Давно я так не радовался собственным ошибкам в прогнозах.
Конституционный Суд РФ обнародовал сегодня краткое изложение своего решения, в котором подтверждается наличие у нас с вами избирательных прав. Звучит немножко комично - а в самом деле, разве кто-то посмеет усомниться в этом естественном нашем достоянии? - но после того, что мы все собственными ушами слышали месяц назад на процессе в Конституционном Суде, нынешнее решение выглядит почти сенсационно.
Во время дебатов в Конституционном суде сплоченная команда представителей федеральных органов власти (Администрации президента, Думы, Совета Федерации, ЦИКа) совершенно хладнокровно подтверждала взгляд хозяев страны на то, как должна быть устроена, на их взгляд, милая необременительная забава под названием "выборы".
"Опустив свой бюллетень в урну, - говорил один из них, - избиратель вверяет свой голос специально уполномоченным людям, членам избирательных комиссий, и дальше его право - только эмоционально принимать или не принимать обнародованные результаты выборов". Это цитата.
"Избирательное право гражданина исчерпывается актом его голосования". Это тоже цитата.
"Нарушения при подсчете голосов не могут служить основанием для того, чтобы ставить под сомнение результаты выборов." И это цитата.
"Абсолютизация прав избирателей может привести к нарушению прав других участников выборов." И это, черт возьми, было на полном серьезе и с большим апломбом произнесено в стенах Конституционного суда.
Представители "всероссийского начальства" совершенно хладнокровно отстаивали свой порядок вещей:
- никаких избирательных прав, кроме права опустить бумажку в ящик, у избирателя нет, так что отстаивать в суде тут просто нечего;
- в суды обращаются только те, кто недовольны результатами выборов - а мало ли, кто чем недоволен;
- не существует никакой "борьбы за честные выборы" - все это лицемерие, жалобщики отстаивают только свои частные политические интересы;
- обманутым на выборах может считать себя только тот, КОГО избирают, а тот, КТО избирает, в принципе, жаловаться ни на что не вправе;
- наблюдатели на выборах могут только следить, не обижают ли "их собственную партию", а все остальное - не их собачье дело, никаких "вообще наблюдателей за правильными выборами" не бывает;
- при тайном голосовании никто не сможет доказать, что искажен был ИМЕННО ЕГО голос, значит никто ничего не может и обжаловать...
И так далее, битым словом, с каменными лицами и с металлом в голосе...
Конституционный суд с ними не согласился. В опубликованном сегодня релизе сказано:
- "Акт голосования не сводится лишь только к реализации частных политических интересов - он также служит осуществлению принципов народовластия. (...) общественный интерес состоит в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов власти."
- "Конституционное значение активного избирательного права не исчерпывается одним лишь обеспечением свободного участия в голосовании. Оно также сохраняет силу при подсчете голосов и подведении итогов выборов..."
- "Принцип тайного голосования сам по себе не может служить препятствием для ограничения сферы охраняемых законом интересов избирателей..."
- "Нарушения требований избирательного законодательства, допущенные после завершения голосования, в том числе при подсчете голосов, влекут за собой искажение итогов выборов, чем ставят под сомнение легитимность органов власти и принципы народовластия..."
- "Оспариваемые нормы не содержат прямых ограничений или запретов в отношении судебного обжалования итогов выборов. Они не препятствуют избирателю обжаловать в судебном порядке итоги голосования..."
По нынешним временам, это выглядит довольно неожиданно: Конституционный суд прямо противоречит в своем решении ясно выраженной воле кремлевского начальства.
Здесь, однако, есть основания усматривать некоторый политический компромисс вполне практического свойства.
С одной стороны, Конституционный суд отверг те абсурдные доводы представителей федеральных властей, которые никакими силами невозможно было бы отстоять в международных судах, и в частности, в ЕСПЧ. Заявители в КС не скрывали своих намерений обратиться туда немедленно, как только суд попытался бы поставить под сомнение само наличие у граждан избирательного права. Теперь на основании решения КС открываются две возможности: во-первых, обжаловать в российских судах нарушения, которые случатся на предстоящих выборах разных уровней, а во-вторых, обращаться с "вторичными" жалобами на сами суды, отказавшие в рассмотрении исков о нарушениях избирательных прав, - требовать компенсации морального ущерба, требовать отстранения судей, вынесших заведомо неправосудные решения...
Но с другой стороны, в решении КС (во всяком случае, в опубликованном сегодня релизе) нет ни слова об обязанности судов общей юрисдикции вернуться к рассмотрению дел, в слушании которых заявителям было неправомерно отказано. Это обычная практика Конституционного суда: если обнаруживается какая-то противоречащая Конституции норма закона или практика применения, - судам прямо велят пересмотреть все дела, где были вынесены неверные решения. В этот раз - такая воля КС другим судам не явлена.
Таким образом, Конституционный суд молчаливо соглашается с тем, что думские выборы 2011-го и президентские 2012-го теперь "заиграны". Срок исковой давности истек. Пересмотр не предусмотрен. Проехали, дескать.
Совершенно не исключено, что теперь ИМЕННО ЭТО и должно стать основанием для возбуждения дела в Европейском суде: если массовые, систематические нарушения прав граждан Конституционным судом установлены, - то где же практические меры к устранению несправедливости? Так что продолжение следует. Следите за рекламой...