Когда в 1863 году Эдуард Мане (Édouard Manet) представил для Парижского салона живописи (
Salon de Paris) - одной из самых престижных художественных выставок Франции и официальной регулярной экспозиции парижской Академии изящных искусств - свою работу "Завтрак на траве", разразился настоящий скандал.
"Завтрак на траве", 1863, масло на холсте, 208 × 264,5 cm, в настоящее время находится в Musée d’Orsay в Париже
Жюри Парижского салона было просто возмущено, что на их суд представили столь аморальное произведение: обнажённая женщина в компании двоих мужчин. Ведь это Салон - приличное заведение, а не какой-нибудь бордель. Картина была отклонена и предстала на суд общественности уже в Салоне отверженных (Salon des Refusés), учреждённом по инициативе императора Наполеона III после того, как методы отбора работ на Парижский салон были подвергнуты всеобщей критике.
Помню, до меня не сразу дошло, что такого возмутительного жюри Салона обнаружило в "Завтраке" Мане. Я видела только красивый сюжет, прекрасную модель, правильность форм, интересный свет. Но потом когда хорошенько задумалась, что если это изображена реальная ситуация того времени, то обнажённая женщина в присутствии двух одетых мужчин не может символизировать нечто безвременное, когда художники изображали библейские или мифические сцены с обнажёнными героями. Речь явно о некой женщине, спокойно сожительствующей с обоими мужчинами. Тем более по свидетельствам современников многие тут же узнали в обнажённой и любимой модели Мане - художницу Викторину Мёран (Victorine Louise Meurent), а в мужчинах брата художника - Эжена Мане и скульптора Фердинанда Леенхоф (Ferdinand Leenhoff). Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, что шло вразрез с моральными представлениями о роли женщины в обществе (что тогда, что сейчас между прочим). По признанию Мане картина была спланированной провокацией (она даже называлась сначала "La Partie carée", что можно перевести как "Секс вчетвером"), и посетители Салона отверженных отреагировали так, как и ожидалось: высмеивали произведение и возмущались художником, его стилем письма и выбранным мотивом, якобы ошибками композиции и передачи света.
Скандал гремел долго. А что сейчас? Есть ли скандалы в современном искусстве?
Конечно же есть, потому что искусство никого не оставляет равнодушным.
Из последних меня поразил скандал вокруг картины американской художницы Дэйны Шутц (Dana Schutz) под названием "Open Casket" (Открытый гроб). На холсте изображён труп 14-летнего темнокожего мальчика Эммета Тиля (Emmett Till), которого в 1955 в Миссисипи зверски убили двое "белых" из расистских побуждений. История мальчика была опубликована в прессе и проиллюстрирована фотографиями насилия. Кому интересно, здесь можно посмотреть
вырезки того времени. Опубликованные фотографии зверски убитого Эммета стали настоящим катализатором в борьбе за права темнокожего населения Америки в 60х годах прошлого века.
В чём суть сканадала вокруг картины Шутц? В невероятной вещи! Темнокожие художники возмущены тем, что белокожая Дэйна Шутц посмела взять мотивом для своей картины страдания темнокожего. От реплик:"She has nothing to say to the Black community about Black trauma" (Кто ей даёт право рассказывать темнокожим об их страданиях) до петиций и требований снять картину Дэйны с биеннале Whitney в Нью-Йорке, на которой представлено произведение.
Поразительно, что, казалось бы, художники - интеллектуалы, люди мыслящие - должны понимать, в чём разница между убийцами Эммета и Дейной Шутц. Но при этом полны нелепых предрассудков, в том числе и расовых. У белых и чёрных одна история. И среди тех, и среди других хватало и подонков и, что куда важнее, достойных людей. Всё равно, чтобы мне, человеку немецкого происхождения, сказали, что я не имею права тематизировать в своих работах историю жертв Второй Мировой. Невероятно просто, как далеки мы ещё от идеального общества
Star Trek, если даже интеллектуалы мира сего переполнены ненавистью. (На всякий случай, это был печальный сарказм.)
Урождённая британка, темнокожая художница Хэнна Блэк (Hannah Black) направила в адрес учредителей выставки открытое письмо, в котором требует не просто снять картину со стены, а физически уничтожить (во, пошли после книг картины жечь...). По её словам: "Это неприемлемо, чтобы белые делали из страданий чёрных доход и развлечение, хотя это происходит уже так давно, и многим кажется нормальным." То есть дело в том, что Дэйна успешная художница, да? А Хэнне Блэк можно было бы, да?
Американский художник Паркер Брайт (Parker Bright) даже устроил мирный протест на биеннале. Он там стоит и загораживает собой картину Дэйны с надписью на майке "Black Death Spectacle" (Можно перевести как "Театр смерти чёрного").
Фото отсюда
twitter.com/hei_scott/ С Брайтом даже учредители выставки пошли на переговоры, чтобы убедить его прекратить протесты. Выходит, словно если человек белокожий, его по определению НЕ возмущают ужасы и несправедливость, которые происходили и происходят по отношению к людям самых разных рас и национальностей? Просто уму непостижимо. Самое противное в таких случаях, что до конца не ясно, какие мотивы движут тем же Брайтом - действительно ли он возмущён работой Дэйны и считает, что только темнокожие вправе говорить о трагедии темнокожих, или просто хочет запрыгнуть на этого конька, пока к работе приковано внимание общественности, чтобы самому засветиться. И та же Хэнна Блэк - что движет ею и что там у человека вообще в голове происходит. Да и сама Дэйна - холодный расчёт или правда то, что она говорит ниже.
Я не поклонница творчества Дейны Шутц, но не знаю, как бы сама отреагировала на подобную ситуацию - пара бессонных ночей точно была бы гарантирована. Дэйна прокомментировала следующим образом протесты коллег:"Да, я не знаю, каково это было - быть и жить чернокожим в Америке. Но я знаю, что означает быть матерью. Эммет был единственным сыном своей матери. Мысль о том, что с собственным ребёнком может произойти нечто подобное - невыносима. Я написала эту картину, потому что испытываю огромное сострадание по отношению к матери жертвы."
Так что вот так. Современное искусство богато на скандалы не менее, чем искусство предыдущих столетий. Как знать, может этот скандал точно так же спланирован и спровоцирован самими художниками, как когда-то Мане тщательно спланировал задеть своей "Секс вчетвером" она же "Завтрак на траве" парижскую публику. Искусство не оставляет равнодушным.
***************************
Источники:
Proteste gegen das Bild einer weißen Künstlerin Emmett TillЗавтрак на травеSalon de Paris She has nothing to say to the Black community about Black trauma