Эта неделя у меня началась с посещения академии классической живописи в немецком Бад Гомбурге (Bad Homburg) близ Франкфурта-на-Майне:
Academie of Fine Arts Germany. Речь об одном из тех редких мест в Германии, где действительно обучают так называемому академизму - классическим рисунку и живописи.
Зал для рисунка обнажённой натуры в академии. Обратите на разметку бумажным строительным скотчем на полу. Это студенты помечают так положение своих мольбертов и ног, чтобы ракурс изображения оставался неизменным. Ведь модель стоит в общей сложности по 50-70 часов, и работа не останавливается на карандашных набросках или рисунках.
Я верю в возрождение классической живописи так же, как 10 лет назад верила в возрождение акварели. Нарастающее число поклонников академизма в соотвествующих эккаунтах в Инстаграме даёт понять, что настоящий бум уже где-то рядом. Я уверена, что уже через пару лет таких академий будет столько же, как сейчас школ акварели и акварельных мастер-классов. Думаю, что связано это ещё и с тем, что навыки рисования стали снова признаком хорошего, солидного образования, даже если люди не занимаются живописью или иллюстрацией профессионально. Плюс многие устали от современного концептуального искусства из серии "Я так вижу" или "Я аутсайдер и борец за свободу", как и от связанного с ним амплуа непризнанного художника. Или хуже - тупицы-созерцателя, который якобы просто не понимает всей значимости концептуального искусства и не видит "платья короля" в силу своей необразованности и низкого интеллекта.
Зал для рисунка обнажённой натуры в академии. Под чёрным "балдахином" стоит модель. Рядом целый ряд осветительных лам. Это для того, чтобы весь лишний свет поглощался, а освещение модели оставалось постоянным и неизменным.
Пока же статус таков, что академическую живопись принято считать скучной и искусством "для народа".
Кто-то считает её недостижимым идеалом и закрывает для себя как опцию, чтобы не разочаровываться. Кто-то уверен, что она ломает студентов и отбивают охоту творить, выматывает и истощает. Читатели моего блога, которые учились или учатся сейчас в Германии в художественных вузах, так же не дадут мне солгать, что помимо общепринятого осуждения, студентов иногда карают за одну только попытку научиться основам "академизма": занижают оценки и даже выживают из школы.
Коридоры академии.
У меня для поездки в академию в Бад Гомбург было сразу несколько причин. Но самая главная - настоящее, живое исследование для моей новой книги с рабочим названием "Поговори с художником". У меня самой нет классического академического образования, но есть классическое немецкое (об этом ниже). Я знаю, что книгу очень многие ждут, поэтому хочу, чтобы она была по максимуму полезной - аутентичной, как сейчас любят говорить. Плюс мне самой интересно узнать всё из первых рук и по возможности проверить на себе.
Коридоры академии.
Я уже много раз рассказывала, что у меня есть главы и о самоучках, и о выходцах различных академий и художественных вузов. Ведь оказалось, что львиная доля героев книги, к которым я ездила с профессиональным фотографом за живыми интервью в разные города Европы, нигде не учились. Поверьте на слово, что это получилось случайно. Потому что про некоторых людей, вроде признанной иллюстратора детских книг с мировым именем - Лизбет Цвергер или Папы Римского дизайна и типографики - Эрика Шпикермана, я даже не подозревала, что они самоучки.
Повторюсь, что у меня самой нет классического академического образования, но есть, как бы я его назвала, классическое креативное немецкое, когда во главу угла ставят концепт и теорию, а не практические навыки (считается, что их каждый так или иначе получит самостоятельно). Мне, правда, весьма повезло, и в моём вузе в Дортмунде навыки рисунка ценились и оценивались довольно высоко. У нас даже фотографов и режиссёров заставляли в обязательном порядке проходить полный курс рисования.
Так же именно в Дортмунде (а это скорее редкость для Германии) было достаточно много курсов по приобретению практических навыков: учили и вёрстке, и фотографии, и линогравюре. Хотя, чего греха таить, мой любимый преподаватель по иллюстрации - Йоханнес Граф - сказал мне как-то за просмотром вступительных папок новичков, что если бы в своё время моя вступительная папка (100% рисованные вещи - без особых концептуальных вывихов) попалась ему в руки, я бы не поступила. На мой шутливый вопрос, мог бы он себе тогда простить потерю такой талантливой студентки, как я, товарищ Граф только задумчиво почесал в затылке, как будто до него только в этот момент дошло, что он и впрямь лишает и себя чего-то ценного в тех случаях, когда отклоняет якобы неугодных студентов. И ещё у меня было два огромных преимущества. Это было моё второе образование, куда я пошла учиться в 22 года по собственной воле и выбору. Плюс уже до учёбы начала работать дизайнером и иллюстратором, то есть училась параллельно с настоящей работой. Поэтому прекрасно понимала, что 90% материала в вузе дают на развитие мышления и очерчивают круг, внутри которого стоит всё выучить. А учиться практическим вещам надо действительно самому (что я и делала), но вполне целенаправленно и по заданному вузом маршруту.
