ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - III

Feb 23, 2017 18:08

«Неужели нужно собирать Собор, чтобы обличать столь явную погибель? Как будто никакая ересь никогда не была осуждена без созвания Собора, тогда как, напротив, известны весьма немногие ереси, для обличения которых открывалась такая необходимость, а многие, и притом большее число, где являлись, в тех местах и подвергались справедливому обличению, и уже оттуда давалось это известие всем прочим церквам для предостережения». (Блаж. Августин. Против пелагианской ереси)

Согласно учению Церкви - Соборные решения (согласные прежним Соборам и вообще Св. Преданию) являются в первую очередь свидетельством Православной веры, но так же они помогают верным усмотреть и отвергнуть искушение от зла прикрывающегося христианской верой, и держаться подальше от той или иной ереси (вне зависимости от того господствует она или нет). Сами же по себе Соборы Церкви не делают ересей еретическими. Собор лишь констатирует факт отступления и всенародно провозглашает еретичность этого отступления (как нечто уже свершившееся ранее) для предостережения паствы и видимого отделения еретиков от церковной организации. Современные экуменисты-киприаниты  в своих еретических бреднях однако пытаются все перевернуть с ног на голову. Так они в своих измышлениях нередко дают возможность экуменической ереси (или сразу нескольким ересям) спокойно пребывать в Церкви и размывать ее вероучительную основу, отрицая при этом личностое отделение от носителей ереси. В такой ситуации благодать Святого Духа неизбежно отступает от Церкви, как отступившей от Истины, хотя внешние формы церковной жизни в такой «церкви» сохраняются. Уже одно это делает киприанизм совершенно неприемлемым для истинно-православного сознания. Тем самым киприанизм представляет собой разновидность той религиозной "толерантности" (иначе говоря, религиозного безразличия и хаоса), которая является основным идеологическим направлением современного официального "Православия". В этом и состоит его коварная сущность - скрытый экуменизм (криптоэкуменизм), в чем можно легко убедиться прочитывая многочисленные лживые опусы сторонников этой ереси.

Для православного христианина в наше время (время размывания границ Церкви и всесмешения вавилонского) для правильного отношения к ереси и еретикам необходимо всегда помнить слова Господни сказанные Никодиму:

“неверующий уже осужден” (Ин. 3, 18) - т.е. уже осужден до официального осуждения Церковью земной, как и утверждают как несомненную церковную истину святые отцы, о чем речь пойдет далее. Но для начала необходимо выяснить -кто является собственно неверующим согласно учению святых отцов. Во все века существования Церкви для церковного сознания не существовало абсолютно никакой разницы в словах ересь и неверие (безбожие), эти понятия идентичны. Как собственно агностик, язычник или современный атеист всегда именовались неверующими, так и еретики, как лица сотворившие и исповедующие иного бога, как новые идолопоклонники, всегда так же расматривались Церковью именно как безбожники: "Потами постническими углие стрел вражиих угасил еси воистину, и огнь веры возсияв, попалил еси неверия, ересей шатания" (Тропарь Утрени 6 Песни Недели Иоанна Лествичника св. Четыренадесятницы)

О таковых всех Господь и сказал Никодиму, что они уже осуждены. Так преп. Максим Грек в своем письме "Против Николая немчина" писал: «Не только поэтому просто еретиком называет (ап. Иоанн - 2Ин. 1:9-10. прим. consensus) преступающаго и не пребывающаго в учении Христовом, но и безбожником его явно именует.» Свт. Кирилл Иерусалимский в 6-м Поучении Огласительных бесед называет всех вообще еретиков именно безбожниками: "Я говорю о чадах еретических, которые притворяются, что любят Христа, но поистине ненавидят Его. Учение безбожия еретического многоразлично." Свящмч. Киприан Карфагенский так же называет еретиков- безбожниками, в письме 59 Корнилию: «Если вам осмелится написать кто-то, кто не включен в этот наш список (диптих православных епископов - прим. consensus), знайте, что он запятнан или жертвоприношением (идолам) или «свидетельством» (откупная записка либеллатиков -прим. consensus), либо же это еретик, т. е. безбожник и перевертень.»

