я долго просматривал историческую литературу по Петропавловску и нашёл лишь одно имя, подходящее по всем параметрам, это - Чупятов (Герман Михайлович). Единственное, что нуждается в объяснении, откуда в японской записи согласный «н» вместо ожидаемого «п». Думаю, что была допущена простая ошибка, вызванная неправильным прочтением в русском тексте, из которого извлечены данные, незнакомого слова «Чупятов». Переводчик принял русское «п» (скорее всего рукописное) за «н». Если я не прав, то прошу поправить и предложить свой вариант.
3) Мне долго не удавалось установить имя и отчество Д. Павского. Как известно, он сменил на посту Петропавловского уездного начальника Антона Петровича Сильницкого, объявленного в результате интриг сумасшедшим и отстранённого от дел 18 (31) июля 1904 г. прибывшим в Петропавловск (специально для разбора «всех камчатских дрязг») начальником Командорских островов, статским советником Николаем Александровичем Гребницким. Этот пост Павский занимал недолго, 18 апреля (1 мая) 1905 г. начальником уезда был назначен Станислав Михайлович Лех, первые указы которого датированы 20 апреля.
Странно, но в имеющихся у меня книгах и в сети упоминается только инициал имени Павского. Снова помог С. В. Гаврилов, предоставив следующую информацию, полученную им от И. В. Витер:
Звали его Дмитрий Александрович, год рождения 1856-57 (в 1897-м ему было 40). Уроженец Тамбовской губернии, сын дьячка; кавалер Св. Станислава III ст. и серебряной медали в память царствования Александра III.
4) Согласно списку конфискованного (пункт № 7) в Петропавловском уездном управлении было захвачено казённых денег 35910 руб. 80 коп. (кстати, в «Совершенно секретной истории» этот пункт выпущен, как будто его и не было списке, см.:
備考文書, С. 135).
Можно ли оценить сколько это в пересчёте на современные деньги? По одной из методик, надо взять курс доллара на тот момент, перевести рублёвую сумму в доллары, посмотреть какая была инфляция доллара с того момента до сегодняшнего дня, и перевести полученную долларовую сумму обратно в рубли.
Получается, если курс рубля по отношению к доллару на тот момент составлял 1,94 руб./долл. (см., например: Политическая экономия капитализма. (В цифрах и фактах). - М.: Высшая школа, 1987. - С. 30), то сумма в долларах будет:
35910,80 / 1,94 = 18510,72 $
CPI Inflation Calculator
показывает (данных ранее 1913 г. в базе нет, но другие подобные онлайн калькуляторы, где такие данные есть, показывают близкие по порядку суммы):
$18,510.72 in 1913 has the same buying power as: $435,575.94 in 2013.
Обратно в рубли можно не переводить. :) Методику и точность можно покритиковать, конечно. Может, у кого-то есть более точная?
Интересно, что в нашей литературе упорно говорят о пропаже 40 тысяч рублей, впрочем у них же не было японского списка, чтобы сверить, сколько было захвачено на самом деле. Но интересно посмотреть, а о пропаже какой именно суммы шла речь в материалах следствия. Вот подробности тех событий в Петропавловске с упором на пропажу:
Летом 1905 г. Петропавловск подвергся нападению отряда японских кораблей. 25 июля в порт зашёл пароход «Австралия», привёзший почту и деньги для местного полицейского управления в сумме 29 175 руб. 62 коп. Эти деньги вместе с другими хранились в несгораемом ящике. Ящик был опечатан, а ключ от него Лех держал при себе.
<…>
30 июля с маяка был замечен силуэт какого-то судна, опознать которое из-за сильного тумана не удалось. Как известно, «в туман ни один корабль по местным условиям в бухту Петропавловска войти не может». 31 июля на горизонте обрисовались силуэты уже двух кораблей, «которые в 9 часов утра, пройдя на расстояние орудийного выстрела, открыли по маяку стрельбу из пушек». Под обстрелом служители маяка разбили сейф, открыть который они не смогли, так как смотритель с ключами находился в Петропавловске, извлекли из него 4 200 рублей казённых денег и унесли их с собой. Вся сумма затем была возвращена смотрителю маяка.
Кораблями оказались японские лёгкие крейсеры «Сума» и «Идзуми».
