Большая Мама и её сыночки

Mar 14, 2010 20:39

Ниже выдержки из одной статьи, которая недавно взорвала мой мозг и бесспорно является самым ценным текстом, который я прочитал (уже три раза успел) за последние 3 года точно.

Эрих Нойманн - психолог-юнгианец, развивавший свои воззрения относительно независимо от школы в Кюснахте, в Израиле, однако частый лектор на престижных чтениях общества "Эранос" в Швейцарии. На одном из ежегодных сборищ "Эраноса" и была зачитана эта статья.

В ней слишком много взрывного контента, чтоб я мог здесь с вами им поделиться. Но этими несколькими абзацами не поделиться не могу. Автор в статье вводит понятие "уроборических мистиков". Говоря коротко, это мистики гностического типа, отвергающие мир, тело, разум, сознание, Я, историю, прогресс. Этот тип настроений мы недавно тут с боями обсуждали в разрезе "Маленького принца". Этот же тип настроений лежит в основе современных феноменов фашизма, нацизма и родственных движений.

Я снабдил этот отрывок кое-какими комментариями. Надеюсь, его чтение наведет и вас на значимые инсайты. А вообще, конечно, настоятельно рекомендую прочитать всю статью целиком.

MUST READ m_a_p_y_c_si, padishax, vazs, gisher, fat_crocodile, onisifora, dignidad_honor, caravat и для других проницательных френдов.

Носитель уроборического мистицизма отвергает не только мир, но и само человеческое существо, эго, сознание; он отвергает опыт дифференцированного (различение - основная функция разума - CdV), творчески сформированного мира - и вместе с ним дифференциацию сознания, развитие личности и, следовательно, формирующую силу творческого принципа в человеке.

Антикосмическая тенденция уроборического мистика нигилистична, поскольку в отличие от мистиков, стремящихся преобразовать мир, их мистицизм направлен на разрушение. В нем творческое небытие заменяется бесконечным чревом Ужасной Матери, засасывающим обратно новорожденного младенца, прежде чем он начнет жить и достигнет независимости (как тут не вспомнить Экзюпери, сожранного собственной матерью (рис. 1, рис. 2); как тут не вспомнить фильм "Гибель богов", странные взаимоотношения начинающего нациста Мартина Эссенбека и его матери (сцена) - CdV).

В природе творческого принципа заключено стремление позволить миру сформироваться, повести бессознательное к сознанию, безымяннное - к индивидуальности. Центроверсия как эффективная сила неизвестной, творческой Самости выводит эго и сознание из бессознательного: только вызвав раскол и дифференциацию, эго-сознание может героически противостоять внешнему и внутреннему мирам; доказав свою силу, оно начинает их синтезировать и интегрировать. Иными словами, самой природе творческого принципа свойственно развиваться от уроборической мировой системы, не имеющей ни эго, ни сознания, к космосу, антропоцентрически упорядоченному вокруг эго-сознания. В течение этого творческого процесса утверждаются не только мир и человек, но также эго и исторический процесс во времени; ибо развитие подразумевает историю, как для индивида, так и для коллектива.

Уроборический мистик все отвергает, не сознавая, что тем самым он отрицает сам творческий принцип. Психологически он остается на предшествующей рождению уроборической стадии, в “совершенстве” бессознательного, существуя в виде зародыша, находящегося на уровне, предшествующем появлению мира, эго и сознания. Лелея в своем сознании образ воображаемого рая, такой мистик отвергает реальный мир. Эта предшествующая рождению плероматическая стадия уробороса оказывается столь привлекательной, поскольку предлагает райское блаженство, которое испытывают еще не рожденные. Психологически она соответствует ситуации, в которой уже отсутствует напряжение между сознанием и бессознательным, или, вернее, еще не присутствует (т.е. ситуация младенчества, когда дитя ещё не отделилось от матери, эго ребенка не сформировалось и не отделилось от бессознательного - CdV). Несомненно, что из напряжения между сознанием и бессознательным возникает энергия всей психологической жизни и всех осознанных переживаний. Однако, подобно знанию добра и зла, она является источником всех сомнений и страданий (да, вкусив плоды древа познания Добра и Зла, человек выпал из изначального райского материнского блаженства, стал способен различать, выработал сознание и эго, стал видеть наготу, страдание, противоположности, и посему изгнание из Рая - очень позитивное событие с т.зр. прогресса и эволюции - CdV).