Свт. Григорий Палама в своем в своём письме- «К благоговейнейшему монаху кир Дионисию» (Τὸν εὐλαβέστατον μοναχὸν κὺρ Διονύσιον) пишет, что существует три вида атеизма, причем для свт. Григория все эти виды атеизма им классифицируемые абсолютно равнозначны понятию ересь и наоборот:
1. Эллинское заблуждение, которое выражено в следующем постулате: "Бог не существует, а существуют только чувственные удовольствия"
2. Разнообразное заблуждение еретиков к которым свт. Григорий причисляет как иудеев, так и вообще всех еретиков не верующих в Бога согласно Православному Символу Веры, т.е согласно веры Церкви. свт. Григорий прямо указывает, что "Все они ни в чем не отличаются от атеистов"
3. Запрет на упоминание всех догматов о Боге. Этот третий вид безбожия-ереси Свт. Григорий описывает так: "Этот вид атеизма недалеко отстоит от предыдущей лукавой диады. Но этим занимаются богословы и клирики и он относится к тому, что с трудом укладывается в голове многих людей. Они не изъясняют богословие святых Отцов тем, которые его не понимают. Они отговариваются тем, что богословие недоступно и непостижимо для большей части мирян. Однако, если даже умалчивать о догматическом учении, то разрушается догматическая ограда нашей Церкви и тем самым лишь вторгается яд еретического учения. Еретики боятся и досадуют на распространение догматического учения Православия в целом, поскольку тем самым рушится личина добродетельности и благочестия, которые они несут.(1)" Как видим непосредственно к современным еретикам-экуменистам и сергианам относятся все 3 разновидности безбожия по классификации свт. Григория. Но самые ярко выраженные в наше время это- безбожие как заблуждения еретиков и проповедь адогматизма (третий вид бежбожия).

Преп. Феодор Студит дает некий догматический итог касательно вообще ереси как безбожия: «Вообще, ереси подобны некоторой цепи, сплетенной бесом: они держатся одна другой и все зависят от одной главы - нечестия и безбожия, хотя различаются по названиям, по времени, месту, количеству, качеству, силе и деятельности.»

С явлением ереси как безбожия все понятно, теперь обратимся к толкованию святых на слова Господни Никодиму. Свт. Иоанн Златоуст в своем толковании на 18 стих 3 главы Ев. от Иоанна вопрошает: «Каким образом неверующий уже осужден, когда еще не настоит время суда?» И отвечает: «Как убийца, хотя бы и не был осужден приговором судии, уже осужден по самому свойству своего дела, так и неверующий. И Адам умер в тот самый день, в который вкусил от древа: таково было определение: в оньже аще день снесте от древа, смертию умрете (Быт. 2, 17). Но он еще жил и после того: каким же образом он умер? И по определению Божию, и по свойству своего поступка. Кто сделал себя повинным наказанию, тот находится под наказанием, хотя еще и не на самом деле, а по определению.»

Каким образом умер Адам и чем? Душой, за которой последовала и будущая их смерть телесная. Блаж. Августин называет это состояние первой частью первой смерти, при которой душа лишается Бога: "Ибо первая смерть состоит из двух: одна есть смерть души, другая - тела, так что первая смерть всего человека наступает тогда, когда душа, лишившись и Бога, и тела, терпит временные наказания. Вторая же смерть наступает тогда, когда душа, отделившись от Бога, претерпевает вечные кары вместе с телом." (О Граде Божием) Преп. Марк Подвижник рассуждая о грехопадении первых людей в Раю, пишет: "Душа! когда услышишь о преступлении Адама и Евы, - понимай его так: в начале подверглись ему собственно они; ныне же подвергаемся ему в духе мы, я и ты...В этом и заключается вкушение от древа познания добра и зла. Вкусив от него, мы умерщвляемся в духе не потому, чтоб смерть сотворена была Богом, но потому, что она является сама собою в человеке, возненавидевшем ближнего."

Здесь необходимо подчеркнуть, что когда Адам и Ева вкусили запретного плода, тогда они, по слову Господа, в тот же день, т.е «в то время, когда» согрешили (Быт. 2, 17) как было показано выше умерли душой- лишились благодати, посредством смертоносного познания зла- говорит свт. Игнатий Брянчанинов (о чем сказано и в толковании свт. Иоанна: "Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди...Учиненное ими преступление заповеди сняло (с них) ту чудную и необыкновенную одежду, то есть, (одежду) славы и вышнего благоволения, которою они были облечены. Толк. на книгу Бытия 2 гл.), и телом стали смертны: «Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Духа» (Прп. Симеон Новый Богослов. Творения, М. 1993 г., т.1. Слово 1, стр. 21-23). Таким же действием лишения благодати и все еретики, как безбожники-неверы становятся таковыми умершими душою, но не «автоматически» - в чем любят обвинять православных еретики экуменисты всех мастей, а из-за своего личного возникшего и открытого неправославного учения, и отпадают от Церкви (умирая душой) они как сказано- сразу же по исповеданию своей ереси (в тот же день - согласно книги Бытия, или «в то время, когда»), через упорство в обличаемой у них ереси. Отпадают действием Духа Святого как отпал и умер душою и Адам, отпадают уже до их Соборного осуждения. Но еретики киприаниты веруют иначе - без Соборного осуждения еретики для них не еретики, у которых между прочим сохраняется и апостольское преемство и благодать Св.Таинств.  Действия Духа Святого по отношению к богохульным еретикам и слова Божии о немедленном осуждении и отпадении от Церкви еретиков - они отвергают,  Дух Святой (Господи помилуй!) в теории этих безумцев получается подчиненным Богом человеческим Соборам . Следствием подобного неправомыслия является то, что они упорно всегда пытаются утверждать: "еретики отсекаются от Церкви Христовой только решением авторитетных Соборов, имеющих право решать и вязать." Православное святоотеческое понимание того, что и до Соборного решения, побуждаемого, безусловно, Духом Святым, упорствующие против их обличения еретики самоосуждены, развратились и отпали от Церкви, киприаниты объявляют чуть ли не ересью, а когда и прямо заявлют, что это является еретическим учением. Хочется таковым развратителям и мерзавцам еще раз напомнить, повторить, что еретики, становятся таковыми не «автоматически», как они сами выражаются, а отпадают от Церкви, от благодати через упорство в обличаемой у них ереси, действием Духа Святого, и отпадают уже до их Соборного осуждения земной Церковью. Вот убедительное свидетельство об этом новомученика епископа Виктора Островидова касающееся поистине самого гнусного в истории обновленца и безбожника митр. Сергия Страгородского: «Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковным, как превращающий Св. Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую духа жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Божией Истины. И он без внешнего формального суда Церкви (который не возможно над ним произвести) "есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11); он перестал быть тем, чем он был "служителем истины" по слову: "Да будет двор его пуст ... и епископство его да приимет ин" (Деян. 1, 20).»