<…>
«Приблизительно около 10 часов казак Крупенин, выезжавший ранее из Петропавловска на маяк и вернувшийся вследствие услышанной им пальбы обратно, доложил Леху о слышанных им выстрелах, высказав своё мнение, что этими выстрелами обстреливается маяк. Лех приказал ему „вновь отправиться и посмотреть, какое идёт судно“. В 11 часов уже на виду города показалась фигура чёрного судна. Минут пятнадцать Лех продолжал из дому разглядывать судно, флаг коего различить за десять вёрст нельзя, и стал в то же время переодеваться в лучшее платье, предполагая, что ему придётся поехать на судно.
По истечении пятнадцати минут он услыхал три выстрела и заметил, что над городом пролетают снаряды. Тогда Лех пошёл в управление спасать кассу, но, придя туда, обнаружил отсутствие ключей, оставшихся дома, вероятно, в прежнем его костюме. Лех вернулся домой, взял ключи, пошёл обратно в управление, но по дороге увидел разорвавшийся близ управления снаряд, вернулся назад и опасаясь, что в случае его смерти или плена Камчатка останется без руководителя, уехал совсем из города, бросив кассу, в коей всего было около 40 000 рублей на произвол судьбы.
Здание управления было действительно повреждено впоследствии снарядами, причём по уходе японцев, съезжавших на берег, оказалось, что касса разбита и 40 000 рублей исчезли. За время бомбардировки помощник начальника уезда Павский, на обязанности коего было хранение и заведование кассой Командорских островов, успел прийти в управление и лично вынести лежавший на кассе управления ящик с кассой Командорских островов. То же управление за это время посетили Гребницкий и врач Тюшов, причём шкаф был тогда заперт и цел, и в управлении никого, кроме одного пьяного казака, не было. Между прочим, ещё с апреля 1904 года было распоряжение хранить ценности в особых помещениях, и в случае появления японцев - спасать прежде таковые».
Следствие о пропаже немалой казённой суммы после войны вёл прокурор владивостокского окружного суда. В своём представлении прокурору иркутской судебной палаты он писал, что Лех был допрошен по делу и к нему была применена «подписка о неотлучке». Велись допросы и других свидетелей событий начала августа 1905 г. Расследование тянулось на протяжении многих лет и, судя по всему, закончилось ничем. Во всяком случае, С. М. Лех занимал должность Петропавловского уездного начальника ещё осенью 1916 г. Другой фигурант по делу - Н. А. Гребницкий - скончался.
Источник: Гаврилов С. В. Две войны Петропавловска // Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2002. - С. 23, 24-25.
А вот что пишет тот самый А. П. Сильницкий, объявленный сумасшедшим, реабилитированный и вернувшийся в качестве ревизора:
В Портсмуте велись мирные переговоры. Во время заключённого перемирия японцы дали пропуск на Камчатку нашему военному транспорту, на котором разрешалось отвезти туда запасы продовольствия.
И на этом судне, по воле начальства, был послан я, между прочим, с поручением обревизовать деятельность камчатской и командорской администрации.
Не преувеличивая, скажу, что гром и молния из безоблачного неба не произвели бы такого впечатления на камчатских обывателей, как моё появление на петропавловском рейде, на судне под военным флагом, в качестве… ревизора…
Моё положение было очень щекотливым, тем более, что я сразу же наткнулся на факт исчезновения из петропавловского денежного сундука казённых 40,000 рублей, совершившегося при следующих обстоятельствах.
30-го июля 1905 года, в 6 часов утра, на створе Авачинской губы показались два японских военных крейсера. Крейсера шли таким малым ходом, что они стали на якорь лишь около одиннадцати часов.
О появлении крейсеров было немедленно дано знать уездному начальнику Леху, который, убедившись самолично в том, что действительно идут японские крейсера, стал собираться в бегство, а за ним стали бежать из Петропавловска и все жители. Не бежали из него только Гребницкий и приказчики Камчатского общества.
Лех, покидая Петропавловск, несколько раз был в управлении, откуда, по его распоряжению, были вынесены некоторые дела, морские бобры, упромышленные в этом году. В управлении же стояла несгораемая железная касса, в которой находилось 40,000 рублей казённых денег.
Вот эти-то деньги Лех и «забыл» захватить.
