О СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ- О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ.

Apr 03, 2017 14:08

Истинная Церковь Христова есть Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Этими названиями определяется самое существо Церкви со стороны ее свойств или признаков, которые отличают истинную Церковь, как от всех человеческих обществ, так и от церквей или, точнее, обществ неправославных. Соответственно этому упомянутые свойства Церкви называется существенными, т.е. такими, при отсутствии которых никакое религиозное общество Церковью в истинном, собственном значении этого слова названо быть не может.

Истинная Церковь Христова есть Церковь единая. Христос Спаситель в словах: "Созижду Церковь Мою" (Мф. 16, 15), дает понятие об одной Церкви, а не о многих. Когда Он изображал Церковь в притчах. Он говорил об одном стаде под водительством одного Пастыря - Христа, об одном овчем дворе (Ин. 10, 16). Он говорил об одной виноградной лозе, которой питаются многие ветви - верующие (Ин. 15,1-7). Об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24, 47 и др.) об одном основном камне Церкви (Мф. 16, 18). Единство верующих во Христа было предметом Его последней молитвы - первосвященнической: "да вси едино будут" (Ин. 17, 23). Апостол учит также именно об одной Церкви: "Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню" (Еф. 5, 25): он учит о единении во Христе всех верующих: " вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28). Апостол Павел называет Церковь единым Телом, Главою которого - Христос: "мнози едино тело есмы о Христе" (Рим. 12, 5).

Следует различать единство Церкви внутреннее и внешнее, - внутреннее - главное, и существенное, внешнее производное, - выражение во вне внутреннего единства.
Единство Церкви внутреннее и внешнее особенно ясно указывается в изречении ап. Павла: " Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего, Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 5-6). Церковь едина во внутренней своей жизни, потому что имеет Единого Главу - Христа и Единого осуществляющего Церковь Духа Святаго. Дух Божий соединяет всех в единое Тело Христово, в единый духовный организм, как душа в человеке дает единство всему составу его тела. Едина Благодать, проникающая Тело Церкви. Это таинственное объединение наиболее полно и осязательно проявляется в Евхаристии. Верующие, объединяемые во Христе, имеют одну и ту же веру к Единому Христу и во имя Его - к ближним: они призываются к подражание Ему, т.е. духовно жить одним и тем же Христом. Действием Духа, единством веры и жизни, верующие "мнози суще", соединяются в единое, единомышленное и единодушное целое, - "едино суть тело" (1 Кор. 12, 12). Внешнее единство выражается в том, что все верующие составляют один союз, одно общество. В этом обществе исповедуется один Символ веры (единство учения), совершается единое богослужение и признаются единые Таинства (единство молитвы), сохраняется единство иерархического преемства, церковных правил (единство церковного устройства). Символ, богослужение и устройство - три единства, определяющие единство Церкви. Могут существовать многие отдельные Поместные церкви, с особыми обрядами и обычаями, с особым богослужебным языком, но все они составляют единую во Христе Церковь, если у них есть единение в вере, единение в молитвах и Таинствах, подчинение единым Канонам Церкви Вселенской и единой по своему апостольскому происхождению иерархии.

Единство Церкви распространяется и на все исторические времена: Церковь имеет и историческое единство. Это значит, что Церковь Едина всегда, за все время своего существования, от времен своего основания до наших дней и будет едина от наших дней до конца мира. Другими словами, - Церковь непрерывно едина. Она едина в исторической перспективе потому, что она живет по неизменным началам, положенным в ее основу: она имеет всегда одного Главу - Христа, она живет Его жизнию в духе любви и послушания Богу. Значит, единство Церкви должно пониматься не только как единство Церкви земной, воинствующей, но в соединении с Церковью Небесною, Торжествующею. Все отшедшие праведники - наши братья во Христе, единые и духу и общему направлению жизни; они были подобострастными нам людьми, но спаслись тою же верою, какою спасаемся и мы, в том же единстве веры молились Богу, как и мы, подчинялись тем же богоустановленным нормам церковной жизни. Отсюда понятно, что с отшествием их из настоящей жизни их связь с оставшимися на земле братиями не прерывается. Также не прерывается связь и в обратном направлении. Между теми и другими продолжает сохраняться живой союз веры и любви, духовно благодатное взаимоотношение. В этом понятии единства веры и любви - свидетельство единства Церкви земной и Небесной.