Называя уроборического мистика инфантильным существом, мы всего лишь описываем психологическое состояние. Он жаждет вернуться, быть втянутым в материнское чрево. Его единственное желание - уничтожить творческий принцип, создающий форму, порождающий конфликты и страдания, и достигнуть блаженного состояния. перестав существовать в божественном чреве небытия. В уроборическом мистицизме страх интроверта перед миром и неспособность жить в нем превращаются в аскетическое отклонение мира: он проецирует свою худшую, экстравертную сторону на образ мира, обладающий всеми качествами преисподней, мира, подвластного дьяволу (вот и психологические корни гностического осуждения мира, плоти, творения, души, и прежде всего - эго-сознания - CdV). Уроборический святой и гностик, фактически, живут в забытом Богом мире, мире, отчужденном от Бога (привет протестантам с их концепцией богооставленного мира - CdV).

Поскольку они не могут осознать свою темную сторону, Аниму, они не способны также испытать переживание творческого божества, ибо Бог-тень и Бог-анима неразрывно связаны с Богом-создателем; они являются его дьявольским и женским аспектами. Взамен эти святые мужи проецируют подавленную тень и аниму на мир, который они отдают дьяволу или майе (иллюзии, обману).

Поскольку они не готовы принять творческие и глубокие элементы божества, они объявляют мир павшим, виновным, впавшим в соблазн, обманутым и испорченным. Эти святые не понимают, что жизнь и творение должны происходить при наличии полярности, когда наряду с Богом допускается существование дьявола, зла, вины, греха и смерти. Соответственно, они представляют предшествующее рождению плероматическое состояние как единственно истинно сущее и стремятся уничтожить эго посредством мистического процесса растворения, через Уроборический инцест. Они стремятся не к интеграции противоречий, лежащих в основе творческой жизни, а к разложению и регрессии. В конечном анализе они рассматривают творение и творческое как заблуждение, и, полностью не принимая его, считают себя мудрее Творца.

Большое число уроборических мистиков принадлежат к категории мистиков низкого уровня, то есть, это люди с патологическим или фрагментарным, примитивным или неустойчивым эго (как тут не вспомнить страдавшего глубокими депрессиями иудейского лже-мессию Шабтая Цви; как тут не вспомнить Ницше; как тут не вспомнить птицу по-меньше - Ларса Триера, снявшего свой гностический хоррор " Антихрист" как плод долгих депрессий - CdV). Применительно к ним такие понятия, как овладение, экстаз, инфляция, депрессия или психоз не означают победу нуминозного (т.е. бессознательных aka божественных aka дьявольских сил - CdV) над зрелым эго или над выдающейся целостной личностью. Даже мистик высокого уровня может пострадать при попытке интегрировать свои переживания глубинного. Мистика низкого уровня определяет низкий уровень эго-сознания, а не всеобъемлющий характер нуминозного. Поэтому среди уроборических мистиков мы часто обнаруживаем людей с психопатическим эго, тогда как преобразующий мистицизм предполагает значительное развитие эго и заметную тенденцию к интеграции личности.

Уроборический мистик, сам того не сознавая, находится под властью того архетипа, который он наиболее активно отвергает и которого больше всего боится, а именно, архетипа Ужасной Матери. Мы не будем рассматривать здесь феноменологию такой ситуации. Но именно пожирающий, разлагающий, ослабляющий и дьявольски хитрый образ (рассматриваемый, несомненно, как женский) одолевает его изнутри. Кажущийся поворот лицом к Богу, а спиной к миру отражает тот факт, что он зациклен на начальной (внутриутробной - CdV) ситуации. За враждебностью к миру различается его кастрация Великой Матерью; то, от чего он бежит, наступает на него изнутри.

Эрих Нойманн, "Человек мистический"
 

эзотерика, метафизика, юнгианство, мифология, фашизм, религия

Previous post Next post
Up