Японцы же, ставши на якорь, стали стрелять из шестидюймовых орудий. Первый выстрел они произвели по зданию управления. Снаряд пронизал всё это ветхое здание, не причинивши, однако, ему особого разрушения. Затем японцы выстрелили несколько раз в гору. Затем они посадили на шлюпки команду, приблизительно в 200 человек, которая около часу дня, и съехала на берег. Здесь японцы окончательно убедились, что в Петропавловске им не будет никакого сопротивления. И они приступили к мирному занятию - к охоте за пасшимися на городских улицах коровами. Коров они стреляли из ружей. Здесь же, на улице, они потрошили подстреленных коров и свежевали их мясо. Затем, в сопровождении офицеров, они обходили дома, где, к их чести, решительно ничего не тронули.
Зашли японцы и в управление где, видимо, стали читать дела. Но дела их не заинтересовали, так как многие из них очутились в бухте.
Когда японцы съехали обратно на крейсера, казённая касса, по донесению Гребницкого генерал-губернатору, оказалась взломанной. Затем, на другой день, японцы опять съезжали на берег, причём японские офицеры были приглашены Гребницким на обед, на котором, по рассказам, было очень весело.
1-го августа крейсера вышли в море, направившись на Командорские острова, где они тоже сходили на берег, были в управлении, причём несгораемая касса Командорских островов осталась в полнейшей неприкосновенности.
Обязанный, по букве данного мне поручения, расследовать описанные события, особенно произошедшие в Петропавловске, где посещение японских крейсеров сказалось в исчезновении 40,000 рублей казённых денег, я забрал письменные показания очевидцев пребывания японцев в Петропавловске, причём все показания дополняли недоумение, почему собственно Лех «забыл захватить 40,000 рублей» и почему Гребницкий в своём донесении генерал-губернатору, которое мне было известно ещё в Хабаровске, доносил, что «маяк разрушен, касса взломана, деньги целы».
Маяк оказался в полнейшей целости, касса, правда, взломанной, но деньги из неё исчезнувшими.
Источник: Сильницкий А. П. 14 месяцев службы на Камчатке // Исторический вестник. - Т. CXVIII. - 1909, ноябрь. - С. 538-540.
Благодаря списку конфискованного, теперь ясно, что деньги японцы действительно вывезли и Леха с Гребницким подозревали зря. Другое дело, пропажу какой суммы «повесили» на японцев. :) Надеюсь, что кто-то располагает архивными материалами и сможет это прояснить.
Update: по информации, любезно предоставленной Э. А. Воробьёвой (
tinva-eva), «сумма в 40 тысяч рублей, изъятая из кассы в Петропавловске, упоминается в бумагах Приамурского генерал-губернаторства (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ), Ф. 702. Оп. 1. Д. 481. Л. 55, 67, 91-92), в отчётах о событиях 1 августа 1905 г.».
Если это не округлённая сумма (чтобы только показать порядок, а не указать точное значение), то получается, что японцам было приписано похищение лишних 4089 руб. 20 коп. (первое, что приходит на ум). В любом случае, точка зрения, доминировавшая ранее, что все деньги из кассы были похищены петропавловским начальством, а не конфискованы японцами, должна быть пересмотрена. Вопрос же о возможности приписки нужно проработать более глубоко. Тут возможны и более прозаические объяснения, например, плохое ведение дел (когда неизвестно, сколько точно было в кассе) или растрата (т. е. расходовано было ранее и потом приписано, благодаря удачному стечению обстоятельств). Просто, если японцы конфисковали деньги в кассе, то они забрали всё, а не оставили там благородно «на бедность» 4089 руб. 20 коп. Значит этих денег там уже не было или никогда не было. А как можно приписать то, чего не было? Только, если растрачено было раньше или сумма была не из кассы, но заявлена потом, как находившаяся там. Вспомним ещё очень похожую сумму с маяка в 4200 руб, которую якобы успели спасти, не её ли приписали, докумекав, что раз маяк ограблен и городское управление тоже, то…?
