Выставка в Болонье: тенденции развития детской иллюстрации

Apr 01, 2013 18:47

В свой предпоследний приезд на выставку детской книги в Болонью три года назад я решила не покупать каталог иллюстраторов, представленных там. Мне не понравилась ни обложка, ни работы иллюстратора, которого удостоили чести обложки, ни иллюстраторы-победители, представленные там (можете погуглить, это был каталог 2010 года). Тех немногих, кто меня действительно очаровал, я, как оказалось, нашла самостоятельно в книжных магазинах Болоньи или на редких стендах, которые продавали книги прямо на выставке.

Тогда, три года назад, иллюстраторы Джоанна Концехо (Joanna Concejo) и Алисия Баладан (Alicia Baladann) стали для меня настоящим открытием: иллюстрации карандашами - цветными и простыми, нежной акварелью и тушью с элементами коллажа. Сюрреалистичные, мило неточные, даже несколько наивные. Любовь с первого взгляда!



На той же выставке чествовали уже известных мне и любимых Момо Таканo (Momo Takano), Аяно Имаи (Ayano Imai), Шон Тана (Shon Tan). Особенным спросом и уважением пользовались и книги с иллюстрациями Октавии Монако (Octavia Monaco). Ей даже была посвящена отдельная выставка в центре Болоньи.






Это было три года назад.
Книжная индустрия, как и любая другая, подвержена удобной и прибыльной болезни "me-too". Для тех, у кого не было маркетинга, расскажу коротко, о чём речь. Много лет назад, когда такие конкурирующие фирмы как Adidas и Puma выпускали одежду только для спортсменов, фирме Пума пришла в голову замечательная идея - исследовать спрос на спортивную одежду для обычных людей. Пума потратила кучу денег на опросы, статистики, их анализ и создание прототипов, прежде чем на свет появилась первая линейка подобной продукции. Никому до Пумы не приходила в голову мысль, что кому-то захочется просто так, без изнурительных занятий спортом, носить спортивные кеды или кроссовки.

Когда Пума вышла со своей идеей на рынок, покупатели просто размели все полки. Кто бы мог подумать, что на спортивной одежде можно делать деньги в соверешнно ином сегменте, правда же? Тогда Адидас, поражённый успехом Пумы в самое сердце, решился на стратегию "me-too" - "я тоже"- и выпустил свою линейку спортивной одежды для простого потребителя. Доходы фирмы Адидас превысили доходы Пумы и затмили её успех. Почему? Адидас имела такую же популярность и уважение на рынке, а затраты на исследование нового сегмента были у неё нулевыми. Конечному потребителю в итоге всё равно, если обувь красива, удобна, долговечна и создана под крышей известной марки.

То же самое произошло и с книгами. На 50й юбилейной выставке этого года в Болонье я то и дело встречала клонов всех вышеперечисленных иллюстраторов. Клоны продаются и пользуются спросом не меньше оригиналов, потому что выпускаются под крышей достаточно известных издательств. Сами издатели копируют для своих продаж не только технику исполнения, но и тематику. Например, вы читаете своим маленьким детям (на которых рассчитаны книги с картинками) книги про ужасы войны и концлагеря? Я нет! Мне, благодаря моему советскому детству, до сих пор снятся ужосы войны из фильмов и книг. А тут Джоанна Концехо выпустила в прошлом году детскую книгу про концлагерь (я её на свою иллюстраторскую полку купила, но ребёнку читать не дам лет до 12-14) и о чудо - теперь у других издательств тоже появились книги про войну и концлагеря! Их количество удивило.




Почти все иллюстраторы стали лепить в свои работы элементы, которые можно было 3 года назад встретить только у горстки иллюстраторов - узоры поверх рисунка, выползающие за формат иллюстрации, крупные цветы, тёмные карандашные тени, чёрно-белая техника исполнения рисунка простым карандашом с вкраплениями цвета, цветной карандаш в сочетании с элементами коллажа. Нет, иллюстраторы трёхлетней давности не были первооткрывателями перечисленных выше техник, но всё-таки сильно заметно, что свежие иллюстраторы поглядывали в популярные книги прошлых 2-3 лет. Пример?

Это разворот из старенькой книги Джоанны Концехо "Когда не найти пути домой" (В конце постинга можно найти список ссылок на все перечисленные здесь книги и на некоторых иллюстраторов.)



А это свежий иллюстратор - Kim Se Na, которого все очень хвалили на выставке.



И знаете, я куплю его книги, потому что мне нравится, как он рисует. Вот эта книга бесподобно нарисована и уже без такой сильной тени Джоанны Концехо. Она не продавалась на стенде, но мне разрешили сделать быстренькую фото айфоном, чтобы не забыть название книги.


Выставка работ иллюстраторов, вошедших в каталог, тоже поразила (в этом году их было всего 77). По ощущению примерно 50% работ были выполнены в реалистичной или очень близкой к ней манере исполнения. Такое чувство, что иллюстраторская сцена окончательно наелась абстрактными росчерками и решила вернуться к вещам осязаемым и понятным каждому. О чём это говорит? Мода, в том числе и в детской иллюстрации, циклична и именно цикл абстрактных работ медленно подходит к концу.

Торбен Кульман, Германия






Сонья Дановски, Германия




Олег Петренко-Заневский, Украина


Зэк Рок, Америка


Ali Reza Goldouzian, Иран. Фото ужасного качества, поэтому не видно, что фон - золотой.


Давид Пинтор, Испания




Анника Зимс, Германия




Удивило на стендах и количество детских книг, выполненных в технике псалографики (papercutting). В начале 80х она очень пользовалась популярностью и сейчас переживает свой comeback. Если мне не изменяет память на обложке одного из каталогов Болоньи из 80х даже была иллюстрация, выполненная в технике псалографики.


Так что если вы сейчас раздумываете над тем, в какой технике создавать свои книги, - можно послушаться моды и начать рисовать как Джоанна Концехо, Алисия Баладан (кстати, её новые книги меня совсем не впечатлили), Момо Таканo, Аяно Имаи и Шон Тана или создавать свои иллюстрации из бумаги.





Кстати, обратили внимание, что среди популярных иллюстраторов, перечисленных мною, преобладают азиатские имена? Они преобладают и на выставке! 80% этих иллюстраторов рисуют в реалистичной или почти реалистичной манере. Моим открытием выставки стал корейский иллюстратор Bae min gi. Я буду ждать его книг!


Мне, к сожалению, нельзя было пофотографировать книгу внутри, но поверьте на слово, что у человека потрясающее чувство композиции и цвета. Когда я приехала домой и перелистывала в памяти книгу, поняла вдруг, что полюбившийся мне иллюстратор явно вдохновился Анке Фойхтенбергер, Аяно Имаи, а так же Лео Лиони. Получилось красиво.



Продолжение с показом привезённых мною книг следует...

Несколько полезных ссылок:
Рассмотреть книгу "Когда не найти пути домой" с иллюстрациями Joanna Concejo
Блог Joanna Concejo
Блог Alicia Baladan
Рассмотреть книгу Момо Такане "Желания Момо"
Shaun Tan: Tales From Outer Suburbia
Gary Crew, Shaun Tan: Memorial
Книги Ayano Imai
Sonja Danowsk
Zack Rock

Книги-победители 2013 года
Список иллюстраторов выставки 2013 года

детские книги, bologna, exhibition, вдохновение

Previous post Next post
Up