Двулицые скульптуры женщины и мужчины производства
FeliceCalchi Итак, меня сложно назвать продуктом академической школы, и всё это время я относилась к академизму с огромным пиететом. Но теперь, работая над книгой, я поняла, что хочу лично проверить, откуда берётся вся эта антипатия к академизму, и насколько она оправдана. Вдруг правы все критики и недовольные, а я восхищаюсь классикой только потому, что сама прикасалась к академическому образованию только постольку, поскольку. Поэтому с разрешения академии в Бад Гомбурге и в порядке исключения я побыла полный учебный день их полноценной студенткой: от академической заточки карандашей до живописи маслом.
Зал для рисунка обнажённой натуры в академии.
Про многие вещи мне стало понятно, отчего студенты стонут. Например, тебе задают какую-то последовательность действий - этапы работы, которых нужно довольно строго придерживаться. Ведь "академический путь" содержит в себе совершенно чёткий набор инструкций: как рисовать ногу, как изображать торс, как штриховать и обозначать тени, правило шара, правило куба и пр. И если ты хочешь перепрыгнуть какой-то этап, потому что ты его давно понял, или в конкретно взятой ситуации он не имеет смысла, тебя всё равно муштруют и заставляют оттачивать навыки лишь для того, чтобы выучить принцип работы системы, а не прислушаться к себе, подходит ли тебе вообще эта система, и поможет ли она тебе дальше как художнику. Аргумент: если ты владеешь базовой системой, сможешь и всё остальное.
Студенческие работы карандашом и углём.
Однако на деле это совершенно не работает, особенно у начинающих. Поэтому иногда у студентов академических школ в портфолио чушь какая-то встречается: потрясающие рисунки какого-нибудь глаза Давида с безупречной формой и штриховкой, но при этом совершенно беспомощные самостоятельные работы. Как будто их разные люди создали. Потому что рисовать поэтапно глаз Давида они научились, а как вести себя в незнакомой обстановке и применять полученные навыки спонтанно - нет. Этапов никто не разжевал. Здесь не играет никакой роли, есть академическое образование или нет, но важно, насколько человек умеет абстрагироваться: переносить стандартные заученные этапы на нестандартные ситуации. И опыт, конечно.
Или, к примеру, меня заставили рисовать натюрморт, который был лишён всякой логики: и композиционно, и в плане разумности. Из некоего кувшина торчали 7 кистей (а я ненавижу их рисовать), и как будто живые цветы (на деле из пластика и к тому же ранункулюсы с их тысячью и одним лепестком). У подножия кувшина лежал белый гипсовый лист, который в пространстве и с моей позиции выглядел как нечто белое и бесформенное. Все белые пятна композиции проходили по правой стороне, а все тёмные по левой. Чёрный фон меня совсем добил - у меня даже краски такой в палитре нет, но мне запретили заменить её на тёмно-синий. Всё мешалось с чёрным и на чёрном, а разбел позволялся только в случае с жёлтым. В итоге я весь день боролась с собой на предмет того, чтобы принудить себя не сопротивляться и делать так, как мне говорят, чтобы прочувствовать "академический путь".
К обеду я прониклась методикой, ага. Я стала чувствовать себя изгоем, который прокрался в как будто закрытый клуб академизма. Довольно неприятное чувство. Успокаивало меня лишь то, что это всего лишь эксперимент, причём довольно интересный, а мне уже давно не 16. К тому же меня грело осознание того, что в конце дня опыт подойдёт к концу и будет "свобода попугаю". При этом я буду из первых рук знать основные принципы работы "клуба", о котором до этого только читала или знала со слов его участников. А что делать студентам, которые подвергаются подобным пыткам на протяжении целого семестра? Нескольких лет обучения? "Респект и уважуха", как говорится.
Естественно, один день - это было слишком мало, но вполне достаточно, чтобы получить хотя бы примерное представление о степени нагрузки и спектре эмоций начинающих. К тому же повторюсь, меня специально не щадили, а заставляли делать всё то, что приходится проделывать студентам академии. К вам же у меня вот какая просьба. Отнеситесь к ней серьёзно и с пониманием, пожалуйста.
Внимание! Я бы хотела попросить тех, кто получил традиционное академическое художественное образование, рассказать о своих чувствах и о своём опыте. Что бесило? Что радовало? Что помогло или помешало после учёбы? Какие выводы вы сделали несколько лет спустя? Что бы вы хотели изменить в процессе обучения? (Да-да, я так и осталась при мнении, что академическое образование - важно.) Самые интересные отзывы войдут в книгу с упоминанием имени и фамилии автора, разумеется, как и ссылок на всевозможные ресурсы. Поэтому не забывайте указывать название своего вуза, а ваши имя и координаты я в случае публикации выспрошу. Заранее огромное спасибо! Вдруг эта информация поможет художественным вузам улучшить свою программу, а студентам легче переносить испытания. Ведь посмотрите, мы дожили уже до того времени, когда во всевозможных академиях искусства преподают люди, которые сами активно крутятся в художественном водовороте, причём и в виртуальном тоже. Много читают и ставят под вопрос систему устоявшихся ценностей, чтобы изменить к лучшему сложившееся положение вещей. Заранее спасибо за отзывы и участие!