С. В. Гаврилов пишет: «Под обстрелом служители маяка разбили сейф, открыть который они не смогли, так как смотритель с ключами находился в Петропавловске, извлекли из него 4 200 рублей казённых денег и унесли их с собой. Вся сумма затем была возвращена смотрителю маяка». Сравни со словами Сильницкого, которые могут быть ключом: «почему Гребницкий в своём донесении генерал-губернатору, которое мне было известно ещё в Хабаровске, доносил, что „маяк разрушен, касса взломана, деньги целы“. Маяк оказался в полнейшей целости, касса, правда, взломанной, но деньги из неё исчезнувшими». Сильно подозреваю, что именно эта сумма с маяка была добавлена к похищенному из кассы управления. То есть в отчётах, с которыми работала Э. А. Воробьёва могла быть дана уже общая сумма (за управление и за маяк без разграничения). Но, чтобы проверить, надо поднять и проверить архивные документы.
5) Почему капитан-лейтенант Гундзи Сигэтада/Наритада (郡司大尉), упоминающийся в вышеприведённых японских документах, в отечественных источниках иногда фигурирует как Сечу Гундзи? Потому что он сам себя так назвал в знаменитой надписи на столбе (а почему именно так, будет объяснено далее):
Источник фото: Приамурский край. 1906-1910 гг. Очерк с 6 картами, 21 таблицей приложений и с 55 рисунками на двадцати листах. П. Ф. Унтербергера / Оттиск XIII тома записок Императорского Русского Географического Общества по Отделению Статистики, изданного под редакцией д. чл. В. В. Морачевского. - С.-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума (отделение), 1912. - Табл. 22, № 55. Снимок с доски, оставленной высадившимися в 1904 году японцами, в с. Явино, на Камчатке.
Расшифровка текста:
Смысло на этой тынь писанныхъ словъ: именно эта земля уже принадлежался Японію, поэтому кто, того трогаетъ это тынь будетъ убиты.
Командиръ Японской войска
Сечу Гундзи
Пометка внизу слева: СНЯТА 17/VII-904 г. М. Сотников. с. Явино.
Пометка внизу справа: I ordered to write and written by my man. N. Gunji.
Описание тех событий и детали пленения Гундзи 15 июля 1904 г. смотри, например, в статье Э. А. Воробьёвой «
Оборона Камчатки в Русско-японскую войну» (в сб.: Актуальные вопросы истории Сибири XVIII-XXI вв. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - С. 80-100).
Сейчас эта доска хранится в Камчатском краевом объединённом музее (г. Петропавловск-Камчатский).
А тынь - это тын, т. е. забор. Но всё вместе звучит забавно. На портале Камчадалы.ру
есть даже отрывок из его планировавшейся к произнесению речи, извлечённый из архивных материалов (на портале он назван почему-то Сечи):
Гундзи Сечи
Командир японского десанта, высадившегося в 1904 г. в устье реки Озерной (западной). Был захвачен в плен.
ЦГА ДВ ф. 1044, оп.1, д.11
(Речь Гундзи, составленная на р. Озерной, которую он намерен был сказать жителям сел Явино 15 июля 1904 г.)
«Ах полезные, милосердный господа!
Я вам должен стал сказать о русская японском война и это вам будет не приятно, но если вы хорошенько поняли то причину, тогда вы узнаете и уверяйтесь, что Бог сделал так.
Вы почествовающий русский император действительно милость и всегда говорит надо мирить. Это не только японцы в каждом государстве знают и почествовают но в России есть только для себя пользуются такие главные чиновники не слушают императора, по этому в конце концу такой большой война начался это очень жалко к добрым русским подданным.
Это причина войны: именно Главнокомандующий Алексеев сделал. Он не понял японцев и он думал что японцы очень слабо и не может войвать с русскими по этому он сделал только для Русскому очень хорошо, но это для Японии Китай и Кореи очень не хорошо и он это зная смел для себя пользу поймать и для других государству тоже не хорошо. Но он это не смотря только думал для Русскова пользовать все он так сделал польза только себе по этому японцы долго терпеть не могли и в конце концу началась война, а я думаю Милостивый Русский Император уже знает что японцы говорят то честно…»
Возвращаясь же к Сечу - имени Гундзи на доске, разберём откуда оно взялось. По-японски его имя пишется как 成忠 и имеет два японских чтения: Сигэтада и Наритада. В таких случаях, зная только иероглифы, узнать, как именно звали человека, затруднительно. Вообще же, при возможности вариативного прочтения иероглифов в имени, за одним человеком могут быть закреплены несколько вариантов - один официальный, другой - для друзей или семьи, а ещё, в качестве полуофициального, может использоваться имя, прочитанное по китайским чтениям иероглифов. Это мы и наблюдаем в данном случае. Читая 成忠 по кунъёми получим Сигэтада и Наритада (как я понимаю, оба варианта им использовались), читая по онъёми - Сэйтю̄ (отсюда-то и искажённое в русской записи Сечу, дифтонг эй переходит в долгое э). Получается, что фамилия его Гундзи, а имя может передаваться тремя способами: Сигэтада, Наритада и Сэйтю.
