«То, что я нажил - гений прожил...»
Михаил Анчаров
Песня про органиста, который в концерте певицы Аллы Соленковой заполнял паузы, когда певица отдыхала как из леса нельзя построить каменный дом, а из камней - деревянный,
так и человек складывает свои предстваления о мире - только из того,
что у него в данный момент есть под рукой - из своего "опыта", и своих "знаний", поэтому,
человеческие «дома-представления о мире» все - и деревянные, и каменные - одновременно.
знания - делают людей - одинаковыми (социумом), а опыт - разными (индивидуальностями).
потому что, опыт и знания - это такие социальные инь и янь, вырастающие и прорастающие друг в друга:
знания - это социальный опыт,
а опыт - это индивидуальное знание.
знания - абстрактны, отвлечённы, формализованы и зашиты (закодированы) в язык.
и смысл языка, это именно - передача знаний, с целью их социального накопления.
язык - это форма передачи и сохранения знаний.
человеческое общество и язык появились одновременно, потому что
социум - это способ выживания, основанный, в первую очередь - на накоплении знаний.
одинаковый язык, используемый для накопления знаний, и определяет - нашу "одинаковость", обозначаемую как - «принадлежность к одной и той же цивилизации». поэтому, можно с уверенностью сказать, что современная цивилизация завоёвывает мир, в первую очередь - "языком науки", а точнее, его - овеществлением, материализацией, воплощением в жизнь - технологиями.
да, главная сила нашей цивилизации сосредоточена в науке, которая есть ничто иное, как система знаний.
на каком-то этапе эволюции общества знаний накопилось уже слишком много, и чтобы не растерять,
потребовалось "упростить" их хранение, т.е. - систематизировать, классифицировать, упорядочить - так возникла наука.
наука - это хорошо, по-возможности, организованное хранилище, склад - знаний человеческого общества.
а опыт, это всегда - действие, следствие действия - результат обмена сил, затраченных на действие.
поэтому, опыт всегда конкретен, т.е. у него всегда есть - имя (тот, кто потратил силы), время, место и обстоятельства.
хотя, в общем случае опыт - нематериален, невербален, недоказуем, и изначально есть сугубо личное приобретение.
и поэтому, именно индивидуальный опыт делает всех людей - категорически разными, что обычно и разъединяет людей.
на определённом этапе жизни, у человека опыта становится слишком много, и чтобы не растерять, люди вынуждены свой опыт "осмысливать" - систематизировать, классифицировать, упорядочивать - «раскладывать всё по полочкам»... так у человека возникает мировоззрение - система взглядов на мир, "личная наука о жизни".
для человека, по характеру хранения и использования, все знания похожи друг на друга, и именно это является причиной того, что они делают похожими друг на друга и людей, обладающих одними и теми же знаниями. единственное, чем, с точки зрения человека, знания различаются - это их источником, что это опять же - УЖЕ является... личным опытом :) т.е. это неважно - прослушал ли ты лекцию, или получил те же самые знания из книги, но в итоге знать ты будешь - одно и тоже.
а опыт у каждого всегда разный.
но несмотря на это, и его тоже можно классифицировать "по источникам получения", а точнее - «по источнику действия»:
1. самый примитивный, естественный и понятный - это «опыт тела», т.е. информация от наших "пяти органов чувств". я не уверен, что детский опыт плескания в воде и падений, или взрослый - пития водки и общения с противоположным полом, делает людей какими-то особо разными - тут скорее наоборот! :)) но, например, тому, кто не совал пальцы в розетку - довольно трудно объяснить, в чём там фишка :) или вспомнить хотя бы этот анекдот - про чукчу и апельсин... как бы там ни было, но «действие тела» является самым основным, самым массовым, "базовым" опытом (действием) людей.
2. а главное, чем человек выделяется из окружающего мира это, несомненно - разум.
и «опыт разума», так же несомненно, есть то главное, что делает
всех людей такими разными.
«действие разума» ("мышление", "сознание", итп) позволило и позволяет человеку выжить в этом мире, выжить - за счёт, обработки всей информации, поступающей к человеку из мира. а информация - это полуфабрикат, предтеча - личного знания, т.е. личное "знание" (опыт), это - первично упорядоченная разумом - информация.
информация - это... недоопыт =)
3. ещё есть «опыт времени» - действие времени,
проецируемое на человека.
люди не знают «что такое время», т.е. среди всех знаний, накопленных человечеством, такого знания просто не существует. поэтому, каждый человек вынужден сам, лично - минута за секундой, год за днём - опытным путём постигать это "нечто в Природе", представляемое нам, как «время». и, например, эта незыблемая древняя формула поведения «уважай старших» - она именно оттуда - мол, «им открыто нечто, чего ты - пока ещё, а может и никогда - не узнаешь» - вот её причина. и преклонение людей перед мудростью - аналогично, ведь «мудрость», это просто... "сравнение со временем" - точка пересечения "действия разума" и "опыта времени".
п.п.1, 2 и 3 - это основа и состав мировоззрения именуемого «материализм».
тело, мозг и голова - вот "что такое человек" в представлении материалистов.
«а куда же птички летят?» (с)...
в мире людей - и вполне объективно (привет, материализм!:)) - существуют ещё - искусство и религия.
поэтому, нравится это материалистам или нет, но у человека:
4. существует «опыт души».
и
5. существует «опыт веры».
и тут ещё раз не грех напомнить:
опыт изначально - нематериален, невербален и недоказуем - и есть сугубо личное приобретение.
а «убогие» - это люди с ограниченным опытом.
в заключении, о смысле двух расхожих терминов:
целенаправленное получение и упорядочивание знаний называется образованием,
а целенаправленное формирование и систематизация опыта - воспитанием.
таково моё личное знание про «знания и опыт» :)
ps
знания и опыт знания и опыт: чёрное и белое знания и опыт: что естественно, то не гуманитарно знания и опыт: познаваемость мира знания и опыт: Запад и Восток