Реалии конвергенции. Опыт и перспективы развития конвергентных услуг

Feb 16, 2009 13:50


Доклад “Реалии конвергенции. Опыт и перспективы развития конвергентных услуг” был подготовлен по просьбе пресс-службы МТС для тематического семинара “Конвергентные услуги. Мировой опыт и планы по развитию в Украине“, который имел место в апреле 2008 года. Целью мероприятия являлось ознакомление профильных журналистов с предметной областью и проблематикой. Поэтому во главу угла при подготовке своего выступления поставил освещение контекста, в котором возникла и развивается концепция конвергенции.

Как обычно, мною предварительно были подготовлены  тезисы доклада и слайды, его иллюстрирующие. Как обычно, устное выступление соответствовало изначальному плану лишь процентов на шестьдесят. Поэтому предлагаю Вашему вниманию и тезисы, и слайды, и полную стенограмму выступления. За стенограмму отдельное спасибо Герману Богапову и itnews. Файл презентации скачайте здесь.

Собственно, под тезисами в данном случае понимаются некоторые мысли, которые важны с точки зрения доклада. Некоторая прембула нижеприведенной стенограммы. Одним словом, читайтё всё. Кто ниасилит  - я не виноват.
Предпосылки конвергенции: тезисы доклада

Что характеризует фиксированную телефонию как этап эволюции телекоммуникационных сетей и предшественника сетей мобильной телефонии?
  • Телефонные сети предназначены для предоставления конкретной услуги. Сеть как услуга.
  • Телефонные сети общего назначения (ТфОП, PSTN) - как принцип реализации и организации сети. Характерные для них топология, архитектура, принципы развития и администрирования.
  • Walled garden как образ мысли и бизнес-модель. Пользователь должен иметь возможность делать строго ограниченный перечень вещей. Связан по рукам и ногам. Любой движение - только за деньги.

Характерный для ТфОП способ мысли заключается в том, что во главу угла ставится сеть. Услуга подразумевается. Изначально и очень долго это была одна только услуга голосовой телефонии. Потом к ней добавилась передача Факсов (существенно позже).

Набор услуг очень мал и негибок, ибо реализации любой новой услуги требовала вмешательства на физическом уровне (кроссовое оборудование, коммутаторы, колодцы, соблюдение параметров каналов связи).

Оператор непосредственно строит, контролирует и администрирует (как правило - имеет право собственности) сеть. Дело доходит до права собственности на оконечное оборудование. В любом случае - право оператора отказать в обслуживании, если «нет технических возможностей». Хозяин - барин.

Сетевые идентификаторы - телефонные номера, - привязаны к физическим каналам (а не оконечному оборудованию или пользователю). Способы идентификации очень негибкие. Существуют рамки, которые строго ограничивают возможности использования конкретного идентификатора:
  • Рамки географические и региональные (принцип географической нумерации - код страны - региона - города)
  • операторские (диапазоны номеров выделяются отдельным операторам)

Сети отдельных операторов как отдельные царства. Межоператорские взаимодействия (возможность звонить из Украины в Гвинею) как желаемая, но негарантированная и в целом необязательная опция. Межсетевые шлюзы как пограничные переходы - заведомо узкие, неудобные и ограничивающие функциональность сетей, поскольку реализации разные для разных сетей.

Свобода и возможности пользователя - очень ограничены. Потому что:
  • любые специальные пожелания пользователя можно реализовать только посредством вмешательства на физическом уровне.
  • у пользователя отсутствует собственность на сетевые идентификаторы - ими владеет и распоряжается оператор сети;
  • существуют многочисленные ограничения по сетевым идентификаторам - национальные, региональные и прочие географические рамки;
  • отсутствие стандартных реализаций сетей и сетевых устройств. Тоновая и импульсная системы вызова.

Обязанность оператора заключается в том, чтобы предоставлять четко оговоренную услугу в пределах своей сети. Все остальное - ему безразлично.

Интернет как феномен стал качественным скачком, полной сменой парадигмы. Очень рекомендую почитывать материалы таких инициатив как Telco 2.0, например. Весьма освежает мозги.

