Заявление ленинградского рабочего С.И.Иванова завкому завода им.Котлякова о положении спецссыльных

May 12, 2015 08:00


Краткая предыстория публикуемого документа.

Рабочий одного из ленинградских заводов С.И. Иванов летом 1930 года отправился в отпуск в родные места(Тарский район Омского округа Сибирского края) .  Так совпало, что именно эта территория стала одной из основных точек для принудительного расселения депортированных спецссыльных-раскулаченных крестьян. Пообщавшись с местными населением и объездив ряд сельсоветов, Иванов возвратился в Ленинград. Увиденное и услышанное, видимо, настолько поразило рабочего, что он решил обратиться в заводской комитет с заявлением. Это заявление, извлеченное из фондов ГАНО, публикуется ниже.

Определенно письмо Иванова вызвало некие последствия и о нем стало известно администрации Сибкрая, поскольку это  письмо отложилось в Государственном архиве Новосибирской области в фонде П-3(Западно-Сибирский краевой комитет ВКП(б)). Косвенно об этом свидетельствуют и подчеркивания в тексте. К сожалению, дальнейший путь письма по фонду не прослеживается. Само письмо полностью еще никогда не публиковалось ни на бумаге, ни в сети, сканы публикуются впервые.

Небольшое  извлечение из источника впервые было опубликовано д.и.н. С.А.Папковым.

Заявление ленинградского рабочего С.И.Иванова завкому завода им.Котлякова о положении спецссыльных крестьян от 6 июня 1930 г.





ЗАВКОМУ ЗАВОДА им. тов.КОТЛЯКОВА
от ИВАНОВА С.И.
З А Я В Л Е Н И Е.
Во время моего отпуска я ездил в Сибкрай, Омский округ Тарского района, Нагорно-Ивановского с/совета, деревня Бешметовка. По моему желанию я посетил то место куда высылают лишенцев из деревни(в Сигальских болотах). Мне лично пришлось столкнуться с таким фактом: в число выселяемых лишенцев очень много попало по ошибке середняков. Вывозили их в Январе и Феврале мес. с семьями, т.е. женами и детьми.
Жилищ в болотах никаких не было. Их привозили на обывательских подводах, ссаживали прямо на снег. Им сначала было привезено продовольствие, как-то: мука и рожь. Остальных продуктов совершенно не было. Я считаю, что здесь вопиющие факты искривления классовой линии и рабочим со своей стороны нужно серьезно над этим призадуматься. Мною было проехано 8 сельсоветов, в которых пришлось беседовать с крестьянами. Из бесед мне в первом сельсовете указали такие такие факты, что я не поверил, а когда увидел самих, которые были высланы, а теперь восстановлены в правах, и также в других сельсоветах мне говорили то-же самое. Мне также пришлось беседовать с крестьянами подводчиками, возившими их, а также беднота видевшая сама факты голода и смерти в болотах этих лишенцев. Делая такое искривление классовой линии, местная власть восстанавливает против себя крестьянство и заставляет крестьян косо смотреть на наши порядки. К высланным была приставлена охрана, которая обращалась с некоторыми очень грубо. Были единоличные случаи избиения палками.
18-го Мая мне пришлось наблюдать такой факт:  приехав в Екатериновский сельсовет здесь я увидел арестованных лишенцев и между ними женщин с грудными детьми и беременных на восьмом-девятом месяце и больных стариков. Здесь же находился начальник милиции. Я с ним стал говорить по этому вопросу, а он мне заявил:"Вы как сюда попали". Я объяснил и предложил ему больных и беременных женщин послать к врачу освидетельствовать состояние их здоровья и могут ли они следовать обратно верст полтораста за болота, откуда они еле живые возвратились, а некоторые умерли там же от голода и холода. Врач признал, что женщины и некоторые другие больные очень слабы от недоедания. Между ними была одна женщина с грудным ребенком. Ребенок - одни кости. Когда ему дали сырую картошку, он стал ее есть, а ему всего был один год. Я попросил здесь же, во дворе, стакан молока и дал ему, он набросился на молоко с волчьим аппетитом. Я не мог удержаться от слез.
Случай не единичный, так как высланных очень много. Были даже такие случаи, когда местные власти давали приказание, чтобы врачи не оказывали помощи лишенцам по пути следования. Для точности и чтобы не было сомнений, прилагаю выписку врача Атирской участковой больницы. Многие из высланных лишнецев в последнее время восстанавливаются в правах, но т.к. обобранное имущество было не отдано в пользование колхозам, а просто продавалось и расхищалось, то возвратясь с болота они остались без всякого имущества или находят его частично. Высланные на болото лишенцы живут на поприще диких зверей, т.к. никакого хозяйства вести там невозможно.
Вывезенные туда лошади за весну были съедены другой скотины туда брать не позволяли. Сельско-хозяйственный инвентарь и телеги брошены хозяевами, отцы побросали там свои семьи, которые умирают с голода, а сами всеми возможными путями бегут. Пойманных возвращают обратно на болота. Местная власть до того распоясалась и восстановила против себя местное крестьянство в селе "Рязанах" и "Муромцеве" и близлежащих деревнях, что в Марте вспыхнуло восстание руководимое кулаками и бывшими белогвардейцами.
Были случаи, когда сын приходил из Красной Армии и находил отца раскулаченным(в дер. Устара, Тарского района, Омского округа, Устарского сельсовета семейство Пугачевых).
Многие переселенцы- выехавшие из России попали под раскулачивание. Многие подводчики ездившие возить лишенцев за болото не могли вернуться обратно с лошадьми и побросали их там на обратном пути, т.к. кормить их было нечем. В настоящее время там числится 35 тыс. семейств.
В деревне "Кайлах" в Нагорно-Ивановском сельсовете Тарского района крестьянин МАКИН Семен занимался дублированием овнин, не имел рабочих, а работал своей семьей, а в настоящее время его угнали куда-то в Омск в тюрьму.Подводчики ездившие зимой возить лишенцев за болото рассказывают, что дорога усеяна брошенным вещами, сельхоз инвентарем, трупами лошадей и людей(особенно много детей) и прочим домашним скарбом.
Местное крестьянство очень недовольно установкой выселения и вообще постановкой местной власти зажавшей в кулак крестьян. На собраниях никто не хочет слушать речей местных работников, но и никто не возражает ни в чем, т.к. очень запуганы. (принято возражающих брать на заметку и под угрозой запрещать, чтобы они возражали). В феврале мес. из Тары был выслан для работы по коллективизации и посевной кампании какой-то гр.КОРОЛЕВ(в Бешметевке, Нагорно-Ивановском сельсовете Тарского края), проводил собрание и 3-х бедняков в том числе партизана Никифора Рябчикова лишил голоса и учинял допросы под угрозой нагана; однажды он проводил собрание и когда местные бедняки стали ему возражать, он объявил дело решенным, взял со стола лампу и унес ее, оставив все собрание впотьмах. С тех пор у крестьян стала поговорка "собрание по Королеву".
Местные крестьяне продают скотину и пропивают деньги говоря, что все равно погибать.
Предлагаю выслать в Тарский Округ в Нагрно-Ивановский сельсовет рабочую бригаду, чтобы разъяснить и наладить местное правление власти.
6/VI-30г.
Ленинград
(ИВАНОВ С.И.).

Источник:Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-3.Оп.3.Д.57.Л.81-82.

раскулачивание, 1930 г., спецпереселенцы

Previous post Next post
Up