Upd. Продолжение рассказа:
часть 3,
часть 4,
часть 5 На 13й Документе, о которой я начала рассказывать
здесь меня не покидало чувство, что над посетителями издеваются. И дело было не только в том, что целый огромный нижний этаж Фридерицианума - главного выставочного зала Документы (а выставка была мелкой россыпью разбросана по всему Касселю) был пуст. Да-да, просто пуст. И там просто дул ветер, ломая причёску посетителям. Такое вот невидимое искусство - ветер внутри здания. Чем-то напоминает издевательскую выставку Терагоняна "Вы арестованы" :-)
По словам куратора выставки - американки итальяно-болгарского происхождения - Кэролайн Кристов-Бакаргиев (Carolyn Christov-Bakargiev) так всё и было задумано - чтобы посетители не думали, что они уже всё знают об искусстве, чтобы они были сбиты с толку и посмотрели на мир искусства другими глазами. Ну да, я посмотрела на всё это другими глазами...
По моему мнению у организаторов да, получилось лишить посетителей равновесия, но качество работ, их интенсивность восприятия и сила высказывания совершенно не убедили. Не без того - там были настоящие сокровища, но большинство же - обычный художественный бред, который не пользуется ни дихуовным, ни финансовым спросом.
Более того, мне до чёртиков надоело видеть на художественных выставках растрезанные, окровавленные, изуродованные тела. Ну не могу я больше видеть всю эту войну. Задолбало, честно. А у них Афганистан был центральной темой, потому что параллельно с этой Документой в Касселе шла Документа в Кабуле.
Если бы меня услышала куратор Документы, она бы меня отчитала по полной программе. Её девизом, если верить её свежему интервью журналу Art, стал как раз:"Никакого искусства искусства ради, когда где-то рядом идёт война и гибнут люди". Меня всегда добивает это показушничество, особенно учитывая то, что искусство получило свою роль аутсайдера и строгого критика общества только в последние лет 100. А остальные пару тысяч лет, когда искусство элементарно украшало жизнь, делало её добрее и прекраснее как будто не в счёт.
Осмотр выставки мы начали с выставочного зала справа от городского театра. Не помню уже некоторых художников, но и здесь меня не покидало чувство, что люди решили взять массой и прилежанием, потому что ничего другого не придумали. Ну т.е. меня, например, восхищают полотна Роя Лихтенштейна, который растр офсетной печати в своих огромных полотнах-комиксах рисовал ни по шаблону, а каждый отдельный кружочек кисточкой, но, сколько уже можно копировать этот концепт?
Пример такого напора массой и прилежанием - огромный самолёт из тысячи мелких самолётиков или стена, увешанная картонками прямоугольной формы. Что нам хотели этим сказать художники? Или это как в том анекдоте, когда новобранца заставили мыть полы зубной щёткой со словами:"Нам не нужны чистые полы, нам нужно, чтобы ты затрахался".
Зато на людей приятно посмотреть
Стена из картонок
Посреди зала стояла кучка моторов, к которым, как мухи на мёд, слетались мужчинки, уставше слоняющиеся за своими одухотворёнными жёнами и подругами, делающими вид, что они всё поняли про самолёты и картонки.
Вот это тоже из разряда про "зубную щётку". Эфиопская художница Джули Мехрету (Julie Mehretu), проживающая в Нью-Йорке, нарисовала эти огромные полотна рукой: фломастером и тушью. Т.е. это не принт и не размноженный фотошоп. Это - зубная щётка. Респект и уважуха, чего уж там.
А это - проект 365! Да-да, вы меня правильно поняли :-) Китайский художник Ян Леи (Yan Leis) создал 360 полотен маслом (потому что в китайском году 360 дней) - по полотну каждый день. Что стало его темой? Мимолётные впечатления из интернета. (Ничего более сильно выжатого из пальца нельзя даже придумать). Масса (опять масса!) впечатляет, конечно, хотя работы сначала явно печатались на холсте и потом подрисовывались. Работы как будто нарочно выглядят как отвекторизировнный джипег низкого разрешения - прорисованы артефакты сжатия и все погрешности изображения.
Чтобы попасть в эту выставочную комнату пришлось сначала отстоять очередь. Туда не запускали больше 15-20 человек. Работ было так много для маленькой комнатки, что организаторам пришлось их разместить в выдвижных шкафах
Полотна просто залитые цветом заметили? Я сначала подумала, что отлично выкрутился художник - чтобы не писать каждый день что-то полноценное, он некоторые картины просто красил сплошным цветом. Но, как оказалось, не всё так просто.
Документа идёт обычно ровно 100 дней. Так вот сначала Ян нарисовал по-честному свои 360 полотен. Просто в знак разрушения или чего там ещё каждый день в автомастерскую из этой комнаты увозят по 3-4 работы художника и заливают однотонным автолаком.
Т.е. цветные полотна - это уже залитые краской холсты, которые были сначала детально списаны с картинок в гугле. Т.е. если вы приедете на Документу в сентябре прямо к закрытию, то обнаружите в этой комнате только холсты, залитые ярким автолаком. Гуд лак.
Это не фото цветка! Это полотно маслом.
А это тоже очередной напор массой работ - 38 миниатюрных работ художницы Этел Аднан, проживающей в Бейруте. Красиво, но, учитывая предысторию давления массой, я не могла реагировать на собрание этих работ адекватно.
А это самый лучший способ наслаждения работами, представленными на 13й Документе
Шучу, конечно, потому что самое интересное я приберегла напоследок. Постараюсь не язвить в следующий раз, а поговорить об искусстве как взрослая :-)