Что характеризует WWW и всю ориентированную на него экосистему? Это, безусловно, совершенно иной способ мысли.

Для Интернета имеет место ориентация на ресурсы, доступные в Сети. Причем независимо от их физического расположения. Вся Сеть рассматривается как совокупность сетевых ресурсов разного рода - html страниц, URL-ов, всевозможных ID и т.п.

Всякий пользователь как узел Сети должен быть доступен для всех других - доступность.

Все корпоративные, национальные или другие частные сети рассматриваются как априори равноправные фрагменты единой Сети. Нет смысла в передаче данных без выхода в глобальную Сеть - Глобальность как принцип.

Связность и непрерывность - требования постоянного гарантированного доступа изнутри любой частной сети к любому фрагменту (ресурсу, сетевому идентификатору) в пределах глобальной сети.

Сетевая идентификация предусматривает привязку к конкретному устройству (сетевому ресурсу). В случае находящихся в собственности или владении устройств это означает привязку к пользователю. Право собственности на сетевые идентификаторы. Гибкие правила администрирования. Даже если идентификатор и зарегистрирован в национальной зоне, собственно сетевой ресурс, на который он ссылается, может находиться где угодно. Пользоваться своей электронной почтой можно откуда угодно.

Оператор сети не более чем предоставляет транспорт, более или менее качественный, дорогой или дешевый. Но не набор услуг!!! Услугами занимаются отдельно.

Контроль над пользователем минимальный. Пользователю нужен IP транспорт и, воможно, поддержка стека протоколов. Все остальное он сделает себе сам.
Стенограмма выступления

По материалам ресурса ITNews

Слайды №3-4

Что есть конвергенция? Есть множество определений, существенно различающихся между собой. Необходимо понимать - на сегодняшний день какого-то единообразного толкования нет.

На мой взгляд, конвергенция - это процесс и тенденция к сближению технологий, продуктов и услуг, разных по своей изначальной природе. Результатом конвергенции становится некий новый продукт, объединяющий функционал своих родителей, обладающий каким-то новым качеством, предлагающий потребителю что-то новое.

Принципиально важно - конвергенция не есть технология, это не конкретный сервис. Конвергенция - это либо идея, возникающая в умах людей, причастных к телекому, например, производителей оборудования, о том, что если например, объединить фиксированную и мобильную связь, это будет выгодно и удобно потребителям. Либо существующая независимо от чьих-либо субъективных желаний тенденцияк тому, что телекоммуникационные услуги как-то объединяются, скрещиваются, опыляются между собой. И, наконец, очень часто конвергенция это элемент маркетингового позиционирования каких-то продуктов и услуг. Т.е. неинтересно просто сказать, что технология Х это просто новая технология. Лучше сказать, что технология Х это конвергентная технология, что как бы прибавляет ей веса в глазах потенциальных заказчиков и потребителей.

Если ориентироваться на рекомендации авторитетных международных органов, у конвергенции как идеи, процесса и тенденции в телекоммуникациях есть несколько составляющих. Это, во-первых, конвергенция сетей доступа.

Например, конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи. У этого элемента конвергенции движущей силой являются операторы сетей. От них напрямую зависит, будет ли реализована конвергенция мобильной и фиксированной связи, т.н FMC (Fixed Mobile Convergence) в данном конкретном случае, или не будет.

Вторая составляющая - это конвергенция сервисов. В данном случае движущими силами являются поставщики услуг. И, наконец, третья составляющая конвергенции - это конвергенция устройств. В данном случае решающее слово за производителями: будет устройство Х реализовывать конвергенцию или нет.

Слайд №5

Вокруг нас много конвергентных продуктов, устройств и услуг. Самый простой наглядный пример - смартфоны. У меня, как и у многих других пользователей, телефоны поддерживают не только сети сотовой связи, но и беспроводные локальные сети - WiFi. Это типичный пример конвергентного устройства. Благодаря такому устройству потребитель не является жестко привязанным к сети, а соответственно, условиям и тарифам одного оператора. Он имеет возможность выбора.

