Я думаю, что уже многие слышали, что с февраля возобновил свою работу многолетний проект рисования с натуры "живыми" материалами - "Рисовальный флешмоб". Здесь можно ознакомиться с правилами участия:
Sketch Flash Mob 2017. С этого времени и в Инстаграме, и здесь, в ЖЖ, уже опубликовано столько прекрасных работ, что просто глаза разбегаются. Радует, что в проекте участвуют как сильные художники, так и пробуют свои силы начинающие. Именно к последним мне хотелось бы сегодня и обратиться.
Как известно, без анализа ошибок и работы над ними нет творческого роста. Надеюсь, что мои советы ниже помогут вам задуматься над тем, как бы вы могли улучшить свои рисунки и сделать процесс создания разворотов в блокнотах или отдельных работ ещё более увлекательным.
По разговорам участников стало понятно, что многие столкнулись с такими трудностями, как ускользающий свет и увядающая или усыхающая натура. Например, я уже слышала такие рассказы, что пока человек несколько дней рисовал лимон, тот усох. Или пока нарисовалось стекло, увяло растение, которое в нём стояло. Как быть? Думаю, что нужно пересмотреть подход к работе и рисовать не просто пошагово и продвигаться постепенно, а более обдуманно. Поясню.
Если вы рисуете натюрморт с тюльпанами в стеклянной вазе, то нужно понимать, что ваза от вас никуда не убежит. Особенно если рисовать её всё время с одним и тем же светом. А это можно себе обеспечить в домашних условиях - например, садиться за рисунок примерно в одно и то же время суток или пользоваться искусственным источником света. А вот живая натура вроде цветов иногда меняет своё состояние ежеминутно.
Здесь важно предварительно изучить объект рисования и быстро зарисовать основные моменты (пусть даже схематично или миниатюрно), а не разглядывать натуру постепенно по мере продвижения в рисунке. На что стоит обратить внимание? На блики от растений на стекле, на то, какие лепестки будут в тени, а какие будут светиться или проглядывать через другие. Или обратить внимание, как именно переплетаются стебли (наметить основными линиями положение растений и их сечение в пространстве) и каким образом они отбрасывают тень на листья и соседние стебли. Не бойтесь делать целый ряд набросков и зарисовок - пусть даже быстрых, но действительно учебных. Результат вас очень порадует! Когда вы будете работать над самим рисунком, то уже будете знать, как нарисовать какую-то тень или объём даже тогда, когда внезапно ушёл свет или изменились какие-то другие вещи.
Уверяю вас, что если вы изучите натуру ДО того, как сядете рисовать и предварительно продумаете, как именно изобразить то, что видите, её быстрое увядание больше не станет проблемой. В крайнем случае можно дополнительно сфотографировать предмет или его часть. Но обязательно только то, что вы предварительно подробнейше изучили и зарисовали. НЕ наоборот! Иначе рисование с натуры не имеет никакого смысла - вы ничему не научитесь кроме слепого копирования фото. Фотография диктует свои законы. Она не отображет то, что заметно глазу! Поверьте на слово, что со временем вы будете так быстро рисовать простые объекты вроде цветов, лимонов или стекла, что ни свет не успеет ускользнуть, ни натура засохнуть.
Второй момент - правильное построение предметов. Я обратила внимание, что многие пытаются некой лихостью скрыть в работах ошибки или неточности построения. В ход идёт всё: брызги через всю работу, странные разводы, росчерки. На мой взгляд, если хочется настоящего творческого роста, нужно уделять больше внимания самому рисунку и построению предметов. У меня не так давно был вот какой случай с подругой, которая совсем недавно начала рисовать. В прекрасной и лёгкой акварельной манере, которую девушка, благодаря цепкости ума, достаточно быстро освоила в процессе обучения у одного из мастеров акварели, она изобразила букет тюльпанов. Однако рисунок выглядел неуклюжим и как будто неумелым, несмотря на то, что сама по себе акварельная техника была на высоте. Тогда я предложила ей повторить рисунок, только в этот раз уделить большее внимание геометрической форме тюльпанов. Продумать их тщательное построение и положение на плоскости (так называемые сокращения, когда изображаемый объект приближается к зрителю или удаляется от него в пространстве). И предложила уже только потом по правильному и точному рисунку отдаться красивой и лихой акварельной технике. Результат превзошёл все ожидания! Если вы чувствуете, что у вашей работы есть проблемы с пропорциями или правильностью форм, лучше повторить её - результат вас окрылит!
Третий момент - громоздкая типографика в работах. Я обратила внимание, что некоторые участники не уделяют должного внимания леттерингу или каллиграфии, что портит не только саму работу, но и общее впечатление о ней. Попробуйте исправить положение. Для этого есть очень простые и надёжные способы. Вы не пожалеете, если уделите начертанию букв немного больше времени. И об основах леттеринга, и о коллажных буквах я писала уже более 8 лет назад в сообществе
art-expiration в
Колонке модератора:
-
Часть 1 - основы леттеринга-
часть 2 - пошаговое создание разворота-
часть 3 - коллаж из печатных букв.
Прислушайтесь, пожалуйста, к советам, опубликованным там. Вы удивитесь, насколько это приятно, когда хороший и грамотный рисунок дополняется не менее аккуратными буквами.
Другие статьи с небольшими советами для художниов вы можете прочесть по тегу "
Художнику на заметку".