6) Какого числа потерпел крушение американский пароход «Минеола»? (Переписка об этом крушении значится в списке конфискованного).
25 сентября (8 октября) 1904 г. многие американские газеты сообщили следующее («Los Angeles Herald» не единственная, просто в других информация повторяется):
Los Angeles Herald, Vol. XXXII, No. 7, 8 October 1904,
P. 2Судя по этим современным событию данным, крушение «Минеолы» произошло 23 августа (5 сентября) 1904 г. Эту же дату подтверждает и С. В. Гаврилов:
«Минеола» взяла на борт Сильницкого и Векентьева и их семьи, после чего 30 июля ушла на охотское и западно-камчатское побережья. 3 августа пароход зашёл в Охотск, где с него были высажены невольные пассажиры.
8 августа «Минеола» пришла на рейд Явино, 11 - в Большерецк, 12 - в Облуковино. В этих пунктах выгрузиться ей не удалось. Селения казались пустыми: их жители к пароходу не выехали. Вероятно, они приняли судно за вражеский рейдер: недавно возле реки Озерной русские ополченцы сражались с японским десантом.
Отсюда «Минеола» двинулась к Тигилю. Утром 23 августа на подходе к селению, находясь в десяти милях от берега, она налетела на подводную скалу, получив три сильных удара. В трюмы стала поступать вода. Попытки разгрузить пароход и снять его с камней не удались. К ночи его стало сильно бить о скалы. Людей пересадили в шлюпки, в половине второго ночи 24 августа капитан и старший механик последними покинули «Минеолу». К пяти часам утра её экипаж и пассажиры благополучно прибыли в устье реки Тигиль.
Источник: Гаврилов С. В. Две войны Петропавловска // Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2002. - С. 22-23.
Однако в более новой своей работе он приводит уже дату 23-е июля (видимо, случайная описка: вместо «августа» написан «июль», это видно и по несоответствию дат в тексте):
18 июля 1904 г. «Минеола» пришла в Петропавловск, где частично разгрузилась и 30 июля ушла на охотское и западно-камчатское побережья. Утром 23 июля 1904 г. на пути к селению Тигиль «Минеола», шедшая в десяти милях от берега, налетела на подводную скалу. В трюмы стала поступать вода. Попытки разгрузить пароход и снять его с камней не удались. Вечером его стало сильно бить о скалы. Ночью 24 июля экипаж покинул пароход. Так неудачно завершилась попытка снабдить охотско-камчатское побережье в военном 1904 г.
Место гибели судна теперь называется «Банка Минеола». Рынду с «Минеолы» сегодня можно увидеть в Камчатском государственном объединенном музее.
Источник: Гаврилов С. В. Петропавловск: годы, корабли, люди // Гаврилов С. В. Камчатское наследие: исторические очерки. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2006. - С. 22.
Я не стал бы заострять на этой описке внимания, если бы даты в источниках не были так различны. Современник событий А. П. Сильницкий пишет уже о 9-м сентября (думаю, что это не точность, и она не единственная: его отстранили 18 (31) июля 1904 г., поэтому 30-го июня никакого приказа «садиться на пароход [„Минеолу“]» быть не могло, было это в июле):
30-го июня мне и Векентьеву было приказано садиться на пароход. И у меня, и у Векентьева была на руках большая семья. Жёны и маленькие дети. У меня трое, у Векентьева двое.
«Минеола», не сгрузивши в Петропавловске решительно никаких запасов, пошла в Охотск, куда и пришла 3-го августа. Тотчас по прибытии на рейд стали снаряжать паровой катер, к которому привязали на буксир шлюпку. На шлюпку посадили нас, меня и Векентьева с семьями, а на катер сели приказчики Камчатского общества. Сели они в пробковых поясах, каковая предосторожность была далеко не лишней, так как нам предстояло переходить грозный охотский бар, а погода между тем стояла свежая.