Еще один пример - ICQ. На моем смартфоне есть ICQ-клиент, точно так же как он есть на моей флешке, благодаря чему я могу подключиться к сервису везде, где есть ПК с подключением к Интернету или сети мобильной связи. То есть я имею доступ к сервису независимо от устройств и внешних условий. Другой замечательный пример конвергентной услуги: заплатив немного денег, я получил телефонный номер в Нью-Йорке, на который можно позвонить посредством обычного телефона в Щтатах, без безумных роуминговых тарифов. И точно также любой человек может получить себе телефонный номер в большинстве городов мира. Это также конвергенция.

Слайд №7

Поговорим немного об истоках появления конвергенции как идеи и тенденции. Появление идеи конвергентных услуг принято относить к середине девяностых, когда в первую очередь в европейском телекоме проявились некоторые следующие тенденции. Первое - это замещение фиксированной связи мобильной - FMS (Fixed Mobile Substitution). Именно в середине 90-х стал достаточно значимым процесс перетока трафика, абонентов, и самое главное, денег из сетей фиксированной связи в мобильные.

Выяснилось, что мобильность сама по себе настолько привлекательна, что люди готовы даже априори по несколько большим тарифам звонить по мобильному, не бегая к обычной трубке. И даже радиоудлинитель или DECT не помогает. Операторы фиксированной связи столкнулись с тем, что им нечего противопоставить. Оказалось, что они столкнулись перед глобальным вызовом их бизнесу, и с этим нужно что-то делать.

Вторая тенденция -становление в середине 90-х Всемирной Сети как принципиально нового альтернативного способа доступа к информации и способа коммуникации. Интернет стал достаточно заметным, зримым и весомым и начал заметно влиять на поведение пользователей.

И, наконец, ближе к концу 90-х в телекоме появилась новая категория участников рынка, те же операторы IP-телефонии, которые начали оттягивать на себе все большую часть денег, при чем уже как от операторов фиксированной, так и мобильной связи. И уже не только операторы фиксированной, но и мобильной связи, осознали, что с этим нужно что-то делать.

Слайд №8

Теперь углубимся еще дальше в ретроспективу, чтобы вспомнить, откуда есть пошел весь телеком, и куда он идет.

Весь современный телекоммуникационный бизнес вырос из сетей обычной телефонии. И даже операторы мобильной связи по своему менталитету, по своим подходам, все равно являются продолжателями дела фиксированных операторов.

Что характеризует фиксированную телефонию как этап эволюции телекоммуникационных сетей и телекома в целом? Долгое время телефония была титульной и, по большому счету, единственной услугой. С большим опозданием появилась услуга факса как способ передачи текста в виде изображения. Причём в силу своей сложности и дороговизны факсимильная связь никогда не была популярной, это всегда было уделом бизнеса.

Набор услуг в сети фиксированной связи минимален и негибок, потому что реализация любой новой услуги предполагает вмешательство на физическом уровне. Кроссовое оборудование, колодцы, коммутаторы - нужно очень много предпринять действий на физическом уровне, что всегда дорого и, в конечном счете, неинтересно.

Оператор сам строит, сам контролирует, т.е. имеет право собственности на всю сеть. Вплоть до права собственности на конечное оборудование. Наш телефонный номер (квартирный) и, точно также, номер мобильной связи не является нашей собственностью. Это собственность оператора, который нам предоставляет его в пользование на некоторых условиях, оставляя за собой право в любой момент забрать. В любом случае оператор и только оператор на сто процентов решает и контролирует, что происходит в сети. Идентификатор пользователя, в данном случае телефонный номер, мало того, что является собственностью оператора, сами принципы администрирования телефонных номеров очень негибкие.

В случае с фиксированной телефонией во-первых телефонный номер привязан географически к определенному региону, кроме того существуют операторские ограничения. Номера выделяются определенным операторам и не могут между ними мигрировать. Таким образом, сети отдельных операторов получаются отдельными царствами, в каждом из которых оператор - хозяин-барин.

