Итак, в продолжение темы последнего постинга про то, как стать иллюстратором:
http://conjure.livejournal.com/460583.html
Бумажное портфолио
В постинге «Как стать иллюстратором» у меня спросили, а правда ли, что бесполезно иметь печатное бумажное портфолио. Что здесь сказать? Смотря кому... Если у человека есть постоянная работа и постоянные клиенты, то может быть и не нужно. А тем, кто ищет работу - без него никуда.
В прошлом году я была на выставке детской книги в Болонье (о моих впечатлениях можно почитать в постингах, начиная с этого
http://conjure.livejournal.com/347089.html), и меня там поразила одна вещь. Перед стендами издательств, особенно таких как Nord-Süd, Grimm-Press и прочих, стояли в огромных очередях просто толпы иллюстраторов, переминаясь с ноги на ногу и прижимая к телу папки со своими работами.
Мне-то хорошо, я там как турист ходила, могла расслабленно посмотреть со стороны за чужими переживаниями, не вовлекаясь в них. А со стороны было намного заметнее, что издатели, все как один, раздражённо перебирали разномастные рисунки, которые иллюстраторы извлекали из своих видавших виды папок (некоторые даже умудрялись подсовывать издателю рисунки в целлофановых кармашиках...), получали пару каких-то замечаний и комментариев так, что слышала вся остальная очередь, и удалялись, слегка побитыми. В то время, как одни издательства напряжённо и раздражённо разбирались со всё прибывающими и прибывающими иллюстраторами, другие, наученные горьким опытом, выставляли прямо перед стендом издательства огромные объявления крупными красными буквами: «Приём иллюстраторов с 15:00 - 16:00» Нужно ли рассказывать, какие там с 15:00 очереди выстраивались?
Я не знаю, какова статистика успехов таких иллюстраторских набегов на издательства, но со стороны выглядело всё более чем печально. Меня не покидала мысль, что иллюстраторы напрочь отказываются понимать, что люди - издатели т.е., заплатили большие деньги, чтобы попасть на эту выставку: место, оформление, питание, перелёт и проживание. И что они уж точно не для того приехали, что найти очередную звезду-иллюстратора, а чтобы заполучить хорошего покупателя для своих изданий! Т.е. издательства приехали продавать готовый товар, чтобы окупить затраты на прошлых звёзд: дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, писателей и менеджеров.
У коллег, которые уже успели постоять в подобных очередях на выставке в Болонье, я попыталась выяснить, зачем они это делали. Ведь можно было красиво оформить портфолио и отправить в любую точку планеты, не унижаясь в таких очередях. Я понимаю, что такая выставка - уникальная возможность вообще узнать о том, какие издательские дома есть, но зачем их тут же атаковать? Мне такой метод кажется более, чем неэффективным. Но коллеги возражали, и говорили, что у бедных иллюстраторов нет денег на портфолио, да и хочется выслушать мнение о своих работах.
Нет, ну простите, вы же на профессиональную выставку приехали, а не на слёт пионеров с посиделками вокруг костра! К тому же портфолио не обязательно печатать на высокачественной бумаге с золотым теснением! Для этого Боженька придумал артбуки, скрэпбуки, эскизные блокноты, открытки и по-разному сгибающиеся флайеры!
А потом я поняла. Многие, видимо, просто не знают, что все работы нужно показывать только однородно оформленными, что приносить нужно только те иллюстрации, которые сам считаешь сильными и достойными внимания и давать людям в руки такой формат портфолио, чтобы оно не занимало полкоманты! Я больше, чем уверена, что если бы иллюстратор, выстоявший в такой очереди, достал серьёзно оформленное портфолио, его бы и воспринимали как профессионала, готового к сотрудничеству, а ни как пионера, которому нужно разрешение вожатого, чтобы собирать хворост для костра.
Фото отсюда:
http://lookslikegooddesign.com Т.е. причина номер один - грамотно представиться лично на профессиональной выставке.
***
Причина номер 2 и более веская, чем атака издателя на проф. выставке - поиск постоянной работы. Не все иллюстраторы сплошь и рядом фриленсеры. Есть и такие, которые хотят работать только на одно агентство или издательство, хотят постоянное место работы, постоянную зарплату и нормированный рабочий день.
Иллюстратору, находящемуся в поисках постоянной работы, необходимо уметь не только правильно представиться, но и показать будущему работодателю, на что он способен. Уточню, на всякий случай, что в данном случае речь идёт о так называемом активном поиске работы - т.е. издательство или агентство вроде бы никого не ищет, но Вам так хочется с ними работать, что сил нет - и Вы обращаетесь к ним напрямую, не дожидаясь, пока Вас обнаружат.
Как я уже говорила в комментариях здесь
http://conjure.livejournal.com/460583.html, я не знаю, как в России обстоит дело с бумажным портфолио, но в Германии оно жизненно необходимо. Любая почта долетает у нас по стране в течение одного дня, поэтому можно не волноваться, что пакет с оформленным портфолио и резюме где-то затеряется. В крайнем случае можно послать заказное письмо с оповещением о получении.
Люди, присылающие своё портфолио и прочие необходимые документы только в цифровом виде, рискуют проиграть в поединке с коллегами, которые не поленились оформить своё портфолио в бумажной форме - красиво, оригинально и тем не менее не упустили все необходимые «мелочи» и дополнительно приложили диск со всеми работами!
