Осетинское среднегорье: башенное село Цимити и окрестности

Jan 08, 2013 15:59

Начало здесь.

...Под Архонским перевалом мы проторчали сутки. С утра неспешно просыпались и смотрели за тем, как в долину под нами грузно переползают облака из соседних долин: погода явно собралась меняться. Прогулялись на нависший над перевалом склон горы Кариухох, попаслись в роскошном черничнике неподалеку - спутники заставили меня смириться с тем, что мы никуда не торопимся и получаем удовольствие. Спасибо им, на самом деле.

На следующее утро спускаемся в долину реки Фиагдон в сторону одноименного поселка. Погода-таки подпортилась - то есть, у нас-то наверху все хорошо, а ниже облака, которые вчера собрались под нами, легли плотным слоем. Сквозь облака и морось идем долго и муторно, то и дело теряя заросшую мокрой травой выше колена и борщевиками дорогу.

Наконец, промокшие вдрызг, выныриваем в привычную подоблачную реальность - внизу поселок Фиагдон. Поселок горняцкий, советский с пыльными кирпичными трехэтажками и усадьбами "новых осетинских" и просто обеспеченных владикавказцев, которым полюбились эти места. Зато у его окраины находится одно из, пожалуй, самых живописных старых иронских сел Цимити. Это, фактически, "осетинский Сан-Джиминьяно" с добрым десятком боевых и жилых башен, интересным склеповым комплексом и развалинами старинных "выселков" - селений поменьше, исторически и органически связанных с ним. Относясь к Куртатинскому ущельному обществу, Цимити сам по себе был центром мощной межродовой общности, объединявшей фамилии и селения в верховьях реки Фиагдон. Что уж там, это, по сути, не село даже, а небольшой средневековый укрепленный город.

Бросаем рюкзаки километрах в двух выше Фиагдона по склону в старых развалинах и идем осматривать окрестности. благо вдалеке показался интересный комплекс боевых башен-мэсыгов.

Башни стоят сильно выше села, до которого еще около километра пути. Принадлежали они, как выяснилось позже, двум цимитинским фамилиям - Цагараевых и Габисовых. Надо сказать, что построить собственный мэсыг - башню, специально заточенную под оборону (в отличие, например, от укрепленных, но обитаемых в обычное время башен гæнахтæ было делом дорогим и престижным, не каждая фамилия могла такое себе позволить; здесь во второй раз не избежать параллелей со средневековой Италией и соперничающими родами, год от года наращивающими свои башни вверх, чтобы было чуть выше, чем у соседа. Интересно, в каких отношениях состояли между собой эти две равноуважаемых семьи...

Башни полуразрушены и, к сожалению, исцарапаны граффити. Здесь уже нет такого ощущения разговора с историей с глаза на глаз, какое случилось в Донисаре - башни, судя по всему, любимое место тусовки фиагдонского молодняка и отдыхающих, которых в окрестностях также немало. Но все равно очень красиво и атмосферно.

Продолжим идти вниз. Здесь позволю себе нарушить хронологическую канву - пойдем дорогой, которой мы на самом деле воспользовались на следующий день, уходя в сторону Даргавса, тогда как в первый раз мы пошли к руинам Цимити напрямик по склону. Между тем, на склонах Кариу еще много интересного - в частности, остатки старого села Кадат, основанного выходцами из Цимити.

У дороги увидели странное. Что это - современная модификация традиционного склепа-заппадза? Памятное или святое место?

Кадат:

Живописная постройка прямо в естественной пещере. Вход в пещеру не нашел. К сожалению - уж больно интригующе выглядело.

Люди отсюда ушли не так давно, несколько десятилетий назад. Даже сады сливовые одичавшие остались - роскошные, кстати.

Но, наконец, отправимся в Цимити.

Самые красивые виды на село открываются снизу - но и сверху оно впечатляет; я, впрочем, почему-то не догадался сделать ни одного панорамного кадра. Так что идем дальше - и попадаем в некрополь, расположившийся выше домов и башен для живых. Цимитинские заппадзы по сравнению с виденными нами ранее огромны - и если до этого мы видели либо полуподземные, либо квадратные в плане четырехскатные постройки, то здесь это двускатные "базилики" с члененными сланцем кровлями и лазами, расположенными чуть ли не выше человеческого роста.

А внизу, под селом, совсем другой мир, от которого мы за три дня без людей успели немного отвыкнуть.

Село опустело в советское время. Но еще  здесь до сих пор остались коренные жители - по крайней мере, несколько лет назад все было именно так. Правда, ситуация по-кавказски трагикомична - два семейства, и одни с другими уже который год не разговаривают. Так, по крайней мере, я слышал.

Впрочем, руины Цимити уже фактически поглощены окраинами Фиагдона, и то, где кончается одно и начинается второй, не вполне ясно.

К рюкзакам возвращаемся уже в темноте.

На следующий день немного отдохнем и закупимся в Фиагдоне - и двинемся в сторону святой горы Тбаухох и Даргавсского некрополя.
Но об этом в другой раз.

этнографическое, Северная Осетия, Осетия и Грузия - 2012, архитектура, осетины, путешествия, горы, Кавказ