Взаимодействие между операторами, например, разных стран воспринимается как желательная, но необязательная опция. В любом случае оператор, даже не имея связи с другими странами, чувствует себя замечательно. Свобода и возможности абонента крайне ограничены. Фактически они сводятся к выбору цвета телефона. Такие жесткие рамки привели к тому, что образ мысли и бизнес-модель традиционного оператора получили название ”walled garden” - “огороженный сад”.

Поскольку во власти оператора и сетевые идентификаторы, и номенклатура услуг, и конечное оборудование, и условия присоединения к другим сетям, то в его распоряжении вся цепочка добавленной стоимости. Все деньги, которые тратятся в этой сети, остаются у оператора. И это приводит к тому, что “всё дорого и плохо”.

Слайд №9

Альтернативой этому стало появление Всемироной Сети и Интернета как её технологической основы, который строится на совершенно других принципах. Во главу угла поставлены так называемые сетевые ресурсы, которыми могут быть html-страницы, адреса электронной почты, службы мгновенных сообщений. У каждого ресурса есть свои идентификаторы, и что принципиально, в мире интернета можно реализовать право собственности на идентификатор. Можно оформить свой адрес электронной почты, номер ICQ, домен.

Таким образом, реализован очень важный принцип: разделены доступ к сети и доступные в ней услуги. Потому что услугами и сетью, в общем случае, занимаются абсолютно разные лица, которые никак между собой не пересекаются. Таким образом, получается открытая, совершенно иная среда. Идентификаторы, номенклатура услуг и условия их предоставления, оконечное оборудование, и соответственно, все более увеличивающаяся часть добавочной стоимости вышли из под контроля операторов сетей. И это есть глобальный вызов их бизнесу, на который они никак не могут найти ответа.

Слайд №10

В настоящее время услуга телефонии может быть реализована как в фиксированной проводной сети, так и посредством сетей подвижной связи, а еще есть IP-телефония в сетях передачи данных. Номенклатура услуг очень сильно расширилась. И самое главное - расширились границы нашей свободы. Принципы предоставления услуг во многом стали совершенно другими.

Слайд №12

Что можно сказать о конвергентных услугах и продуктах на украинском рынке в настоящее время? Для меня наиболее ярким примером является деятельность операторов CDMA-сетей, которые по факту предоставляют услугу местной связи (местные номера с географической привязкой), тарификацией фиксированных сетей, но при этом с качеством мобильности. Т.е. «местная» плюс «мобильная» телефонная связь. Эта услуга предоставляется на всей территории страны.

Все большее распространение на рынке получают конвергентные устройства: смартфоны, персональные медиапроигрыватели, с поддержкой беспроводных локальных сетей (Apple iTouch). В ближайшие два-три года начнется экспансия совершенно нового класса устройств, пока представленных всего двумя девайсами от Nokia - так называемые интернет-планшеты. Устройства, ориентированные в первую очередь на доступ в интернет через сети беспроводной связи. Все время растет доля смартфонов с поддержкой WiFi.

Слайд №13

И, наконец, широко анонсированные FMC-проекты операторов. К сожалению, они пока не получили достаточной популярности, которую, без сомнения, заслуживают. Что это за проблемы? Это в первую очередь неадекватное регулирование. В частности, когда мы говорим о тех возможностях, которые успешно используют CDMA-операторы, предоставляя местные номера в мобильном варианте, сразу возникает вопрос: “Почему это не могут делать операторы GSM-сетей”? Им просто не дают. При том что GSM-щики могли бы прекрасно на этом поле работать, но пока не имеют возможности в силу отсутствия дееспособного регулятора.

В отношении операторов мобильных и фиксированных сетей - при обсуждении какого-то гипотетического проекта взаимодействия операторов фиксированной и мобильной связи неизбежно возникает вопрос: “Чьи деньги будут делить”? Идеальной является ситуация, когда оператор, как в случае с МТС, имеет и сеть фиксированной связи, и сеть мобильной. Здесь он может принимать решения, ориентируясь в первую очередь на абонента. А когда вовлекаются два оператора, процесс переговоров как правило заканчивается ничем. Не будем забывать, что у операторов мобильной и фиксированной связи даже показатели операционной деятельности очень разные. У мобильщиков рентабельность измеряется десятками процентов, у фиксированных операторов - 10-15%. И им очень тяжело договориться. Это не технологическая проблема, а проблема бизнеса.