Искупление, совершенное Спасителем, распространяется на всех людей, т.е. и на тех, которые жили во времена Ветхого Завета. Умершие в вере и до Христа (и даже вообще в какой-то мере сохранившие способность воспринять спасение Спасителем-Мессией) были удостоены спасительной проповеди и возведены из ада призваны в единение Христово. Значит, историческое единство Церкви может пониматься и в более широком смысле, т.е. распространяться и на времена ветхозаветные. Здесь только следует иметь в виду, что под Церковию будет пониматься уже вообще совокупность верующих, живущих по данной Богом вере, совершающих установленное Им богослужение и подчиняющихся установленному Им же порядку Церковной жизни.


Единство Церкви не нарушается из-за временных разделений недогматического характера. Разногласия среди Церквей возникают нередко из-за недостаточной осведомленности, неправильных сведений. Затем, к временному прекращению общения иногда побуждают личные заблуждения отдельных иерархов, стоящих во главе той или иной Поместной Православной Церкви, нарушение ими Канонов Церкви или установленного древней традицией подчинения одной территориальной церковной единицы другой. Более того, жизнь показывает нам возможность таких внутрицерковных потрясений в Поместной Церкви, которые препятствуют нормальному общению других Церквей с данной Поместной Церковью до выявления и торжества защитников подлинной православной истины. Наконец, связь между Церквами может быть иногда надолго нарушена политическими и другими обстоятельствами, как это не раз бывало в истории; в таких случаях разделение касается только внешних отношений, но не затрагивает и не нарушает единства духовного, внутреннего.

Истинность единой Церкви определяется православием ее членов, а не их количеством в тот или иной момент. Св. Григорий Богослов писал о Православной Константинопольской Церкви (точнее о небольшой православной общине в Константинополе, которую он позже возглавил - прим. consensus) перед Вторым Вселенским Собором: "Нива эта некогда была мала и бедна... это вовсе не была нива, не стоила, может быть ни житницы, ни гумна, ни серпа; на ней не было ни копны, ни снопов, а разве малая и незрелая трава, которая растёт на кровлях, которыми жнец не наполнит руки своей, которые не призовут на себя благословение проходящих мимо (Пс. 128, 6-8). Такова была наша нива, наша жатва! Хотя она велика, тучна и обильна перед Видящим сокровенное... но она не известна в народе, не соединена в одном месте, а собирается понемногу, "как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода" (Мих. 7, 1). Такова была прежняя нищета и скорбь" (св. Григорий Богослов).

"Где же те", говорит св. Григорий в другом слове, "которые упрекают нас за бедность и гордятся богатством; признаком Церкви поставляют многолюдство и презирают малое стадо; измеряют Божество (святитель имеет в виду ариан, учивших, что Сын Божий меньше Отца) и взвешивают людей; высоко ценят песчинки (т.е. массу) и унижают светила; собирают в сокровищницу простые камни и пренебрегают жемчужинами?" (св. Григорий Богослов).

В молитвах Церкви содержатся прошения о прекращении возможных разногласий среди Православных Церквей: "утоли раздоры церквей... еретические восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа" (евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого); "...благую единоначальную Троицу Тя ныне славословяще, грехов прощения просим, мирови мира, и церквам единомыслия... вскоре мир подаждь человеколюбно и церквам соединение" (канон воскресной полунощницы, глас 8, песнь 9).

экклесиология, Святая Церковь, Предание Церкви, Православие, ИПЦ Греции и Кипра, догмат

Previous post Next post
Up