Фото отсюда:
http://lookslikegooddesign.com
***
От мужа, который постоянно берёт людей на работу и сам ведёт собеседования с кандидатами на должность разработчика программного обеспечения, я знаю, что именно по правильному, грамотному и аккуратному портфолио и резюме отдел кадров ведёт предварительный отбор рабочих, прежде чем документы попадут к нему, как к начальнику отдела, на стол. Печатать красиво документы из электронного письма и искать для них подходящую папку у будущего работодателя никто не будет. Электронные портфолио и резюме считаются признаком непрофессионализма и легкомысленного, даже если хотите, пофигистского отношения к работе и работодателю вообще.
К тому же в печатном виде всё Ваше добро необходимо и в случае, если Вас пригласят на собеседование, - никто не станет выискивать ваши PDF-документы у себя на компе, а предпочтёт держать в руках что-то красивое и аккуратное, оформленное самим человеком, не говоря уже о том, что Вас просто заметят быстрее и не пройдут мимо!
Фото отсюда:
http://www.unexampled.org Что нужно сообщить в портфолио и резюме?
О каких «мелочах» при поиске работы, собственно речь? О тех, которые необходимы совершенно постороннему человеку - будущему работодателю, чтобы познакомиться со своим будущим сотрудником.
Многие иллюстраторы делают ошибку и забывают элементарно представиться: «Портфолио иллюстратора Васи Петечкина». В идеале иллюстратор, по примеру дизайнера, должен продумать, как объединить в одном короткую справку о себе, контактные данные, «ссылки» на успешные проекты или награды, если имеются, и показать свои самые лучшие работы, отвечающие требованиям и полю деятельности будущего работодателя.
Я как-то видела портфолио девушки-иллюстратора, где она даже своё резюме нарисовала: на большом развороте она отобразила шкалу от нуля (от рождения) и до настоящего года и нарисовала под ней себя в разные периоды жизни с бутылочкой, памперсами, дипломами и уже собственными детьми на руках.
В большинстве случаев в Германии работодателю даже интересно, не было ли у Вас трудностей с полицией, и он просит прислать со всеми документами и справку из полиции, что «не был, не состоял, не участвовал».
От ищущего работу ожидают, что он пришлёт:
- подробное резюме: когда и где родился, где учился в школе, какой, когда женился, какой вуз окончил и с какими документами, чем увлекается в свободное время, что умеет дополнительно к своей профессии (например, знание многих языков очень в цене).
- копии документов всех упомянутых выше дипломов, даже если речь о детской художественной школе.
- описание проектов, Вашу роль в них и иллюстрации к проектам.
Фото отсюда:
http://www.derjo.de От иллюстратора дополнительно ожидают, что он не пришлёт что-то сухое и формальное, а умело обыграет и вплетёт все документы и работы в одно целое, однородное и красивое.
Фото отсюда:
http://www.pixelpoodle.com В статье «Как сделать, чтобы Вас заметили или что такое guerilla marketing»
http://conjure.livejournal.com/455627.html я уже предлагала несколько схем мышления, как именно необычно и со вкусом оформить собственное портфолио. В комментариях к постингу тоже были хорошие идеи.
Электронное портфолио
Какие виды электронного портфолио имеются? Конечно же собственная страница иллюстратора, собрание работ на всяких фликрах, бехансах и прочих тематических форумах и платформах, портфолио на странице у собственного агента.
Электронное портфолоио в формате PDF можно предложить у себя на странице к скачиванию, его можно держать всегда под рукой в поисках агента, чтобы обратить внимание успешного «распространителя» и на собственные работы.
Поэтому садимся и переводим своё печатное портфолио в более удобоваримый и сжатый вид:
- представляемся
- коротко пишем, кто мы, откуда взялись, с какими клиентами работали и где публиковались
- прилагаем список своих иллюстраций с подробным описанием к ним
- не забываем сообщать свои контактные данные: электронный адрес, скайп, номер ICQ, телефон и пр.
- не забываем, что файл должен смотреться красиво, но не весить больше 1-2Mb.
Все остальные требования - оригинальность решений при оформлении, оригинальность подхода и умение представиться необычно, но вменяемо - тоже никто не отменял.
Итак, для чего может пригодиться цифровое портфолио:
- представиться для участия в каком-нибудь арт-проекте
- представиться агенту
- представиться при участии в конкурсе
- представиться новому другу, который представит вас знакомому артдиректору
- представиться, представиться, представиться...
Напомню. У каждого иллюстратора есть два выхода найти работу: активный и пассивный.
В первом случае нужно оформить портфолио - бумажное или цифровое и разослать во все издательские дома или агентства, с которыми бы хотелось работать.
Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя были разосланы 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств - причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему не ответили, стараясь пропихнуть ещё раз портфолио, на которое уже и так не было ответа. Нужно садиться, добавлять в портфолио свежие работы и снова слать!
Ещё несколько примеров, как можно оформить красиво и необычно собственное портфолио:
И что, всё ещё есть сомнения, что портфолио, цифровое или печатное, необходимо при поиске работы и потенциальных клиентов?
....................
Если вдруг нужно будет сослаться: