Upd. Продолжение рассказа:
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Я уже вчера извинилась, что так резко пропала на 2 дня: я сбежала от всех забот в Кассель, на
13ю Документу. На всякий случай короткая справка для тех, кому это название ничего не говорит.
Документу организовал в своё время немецкий художник и педагог Арнольд Боде. После того, как в Германии в 30-е годы к власти пришла Национал-социалистическая (фашистская) партия, начались гонения на инакомыслящих культурных деятелей того времени, которых нацистская пропаганда презрительно называла дегенератами. Многие художники эпохи Модернизма были "удостоены" показом на выставке Entartete Kunst (1933 год) - Дегенеративное искусство, высмеивающей экспериментальные формы и техники в современном искусстве. После войны культурная общественность Германии хотела наконец-то создать выставку всех тех художников, работами которым было невозможно наслаждаться во времена нацистской диктатуры. Сначала выставка проходила каждые 4 года и только при участии немецких художников, но, начиная с 1977, стала проходить каждые 5 лет и получила постепенно статус международной.
Мозг и сердце выставки - музей Фридерицианум
Документу принято считать одной из самых важных выставок современного искусства. Её называют своеобразным срезом всех пластов современной культуры: живопись, графика, фильм и перфоманс. Однако руководитель этого мероприятия играет очень важную роль: выставка становится срезом под углом зрения конкретного куратора. В ближайшие дни постараюсь показать несколько работ оттуда с комментариями и пояснениями, но в основном покажу атмосферу - она там, как мне кажется, самое главное. Потому что атмосфера в дни 100-дневного музея, как Документу любя называют посетители, совершенно необычная. Город превращается в море интеллектуалов, и плыть по нему - особенное удовольствие.
Куратором 13й Документы стала очень вредная американская женщинка - Carolyn Christov-Bakargiev. Меня это известие очень удивило, потому что пару лет назад я читала, что кандидатом на звание куратора выдвигался некий дююсельдорфский профессор, который хотел привлечь к работе над выбором художников своих студентов: выставку по последним статистикам посещает больше людей в возрасте от 15-30 лет. Девизом 13й Документы стал: "Разрушение и созидание". Именно в рамках этой темы художникам, приглашённым к участию в выставке, нужно было создавать свои работы.
Букв пока много не будет. Смотрите лучше:
На травке перед Фридерицианумом раскинулся "революционный" палаточный городок всемирно известного движения "Оккупация". Городок этот появился весьма стихийно, но куратор выставки была в восторге от такого спонтанного политического протеста. Occupy обычно занимает центральные площади городов и критикует капитализм. В прошлом году активисты Occupy заняли площадь перед Центральным Европейским банком во Франкфурте и протестовали, что есть сил. Т.к. documenta будет проходить до 16 сентября и там ожидается 750 000 посетителей, революционеры заняли площадь своими палатками, а свой посёлок дополнили белыми палатками, похожими на палатки беженцев, с надписями "Жадность", "Жажда наживы", "Бескультурие" и т.д.
Вообще палаточный городок в Касселе слегка попахивал, пестрил лозунгами вроде "Спасите Тибет" или "Капитализм губит наши души", но в остальном выглядел достаточно мирно. Кураторша, со слов прессы, попросила революционеров заботится о месте, которое они заняли, но вообще она в полном восторге от "настоящего" искусства. А мне кажется, что эта акция Occupy проиграла по всем фронтам. Вот я, к примеру, прошла мимо, увидела лозунги протестов, и подумала, что это дело рук очередного художника - т.е. я ни разу не поверила, что это настоящие люди пришли сюда и живут из протеста. Т.е. для меня это выглядело надувным пузырём, а не протестом.
Часто уличные мероприятия походили на очень грустный праздник
Хотя пела девушка отменно
А это моя душа, загубленная капитализмом, ела салат с креветкОми и ей было почему-то хорошо.
Продолжение следует...