ChatGPT вредит критическому мышлению

Mar 04, 2024 13:02

Полемезируя с eter_de_panji давайте рассмотрим вот этот тезис из его недавнего поста ChatGPT в образовании:

Сколько времени нужно чтобы человек научился пользоваться искусственным интеллектом - месяц, полгода от силы. А вот научившись пользоваться искусственным интеллектом он вряд ли освоит критическое мышление. Отсюда вывод ChatGPT допускается только в высшей ( Read more... )

Leave a comment

Comments 23

lakonium March 4 2024, 10:15:28 UTC

Чет вспомнил. Уильям Голдинг воспитывался условным ИИ талантливых родителей. А когда попал в мир то офигел от него и стал писать романы, наполненные критическим мышлением.

Reply


sophia_picus March 4 2024, 11:02:46 UTC
Представим себе ситуацию, что никакого ИИ нет, а чат в котором отвечают на вопросы - есть. Вот просто люди на другом конце сидят и отвечают. В этом случае критическое мышление разовьётся или нет?

Нет. Конечно, нет.
Давайте представим, что ученики закончили начальную школу и перешли в среднюю.
У них начинаются уроки физики, истории, русского языка, географии и т.д.
И вот 1 сентября учитель-предметник заходит в класс и ждет, что ученики начнут ему задавать вопросы. Что вообще у них сформируется при такой системе обучения?

Reply

corwin1958 March 4 2024, 11:31:31 UTC

А обычно много вопросов задают предметникам 1 сентября?

Reply

sophia_picus March 4 2024, 12:06:54 UTC
В школе вопросы задают обычно учителя.

Reply

corwin1958 March 4 2024, 12:09:17 UTC

Логично. Ключевое отличие от ИИ в настоящее время. А где ученики обычно ищут ответы на вопрос учителя?

Reply


anonymously19 March 4 2024, 11:11:24 UTC

Отвечая на последний вопрос - нет, такие люди без человеческого воспитания вообще не смогут задавать вопросы и искать ответы. Кроме того, обычные люди с нон-конформизмом, то есть критичные к чужому мнению, вполне могут быть некритичны к своему собственному мнению и фантазиям.

Reply

corwin1958 March 4 2024, 11:33:12 UTC

Да, ответ очевиден. Я просто довел логическую цепочку до её абсурдного завершения.

Reply


eter_de_panji March 4 2024, 15:31:35 UTC

Спасибо за очень важный вопрос ( ... )

Reply

eter_de_panji March 4 2024, 15:32:29 UTC

Если мы говорим про воспитание, то воспитатель должен иметь авторитет и значит управлять процессом обучения. (Ребенок не может понять, что сбалансированная диета гораздо полезнее для него, чем одни шоколадки, но он может в это поверить и привыкнуть если учитель для него что-то большее, чем говорящая голова. И да, блин, я согласен что к этому еще длинный путь улучшения образования. Но в Англии я видел учителей, которые отбывают номер, и я видел учителей про которых дети пишут добрые пожелания в открытках для Санты. Значит этот путь существуют ( ... )

Reply

corwin1958 March 4 2024, 19:34:39 UTC

Я верно понимаю, что ваы согласны с тем, что вы признаете ложность того тезиса который я у вас выдели и разобрал?

Ну т.е. все что вы написали выше, говорит не о том, что использовании ИИ препятствует развитию критического мышления, а о том, что система образования не нацелена на его развитие, с чем я согласен.

Собственно вот вы уже и придумали как ИИ использовать для обучения этому самому критическому мышлению - просто на раз. Я бы не сказал, кстати, что текущий "настоящий" ИИ настолько хорош. Он часто с маниакальным упорством транслирует одну и ту же дурь и выбить из него правильные ответ не так просто, а иногда и вовсе не удается.

Reply

eter_de_panji March 5 2024, 05:55:54 UTC

Да, пожалуй вы убедили меня, что ИИ не противоречит критическом мышлению, это из другой области.

Но неправильное использование может привести к утрате навыка критического мышления в той же мере в которой поколение наших бабушек говорило "в газете зря писать не будут", поколение родителей "по телевизору врать не будут", наше поколение "в Википедии написано". Т.е. проблема остаётся старая, но относительно к новому источнику информации нужно детей готовить по новому. Ну и проблема домашнего задания, получается что письменно смысла сдавать его нет смысла, ученик должен не только представить решение, но и защитить его перед учителем.

В !!старшей школе (лет с 16)!! Действительно получается в каких-то ограниченных форматах это использовать. Если в средней школе учить тому что все можно и нужно ставить под вопрос то процесс накаливания знаний встанет.

Reply


babum March 4 2024, 15:41:55 UTC
Тогда что же служит препятствием для развития критического мышления?

В случае с ChatGPT отсутствие обратной связи между учениками и учителем, учеником и другими учениками, см. феномен обратной связи в групповой работе. Научение - не сколько получение ответа на вопрос, сколько социальная динамика, благодаря которой возникает критическое отношение к себе и окружающим. Нарушения интеллектуальной сферы часто связаны с проблемами с социальной адаптацией.

Вообще, про развитие критического мышления в средней и высшей школе достаточно спорно. По большому счету школы не ставят такой специальной цели. Чаще можно говорить об обратном. Как мне кажется автор изначально пошел по ошибочному пути, указав на критическое мышление, потому как это качество половозрелого человека и по чисто биологическим причинам к ребенку и к подростку это качество не применимо.

Reply

corwin1958 March 4 2024, 18:47:41 UTC

ИМХО - всё. Это не биологическая особенность вида, а навык приобретаемый во время сознательной деятельности. Людям надо сознательно учиться проверять всё что можно проверить - прежде всего на практике. И вы совершенно правы, ни одно учебное заведение не стаит перед собой таких задач. Увы. Даже лабораторные работы в ВУЗах это всегда работа на получение "правильного" результата.

Reply


Leave a comment

Up