Для операторов когвергентные устройства - это в первую очередь потеря привычной для них власти над абонентов, которая является краеугольным камнем их бизнес-модели. Ну и существует проблема взаимоотношения операторов с поставщиками сервисов, которая в свое время в украинских реалиях выливалась в войну с IP-телефонией. Можно понять оператора. Для него IP-оператор - это паразит, который присосался, не вкладывая ничего в сеть, демпингует, разрушает его бизнес-модель. По крайней мере, в том, что касается очень дорогих международных звонков.

Большинство этих проблем относится к фундаментальному противоречию. Пока операторы контролируют и доступ к сети, и услуги, которые в них предоставляются, они себя прекрасно чувствуют. И получают хорошую рентабельность. Как только с технологической революцией доступ к услугам начал разделяться, возникли проблемы что старая бизнес-модель устарела, и что-то с ней нужно делать.

Слайд №15

Теперь спрогнозируем куда движется отрасль. В идеале та модель организации бизнеса, которая характерна для интернета, должна стать всеобъемлющей. Для нас нет разницы, куда мы направим письмо электронной почты - в соседний офис или на другой конец света. От этого тарифы никак не меняются. Чем хорошо Интернет? Там ценовые барьеры практически сведены до нуля.

И поэтому в идеале весь телеком - телефония фиксированная, подвижная - должна стать более похожей на Интернет. Что этому поспособствует? Прежде всего MNP - переносимость номера. При чем не только между сетями мобильной связи, но и фиксированной и мобильной. ENUM (tElephone NUmber Mapping) - за этой аббревиатурой скрывается инициатива по отображению традиционной телефонной нумерации на адресное поле Интернета. То есть, грубо говоря, чтобы можно было свой телефонный адрес использовать для электронной почты, ICQ и т.п. Вместо множества номеров, вместо громоздких машрутизаций должен быть один-единственный идентификатор - универсальный номер, собственность на который может оформить каждый человек.

Рынку также придётся пережить структурное разделение операторского бизнеса, заявленное как один из приоритетов регулирования в Евросоюзе. Речь идет о том, чтобы принудительно на законодательном уровне заставить нынешних операторов, которые реализуют по факту вертикальную модель (сеть и все услуги), разделить эти направления. Одни компании занимаются сетями, другие - предоставлением услуг. Только после этого откроется возможность для развития тех же виртуальных операторов. Тогда появятся правовые основания для доступа к сетевым ресурсам. Только после этого появится также шанс у контент-провайдеров, когда они из нынешней роли “приживалок” тоже смогут на что-то претендовать. Потому что в нынешней модели контент-провайдеры находятся в полной зависимости от прихоти операторов.

Безусловно, будет расти популярность конвергентных устройств и услуг на их базе. В течение двух-трех лет большинство продаваемых телефонов, планшетов будут поддерживать по несколько беспроводных сетей, как минимум две: сотовую сеть и WiFi или WiMax. Все поймут, что это выгодно, дешево, интересно.

Ну и безусловно то направление, о котором в частности заявляет МТС, это мобильный широкополосный доступ, будет непрерывно развиваться. Потому что по мере того, как все большая часть украинцев будут узнавать и пользоваться социальными сетями, дневниками, у них объективно будет возникать потребность в интернет-доступе как можно чаще. В идеале - 24 часа в сутки.

Уже сейчас мы наблюдаем, что традиционные операторы сетей мигрируют от просто сетевого бизнеса в направлении гораздо более сложного, комплексного предоставления - к информационно-комуникационным технологиям. Операторы начинают выполнять роль интеграторов, потому что есть задачи, которые сложно реализовать из двух рук. Бизнес будет все более усложняться, и те услуги, которые будут предоставляться, будут все более и более сложными, в первую очередь структурно. И в то же время с точки зрения абонента они будут становится все проще.

Также доступно на Wordpress Корпоративные решения.

Астелит, корпоративные решения, ТМ Верес, обзор

Previous post Next post
Up
[]