Но вернемся к толкованию святыми отцами слов Спасителя- Никодиму, о немедленном (уже) осуждении всех неверующих-еретиков. Блаж. Феофилакт Болгарский вопрошает «А неверующий уже осужден". Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. Итак, всякий неверующий (всякий еретик -прим. consensus) уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя» (Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Глава 3)

Известный византийский богослов и экзегет Евфимий Зигабен говорит о том же - еретик осуждается сущностью дела, своей ересью, а не судом Церкви, который вторичен и есть свидетельство давнего отпадения безбожного еретика от Церкви: «Как того вера освободила от осуждения прежде суда, так и этого неверие осудило прежде осуждения, потому что человекоубийца и другой преступник тотчас осуждается самим родом преступления, а потом уже и приговором начальника. Или иначе: так как суда еще не было, но он будет, то сейчас же наступает страх осуждения» (Евфимий Зигабен. Толков. Ев. от Иоанна. Глава 3)

Свт. Кирилл Александрийский так же пишет, что еретики как безбожники, т.е. как несомненно отвергающие Спасителя, осуждаются именно своим отвержением Истины: «Неверующий, уже осужден, как сам себе присудивший должное наказание тем, что знал, что отвергает Освободителя от суда» (Свт. Кирилл Александрийский. Толкование Ев. от Иоанна. Книга 2)

Еретики осуждены сами от себя, от своей ереси, в первую очередь, научает нас свт. Киприан Карфагенский: «Если повсюду еретиков не называют иначе, как врагами и антихристами, если они называются людьми, которых должно избегать, которые извращены и осуждены от себя самих, то разве не достойны они того, чтобы и мы осудили их, если из апостольских писаний нам известно, что они от себя самих осудились?» (Свт. Киприан Карфагенский. Письмо 74)

И апостол Павел говорит: “Еретик… самоосужден” (Тит. 3, 10, 11). Так что не может быть “еще не осужденных еретиков”, или каких-то непонятных "еретичествующих", как утверждают киприаниты. Все еретики осуждены сразу же, как только они проповедуют ересь публично, и являются “лжеепископами” даже “до соборного осуждения”, как это недвусмысленно подтверждено 15 Правилом Двукратного Собора 861 года. Именно поэтому свт. Василий Великий в 1-м Правиле научает, что таковые лжеепископы являются безблагодатным сборищем у которых пресеклось законное преемство: «отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. »

Священномученик Марк (Новоселов), епископ Сергиево-Посадский, объясняет учение Церкви об осуждении нераскаянных грешников и еретиков, проводя различие между мистическим организмом Церкви и ее видимой внешней организацией - юрисдикцией. До тех пор пока еретик не осужден каноническим Собором архиереев, он остается членом лишь видимой, внешней организации Церкви, (по милости Божией даруя еретику время для покаяния), но он уже отсечен от мистического организма Церкви Самим Христом. В соответствии с этим различием, мы можем например сказать, что Арий был отсечен Господом от мистического организма Церкви немедленно, как только он объявил свою ересь публично, но от внешней организации Церкви он был отсечен Поместным Александрийским Собором при Свв. Петре и Александре и затем Первым Вселенским Собором в Никее. Интересно в этом контексте толкование А.П. Лопухина на Ин.3,18; рассуждая о том, что неверующий уже осужден, Лопухин приводит в пример Суд будущий -Страшный, как свидетельство уже сейчас свершившегося осуждения для нераскаявшихся грешников и еретиков: «Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность.»

лжеучения о Церкви, богословие Церкви, Предание Церкви, лжецерковь, киприанизм-криптоересь, апостасия, криптоэкуменизм

Previous post Next post
Up