Человек дисциплинированный - что в пище, что в быту, что в половых отношениях, что где бы то ни было - самостоятелен, спокоен и избирателен. Все верно. Но речь идет о внутренней самодисциплине. То есть той самой - осознанной необходимости. Как быть с ограничениями накладываемыми извне?
Самодисциплина, самосознание - это частные отражения общественных отношений (проявление общего в особом). Человек - сугубо социальное существо, и общественные отношения определяют. Поэтому всякое общество стремится в идеологическом поле сформировать соотв. идеологическую установку, и обеспечить передачу этой установки на персональный уровень. Вопрос только в интересах господствующих или противостоящих в обществе сил и в целях социальной инженерии. В отдельных случаях - когда имеются сильные, разрушительные контртенденции - общество прибегает к прямому принуждению. Ровно до тех пор, пока не произойдёт утверждение моральной нормы и в обременительном принуждении не пропадёт надобность (гоняться за каждым с назиданиями - та ещё пастушья радость). Принуждение - хорошо это или плохо? Зависит от ситуации. У коммунистов на этот счёт критерий такой: общественная прогрессивность. У буржуазии: классовая прагматичность. У леваков и идейных либерастов: слезинка ребёнка (ака собственные хотелки).
С хотелками понятно. Как отличить общественную прогрессивность от классовой прагматичности? Тем более, что на каждом конкретном этапе вчера еще прогрессивное легко может стать консервативным и даже реакционным.
Как и во всех прочих сферах общественного производства: сопоставляя с теорией и практикой. Анализ ситуации, целеполагание, эксперимент, оценка эффективности, коррекция. В ситуациях типа «не суй пальцы в дверную щель» можно обойтись без эксперимента в силу предсказуемости его результата.
Только так. Серебряной пули нет. И, да, качества и роли меняются. Поэтому марксисты всегда подчёркивали важность и необходимость конкретики.
Общественной прогрессивностью обладает то, что способствует прогрессивному общественному развитию. Поэтому Ленин говорил, что интересы общественного развития выше интересов пролетариата. Классовой прагматичностью обладает то, что идёт на пользу бизнесу и классовым интересам, независимо от того, идёт это на пользу общественному развитию или нет («после нас хоть потоп»).
Comments 4
Все верно. Но речь идет о внутренней самодисциплине. То есть той самой - осознанной необходимости. Как быть с ограничениями накладываемыми извне?
Reply
Поэтому всякое общество стремится в идеологическом поле сформировать соотв. идеологическую установку, и обеспечить передачу этой установки на персональный уровень. Вопрос только в интересах господствующих или противостоящих в обществе сил и в целях социальной инженерии.
В отдельных случаях - когда имеются сильные, разрушительные контртенденции - общество прибегает к прямому принуждению. Ровно до тех пор, пока не произойдёт утверждение моральной нормы и в обременительном принуждении не пропадёт надобность (гоняться за каждым с назиданиями - та ещё пастушья радость).
Принуждение - хорошо это или плохо? Зависит от ситуации. У коммунистов на этот счёт критерий такой: общественная прогрессивность. У буржуазии: классовая прагматичность. У леваков и идейных либерастов: слезинка ребёнка (ака собственные хотелки).
Reply
Reply
Только так. Серебряной пули нет. И, да, качества и роли меняются. Поэтому марксисты всегда подчёркивали важность и необходимость конкретики.
Общественной прогрессивностью обладает то, что способствует прогрессивному общественному развитию. Поэтому Ленин говорил, что интересы общественного развития выше интересов пролетариата.
Классовой прагматичностью обладает то, что идёт на пользу бизнесу и классовым интересам, независимо от того, идёт это на пользу общественному развитию или нет («после нас хоть потоп»).
Reply
Leave a comment