Лоцман и другие охотские казаки заявили Гребницкому, что плыть теперь через бар опасно, в ответ на что они получили окрик Гребницкого: «Не ваше дело».
Нас повезли. Скажу одно, что я и до сих пор не понимаю: почему, собственно, мы не потонули?
На гребне высокого вала, в самом водовороте бара, «лопнул» буксир… Но мы, не знаю уж как, выплыли из пучины невредимыми.
- Бог не выдаст, - говорили мы, выходя на берег, - свинья не съест!
Сошёл я на берег с мыслью, что первый этап моих приключений кончился сравнительно благополучно.
«Минеола» простояла на Охотском рейде два дня, не отпустивши никому решительно ни одного фунта груза. На это жаловались в Петербург и охотские купцы, и охотский уездный начальник Попов. И на это у «Минеолы», вернее, у Гребницкого, были «свои причины», заключавшиеся в том, что на пароходе не было ничего, кроме самых необходимых запасов продовольствия для команды.
Из Охотска «Минеола» пошла на западный берег Камчатки. До сентября месяца она «болталась» в виду берега, не приставая, однако, никуда, а затем, 9-го сентября, «Минеола» появилась у Тигиля, где наскочила на «необозначенный на карте камень» и погибла. Погиб «казённый груз», погибли «морские командорские бобры и котики», которые, кстати сказать, были отправлены в Америку на пароходе «Редондо». Говорили потом, что «Минеола», старая разбитая бандура, была хорошо застрахована и шла она на Камчатку только затем, чтобы безопасней для людей «наскочить на необозначенный на карте камень».
Заслуживает внимания, что в день крушения «Минеолы» в Тигиле появилось охранное английское судно «Альджерейн», которое вообще никогда на западный берег Камчатки не ходит, ибо оно назначается исключительно для охраны командорских бобровых лежбищ.
На «Альджерейн» пересели: Гребницкий, барон Брюгген и судовая команда погибшей «Минеолы». И вся эта компания отправилась от «необозначенного на карте камня» во вражескую Японию, откуда проследовала в дружественную нам Америку.
Источник: Сильницкий А. П. 14 месяцев службы на Камчатке // Исторический вестник. - Т. CXVIII. - 1909, ноябрь. - С. 534-535.
Отличный пример на критику исторического источника. Первая дата в тексте не верна, вторая верна, а верна ли последняя?
Переписка по крушению «Минеолы», конфискованная японцами, датирована 11 (24) сентября 1904 г. Кстати, из японского текста не ясно, это дата переписки или дата крушения.
Так когда же произошло крушение? Для меня пока наиболее убедительна первая дата, приведённая в газетах, и независимо воспроизведенная историком С. В. Гавриловым. Но хотелось бы точный документ. «Справку». :)
P. S. Про выплаты по страховке ничего не знаю, но капитан «Минеолы» Александр Кирквуд был освобождён от всех обвинений. Небольшая хроника по теме из «Coast Seamen’s Journal» за 1904 г.:
The steamer Mineola struck a reef off Tigil Bar, Kamschatka, on September 5 and became a total wreck. Captain A. Kirkwood and the crew of twenty-eight men were saved and taken to Hakodate by the British war steamer Algerine. (Coast Seamen’s Journal. - Vol. XVIII, No. 3 (887). - 1904, October 12. - P. 5.)
Captain A. Kirkwood and twenty-nine men constituting the crew of the wrecked steamer Mineola arrived at San Francisco on November 9 on the Pacific Mail liner Manchuria. (Coast Seamen’s Journal. - Vol. XVIII, No. 8 (892). - 1904, November 16. - P. 5.)
Captain Alexander Kirkwood, of the steamer Mineola, wrecked off the Siberian coast on September 5 was fully exonerated from all blame. (Coast Seamen’s Journal. - Vol. XVIII, No. 11 (895). - 1904, December 7. - P. 5.)
Хронология некоторых событий
1904
30 мая (12 июня) 1904 г. - В устье р. Озерной высаживается японский отряд под командованием С. Гундзи.
3 (16) июня 1904 г. - Японский отряд занимает с. Явино, видимо тогда же установлен столб с русской надписью Гундзи о принадлежности Камчатки Японии.
