Я очень часто сталкиваюсь с тем, что молодые дизайнеры, в том числе и немецкие, не знают, кто такой Эрик Шпикерман (Erik Spiekermann). Чтобы исправить пробел образования, может быть даже не только дизайнерам, запомните быстренько, что этого человека называют в Европе Папой Римским типографики и дизайна, и погрузитесь в текст и фотографии, которые я показываю ниже :-)
Фото отсюда:
http://spiekermann.com/ Если Вы когда-нибудь были в Германии и катались на немецких поездах - надписи, схемы и указатели, которые Вы видели на остановках, перронах и вокзалах Deutsche Bahn - шрифт, созданный руками Эрика Шпикермана.
Шрифтовая семья DBType и новый дизайн журнала DB (Фотографии с www.art-magazin.de и spiekermann.com)
Здесь Эрик радуется, что Deutsche Bahn выпустила наконец-то свой журнал в новом дизайне и использует в нём курсив из шрифтовой семьи DBType. Из одного интервью с Эриком я помню, что он считает, что хорошие курсивы (не те, что автоматически и насильственно наклонены в Ворде нажатием на букву K) - женственнее, элегантнее и более личные и знакомые глазу (из-за близости к рукописному тексту), чем "научные", ровненькие шрифты, и, как ни странно, чаще всего вызывают желание быть прочитанными именно в заголовках. В тексе я бы тоже не стала использовать курсив - замучаешься читать, а вот в заголовке, там где одна строчка - почему би и нет?
Если Вы бывали в Берлине и катались на метро,
всё, что Вы там видели для трамваев и электиричек (плакаты, знаки, указатели, схемы) - разрабатывалось с 1990 года Эриком Шпикерманом и его командой.
(Фотографии с www.art-magazin.de)
Если последние 15 лет Вы бывали в Дюссельдорфе и приземлялись в аэропорту этого города, то все табло, схемы и указатели, что Вы видели, были сделаны шрифтом Эрика Шпикермана.
Шрифтовая семья FF Info, (Фотографии с www.art-magazin.de и www.imagetours.de)
Разработка FF Meta (Фотографии с www.art-magazin.de)
Многочисленные шрифты как FF Meta, Officina и прочие, стали символом 90-х, фирменными шрифтами целого ряда немецких телевизионных компаний, как WDR и пр.
(Фотографии с www.dd-inside.com и www.fahrzeugbilder.de)
У Эрика Шпикермана очень интересный блог, где он рассказывает о своих поездках, новых и старых разработках и просто интересных типографических находках. Типографу там можно вообще потеряться на весь день.
http://spiekermann.com/ Здесь я уже писала про одну из книг Эрика "Причины и следствия" и показывала развороты из неё с моими комментариями:
http://conjure.livejournal.com/365825.html. Очень надеюсь, что её когда-нибудь переведут и для русских студентов и уже состоявшихся дизайнеров на русский.
Надеюсь, что теперь пробел в образовании ликвидирован :-)
Вообще хочется молодым дизайнерам, которые присылают мне свои работы с просьбой "Посмотрите, пожалуйста" сказать, что дизайнер, который не разбирается в шрифтах и ничего не знает об их авторах, происхождении и предназначении, не имеет права называть себя дизайнером.
Может быть дизайнеры перестали бы по поводу и без повода совать везде в дискотечные открыточки и спейсовые сайтики Eurostile от Aldo Novarese, который он разработал для архитектурных сооружений. Или перестали бы без повода использовать Times, который Stanley Morison разработал специально для рыхлой, газетной бумаги.
Дизайнеру может и не обязательно, в отличие от типографа, узнавать по первым закорючкам шрифт и его создателя, но нужно знать хотя бы исторически важные, красивые, удачные шрифты и всегда держать в голове, что любой шрифт не берётся из ниоткуда. Каждый из шрифтов относится к определённой группе, имеет определённую историю, над ним долго и нудно работали. Созданием шрифтов зарабатывают на жизнь, поэтому их нельзя воровать! И, главное, они не бесплатное приложение к абстрактным завитушкам или иллюстрациям, а главная составляющая любого дизайна, идёт ли речь о плакате, брошюре или сайте.
Кстати, кто по Вашему мнению самый-самый русскоговорящий типограф-современник, который задаёт тон в современном русском дизайне и типографике?