Конвергентные услуги. Мировой опыт и планы по развитию в Украине.

Feb 16, 2009 14:00


Пресс-службы операторских компаний демонстрируют уникальные, в смысле отличные друг от друга подходы в работе с медийным и экспертным сообществами. Виктория Рубан и её команда из “Украинской Мобильной Связи” (ТМ МТС) заняли свою интересную и выгодную нишу: проведение образовательных мероприятий, своего рода ликбез для журналистов. Почему выгодную? Потому что появляется хорошая возможность правильно подать и факты, и мнения, и свою целостную картину мира. Без чего коммуникация не будет эффективной.

Задачей подобных мероприятий не является раскрытие темы во всей её полноте - в этом нет ни потребности аудитории, ни даже необходимости. Достаточно зафиксировать основные понятия предметной области, ознакомить с текущей ситуацией, показать общий контекст.

Из того, что в 2008 году запомнилось лично мне - нижеописанный семинар по проблематике конвергентных услуг, встреча с начальником департамента CRM, представление команды HR и очаровательной (ах, эти глаза!!!) Натальи Берёзы, экскурсия в киевский технический центр компании.

Состоявшийся 17 апреля семинар “Конвергентные услуги. Мировой опыт и планы по развитию в Украине” был посвящён одной из остромодных уже который год тем - конвергенции телекоммуникационных продуктов и услуг. Сама “конвергенция” и куча производных от неё умных слов и аббревиатур пользуется популярностью у производителей оборудования и ангажированных ими СМИ подобно тому, как это имеет место с пресловутой 3G или WiMAX. По словам Василия Лацанича, в 2007 году на MWC в Барселоне это волшебное слово разве что не писали на лбу у стендистов. Между тем практические результаты продвижения оных конвергентных услуг не соответсвтуют таковым для тех же 3G и WiMAX. То есть весьма скромные. Причины такого несоответствия стали вполне очевидны в ходе семинара.

Семинар по своей форме представлял несколько докладов, которые дали возможность посмотреть на предметную область с разных сторон: глазами оператора, производителя и независимого лица. Свои доклады представили Василий Лацанич, директор по маркетингу МТС-Украина; Олег Балабан, начальник департамента маркетинга конвергентных услуг МТС-Украина; Владислав Радыш, директор по развитию бизнеса Cisco Systems; Михаил Миллер, директор по развитию бизнеса Personeta; Алексей Турочкин из Техносерв А/С. Мне доверили выступить с итоговым докладом. Закрыть, так сказать, тему.

Пространный материал, посвящённый семинару, подготовила Мабила. Ценность представляет прямая речь Василия и комментарии представителей других операторов. Мой же доклад приведен с большими купюрами, поэтому читайте его тезисы, слайды и полный текст здесь. Пока же несколько замечаний и впечатлений.

Не могу согласиться с определением конвергенции, который предложил Лацанич - как пакетирование разнородных услуг и продажу под общим брендом. Это, на мой взгляд, слишком общий подход. Хотя, собственно, это просто один из взглядов на предмет. Для чего и нужны, среди прочего, подобные мероприятия - для прояснения аксиоматики.

Представители МТС продемонстрировали достаточно скептический взгляд на перспективы разного рода услуг, которые традиционно заявляются как конвергентные, FMC в первую очередь. Причины этого пояснила присутствовавшая на семинаре Елена Иконникова, директор по работе с корпоративными абонентами (сейчас занимает аналогичную позицию в Фарлеп-Инвесте, если не ошибаюсь).

По её словам, конвергентные услуги пока что оказываются слишком сложными буквально на всех этапах жизненного цикла:
  • взаимодействия с вендорами, которые сами смутно представляют, как именно (в натуре конкретно) оператор сможет зарабатывать БОЛЬШЕ денег с помощью подобных решений;
  • в процессе представления идеи потенциальным заказчикам. Сейлзам неинтересно тратить массу времени на презентацию не очень очевидных, скажем так, продуктов. Бонусы-то те же, а времени уходит гораздо больше, нежели в случае базовых услуг;
  • реализация достаточно сложных (технически, структурно, организационно) проектов требует много времени и сил;
    Самое главное - маржинальность конвергентных услуг не радует оператора. Поэтому, насколько я понимаю, пока что их используют в основном как инструмент удержания ключевых абонентов.

Выступления представителей компаний-производителей оборудования и поставщиков решений наглядно проиллюстрировали известную проблему их неспособности говорить внятно о том, что они, собственно, предлагают.

Очень удивил г-н Радыш. Никогда не наблюдал его выступлений ранее, но был наслышан как о превосходном ораторе. В этот раз он был явно не в себе. Казалось, ему удалось ознакомиться с презентацией буквально в последний момент. Полагаю, имела место какая-то нештатная ситуация, с кем не бывает. Сама же презентация была посвящена “видению” компанией конвергенции в прекрасном новом мире. Ни о чём, если честно.

Про людей из Техносерва даже вспомнить ничего не могу. Забубённые технари.

Вот что было интересно и по существу, это рассказ о проекте для болгарского Orange, который выполнил Personeta. Примерно та же идея, что и у российского “Мегафона” в “Домашней Зоне”. К сожалению, в силу местной специфики регулирования правил доступа на сети, у нас о таких решениях пока можно только мечтать.
Также доступно на Wordpress Корпоративные телеком-решения.

ТМ Верес, обзор

Previous post Next post
Up