Вчера на дому у
makkawity приятно пообщался с Андреем Ланьковым. Кой-какие выводы из нашей с ним дискуссии я и подытожу здесь.
Вобщем, если кто ещё помнит, в
предыдущем раунде дискуссии с помощью графиков и статистики выяснилось, что земельные реформы Дэн Сяопина не оказали заметного влияния на урожайность зерновых в КНР, и их урожайность монотонно росла с ростом механизации китайского села, и заметных переломов кривой графика в годы земельных реформ не было обнаружено...
Тогда Андрей Николаевич
взял тайм-аут на обдумывание проблемы в свете новых данных, и своей дальнейшей аргументации.
Вчера же Ланьков, в ходе нового [первого оффлайнового] раунда дискуссии, признал следующие факты:
(1) Земельная реформа Дэн Сяопина сводилась вовсе не к мгновенному разрешению всех торговых операций с землёй как с частной собственностью. Реформа проходила с рядом существенных ограничений, которые снимались постепенно, а некоторые из них, вероятно, остаются в силе и по сей день.
(2) Сколь-нибудь серьёзных исследований по вопросам земледелия в Китае до, во время и после реформ 1976-78 гг., он в Сети не нашёл, хотя и искал.
Далее, Андрей Николаевич вчера поставил вопрос для дискуссии так:
Могло ли оказаться, что бурная механизация села стала возможна лишь после начала земельных реформ, когда крестьяне-собственники начали проявлять инициативу и закупать себе трактора? Или же ничего подобного в экономически значимых масштабах не происходило?
Имея целью ответить на поставленный вопрос, я, "не уходя с боевого поста", на компьютере Кости Асмолова построил график механизации китайского села, благо статистика FAO по Китаю лежала у меня на CD.
И этот-то график я и предлагаю ко вниманию всех читающих данный пост. Зелёной и синей полосами на графике отмечены годы начала и окончания основного этапа земельной реформы Дэна Сяопина (1976 и 1978 годы соответственно).
Как говорится, no comments.