15 (28) июля 1904 г. - С. Гундзи взят в плен отрядом старшего унтер-офицера М. Сотникова, на допросе с него снимается речь, которую он собирался сказать жителям Явино.
17 (30) июля 1904 г. - Столкновение с японцами, начатое в предыдущий день, закончено; Селиванов лично срубает столб с надписью о принадлежности Камчатки Японии (Воробьёва Э. А.
Op. cit.); на доске же запись, что она снята в этот день М. Сотниковым (со срубленого Селивановым столба?).
18 (31) июля 1904 г. - А. П. Сильницкий отстранён от дел Н. А. Гребницким, прибывшим в Петропавловск на американском пароходе «Минеола».
30 июля (12 августа) 1904 г. - «Минеола» уходит из Петропавловска на охотское и западно-камчатское побережья (на борту А. П. Сильницкий, штабс-капитан В. Р. Векентьев, Н. А. Гребницкий).
3 (16) августа 1904 г. - «Минеола» пришла в Охотск.
8 (21) августа 1904 г. - «Минеола» пришла на рейд Явино.
23 августа (5 сентября) 1904 г. - Крушение «Минеолы» у устья реки Тигиль.
24 августа (6 сентября) 1904 г. - Экипаж окончательно покидает «Минеолу».
11 (24) сентября 1904 г. - Дата переписки по крушению «Минеолы», конфискованной японцами.
1905
18 апреля (1 мая) 1905 г. - С. М. Лех назначен на должность Петропавловского уездного начальника.
23 июля (5 августа) 1905 г. - Контр-адмирал М. Того получает приказание от адмирала Катаока идти на рекогносцировку к южным берегам Камчатки и осмотреть состояние промыслов на Командорских островах.
24 июля (6 августа) 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» выходят из Корсакова.
28 июля (10 августа) 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» прибывают к острову Шумшу.
30 июля (12 августа) 1905 г. - Отряд снимается с якоря и идёт на север вдоль восточного берега Камчатки.
31 июля (13 августа) 1905 г. - Отряд подходит к Вилючинской бухте, где разделяется. «Идзуми» идёт к маяку на мысе Дальнем, а «Сума» - к Петропавловску. У маяка «Идзуми» высаживает отряд, который захватывает брошенные вещи и осматривает окрестности. Затем «Идзуми» идёт навстречу к «Сума» в Петропавловск. Тем временем «Сума» в Петропавловске обстреливает казарму и задерживает пароход «Австралия». На берег высаживается отряд для разведки под командой М. Хираива. Из управления конфискуются документы и проч. Дата донесения М. Хираива по Петропавловску.
1 (14) августа 1905 г. - Пароход «Австралия» отправляют с призовой командой в Йокосука. С. М. Леху оставляется первое письмо М. Того. «Сума» и «Идзуми» снимаются с якоря и отправляются к Командорским островам.
3 (16) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» приходят на рейд с. Никольского (о. Беринга) и дают несколько холостых выстрелов. На берег высаживается отряд для разведки под командой М. Хираива. Из управления конфискуются документы и проч. «Идзуми» арестовывает пароход «Монтара» и отправляет его с призовой командой в Йокосука. Дата в начале донесения М. Хираива по Никольскому.
4 (17) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» снимаются с якоря и отправляются обратно к Петропавловску. Дата в конце донесения М. Хираива по Никольскому. Дата письма С. М. Леха для М. Того.
6 (19) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» прибывают в Петропавловск.
7 (20) августа 1905 г. - На берег высаживается отряд, под командой М. Хираива, с приказанием отыскать местного начальника. С берега забираются остальные документы. С. М. Леху оставляется второе письмо М. Того. «Сума» и «Идзуми» покидают Петропавловск.
8 (21) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» прибывают к острову Шумшу.
9 (22) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» снимаются с якоря и отправляются в Корсаков.
12 (25) августа 1905 г. - «Сума» и «Идзуми» прибывают в Корсаков.
27 октября (9 ноября) 1905 г. - Помощник Петропавловского уездного начальника коллежский советник Павский, выехавший по распоряжению Военного Губернатора Приморской области из Петропавловска во Владивосток, скончался от водянки на транспорте «Аргунь» (Вахрин С. И.
Встречь солнцу. - Петропавловск-Камчатский: Камшат, 1996.).
Вот теперь всё. :)