Всем героям моей новой книги с рабочим названием "Поговори с художником" я задала вопрос о критике - нужна ли она, когда она продуктивная, а когда напротив - выбивает из колеи и лишает радости творчества
( Read more... )
Когда я работала в издательствах, вокруг были коллеги график-дизайнеры, компетенцию которых я знала и доверяла их мнению. Говоришь, допустим: "Слушай, кручу эту обложку, глаз замылился, посмотри что не так?" И коллега говорит: "Вот тут у тебя косяк, вот тут отличная находка, шрифты нормуль, а фон лучше поменяй". Я могу согласиться, могу и нет, но в любом случае это полезное мнение. Три важных условия: оно было высказано по моей просьбе чтобы мне помочь, от компетентного человека и с аргументами. Это не критика, а анализ. Но умение видеть детали и сказать _почему_ что-то хорошо или плохо -- это профессиональный навык, он требует тренировки. Если человек не умеет анализировать, он говорит "просто нравится, и всё" или "это фигня", а если он еще и хамло -- то ругается и переходит на личности. :)
Помню эту рубрику, Натали, по-моему она была очень полезная как раз чтоб потренировать навыки анализа.
Согласна, что обязательное условие - попросить и получить совет от человека, чьему компетентному мнению доверяешь, а потом да, самому решить - принимать или нет совет.
Меня сейчас в "Рисовальном флешмобе" попросили возобновить эту рубрику, потому что многие стесняются прямо там по воскресеньям сказать, мол, подскажите, что не так. Думаю, что это будет отличная возможность. Потому что компания по идее та же - достаточно доброжелательная и приветливая.
Критика - это искусство. Начиная с определения, точно ли этому человеку нужна критика. Очень трудно определить, что в данном случае нужно только славословие. Например, бездна таких блевничков тут, в ЖЖ. И что уж греха таить, именно искусство или история искусства.
А вообще критика должна быть подробна и компетентна, чтоб сам критикуемый понял, что накосячил. Должна быть по запросу, а не из серии бесплатных советов.
А иногда и не хочется метать бисер, если честно. Если текст самовлюбленный :)))
Расскажу, как было на Курсере на одном американском курсе по искусству. Для тех, кто не знает - на Курсере после просмотра лекций студенты обычно выполняют предлагаемые задания, а оценивают их случайные сокурсники. На том курсе задания были творческие, и проверяющим (по сути - критикам) настоятельно рекомендовалось следовать такой памятке конструктивной критики: 1. Подробно описать, что ты видишь на картинке. 2. Рассказать о своих ассоциациях. 3. Дать референсы, которые, как тебе кажется, дополнят или разовьют идею автора. Таким образом автор оказывается защищен от ленивой поверхностной критики. Но это работает только для идейной, не технической составляющей.
Comments 19
Помню эту рубрику, Натали, по-моему она была очень полезная как раз чтоб потренировать навыки анализа.
Reply
Меня сейчас в "Рисовальном флешмобе" попросили возобновить эту рубрику, потому что многие стесняются прямо там по воскресеньям сказать, мол, подскажите, что не так. Думаю, что это будет отличная возможность. Потому что компания по идее та же - достаточно доброжелательная и приветливая.
Reply
Reply
А вообще критика должна быть подробна и компетентна, чтоб сам критикуемый понял, что накосячил. Должна быть по запросу, а не из серии бесплатных советов.
А иногда и не хочется метать бисер, если честно. Если текст самовлюбленный :)))
Reply
Reply
Reply
1. Подробно описать, что ты видишь на картинке.
2. Рассказать о своих ассоциациях.
3. Дать референсы, которые, как тебе кажется, дополнят или разовьют идею автора.
Таким образом автор оказывается защищен от ленивой поверхностной критики. Но это работает только для идейной, не технической составляющей.
Reply
Leave a comment