Поле битвы - души детей

Apr 06, 2017 11:21


«- Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали
и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало
и большей частью противоречащие тем мнениям, которые,
как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?
- Мы этого ни в коем случае не допустим».

Платон, «Государство»



Сергей Васильевич Васильченко демонстрирует экземпляр "Нового мира", тираж которого, якобы, был весь уничтожен.

Я не планировал писать продолжение к своей статье « Неполживая выставка», полагая, что и на открытии выставки и в самой статье было сказано достаточно. К сожалению, судя по ответу представителя библиотеки, существует достаточно глубокое непонимание сути процесса становления личности и нашей ответственности за это становление. А также современного исторического момента. Это вынуждает меня продолжить объяснения.

Я сразу хотел бы подчеркнуть, что не считаю действия работников библиотеки хоть в какой-то степени злонамеренными или легкомысленными. У меня есть все основания утверждать, что в библиотеке работают люди, которые правильно понимают свою миссию, в том числе, в деле воспитания детей. И все наши разногласия, по всей видимости, касаются недооценки значения творчества Солженицына и возможного влияния выставки на детей.

Главные возражения касались недопустимости превращения библиотеки в политическую площадку. Я могу согласиться с этим утверждением, оговорив, что библиотека, безусловно, не должна становиться местом, где политические партии и движения выясняют отношения. В то же время библиотека в принципе не может оставаться совсем вне политики так как она, безусловно, может и должна участвовать в формировании у человека картины мира - в том числе в политической сфере. Нет никакого сомнения в том, что произведения Солженицына носят политический характер. И поэтому не случайно на открытии выставки почти ничего не было сказано о произведениях Александра Исаевича, зато подробно был рассмотрен его политический путь. И это не вызвало никаких возражений со стороны организаторов мероприятия. Такую позицию я полностью поддерживаю. Оговорив это, хочу перейти к главному.

Последние политические события отчётливо показали, что у России, как и у соседней Украины, есть ахиллесова пята. Это наши дети. Явный провал государственной политики в области воспитания детей аукнулся участием школьников в явно провокационных протестных акциях, которые заставили живо вспомнить события трёхлетней давности на Украине. Там точно так же на майдане выставляли вперёд детей и под их прикрытием творили чёрные дела по разрушению государства. Мы все, наверное, понимаем, что такое широкое участие детей в антигосударственных действиях стало возможным благодаря серьёзнейшим пропагандистским усилиям, которые прикладывались к детям на протяжении всего постсоветского периода. Учебники, в которых рассказывалось про «древних укров» и «голодомор», сделали своё дело. Напичканные чёрными мифами про Советский Союз и мифами про «благородных бандеровцев» молодые люди, зачастую дети, вышли на майдан и послужили живым щитом для тех, кто под маской борьбы с коррупцией устраивал передел собственности и власти.

Невозможно не видеть, что сейчас в России идут репетиции ровно таких же процессов. Навальным выпускается совершенно нелепый, рассчитанный на простачков, фильм - и мы видим как по всей стране выводят на незаконные акции детей. При этом раздаются призывы к родителям "не пускать детей". А что могут сделать родители, детей которых уже убедили в том, что наша страна - преступное государство, в котором "половина сидела, а другая половина охраняла". Неужели непонятно, что это за картина? Ребёнок, подставляя себя на место тех и других, невольно должен задуматься, как бы он поступил в такой ситуации? Его убеждают, что лучшая часть страны в огромном количестве (солженицынские цифры - от 66 до 110 миллионов!) терпеливо сносила все несправедливости, сидя в лагерях. И предъявляют образ "героя", борющегося с властью. Одновременно организаторы майдана упирают на преемственность власти (миф о "чекистской власти"). Таким образом подростковый и юношеский моральный абсолютизм направляется против государства.

Я не случайно вынес в эпиграф высказывание Сократа, диалоги которого приводит в своём сочинении Платон. Проблема воспитания и защиты государства очень стара и рецепты, которые предлагал Платон, безусловно, актуальны и сейчас. В книге "Государство" рассматривается модель идеального государства, главным элементом которой должны стать стражи: идеально воспитанные и гармонично развитые граждане - элита своей страны. Начав с постановки одной из главных задач воспитания (её я и вынес в эпиграф), Сократ переходит к тому, что считает плохим примером для воспитания детей. Он указывает на приводимый Гесиодом миф об оскоплении Ураном своего отца, Кроноса. И поясняет, почему считает недопустимым рассказывать об этом детям:

«- [...] Нельзя рассказывать юному слушателю, что, поступая крайне несправедливо, он не совершает ничего особенного, даже если он любым образом карает своего совершившего проступок отца, и что он просто делает то же самое, что и первые, величайшие боги.
- Клянусь Зевсом, мне и самому кажется, что не годится говорить об этом.
- И вообще о том, как боги воюют с богами, строят козни, сражаются - да это и неверно; ведь те, кому предстоит стоять у нас на страже государства, должны считать величайшим позором, если так легко возникает взаимная вражда.»

Если обобщить написанное Платоном, то можно сказать, что он вплотную подошёл к основополагающему принципу, принятому современной педагогикой: воспитание на положительных примерах.

Я неспроста задал собравшимся на открытие выставки единственный вопрос: "верит ли кто-нибудь в солженицынские 110 или 66 миллионов (вторая цифра фигурирует в "Архипелаге") миллионов репрессированных"? К чести собравшихся, таких не нашлось. Тогда я спросил, а как эти придуманные десятки миллионов соотносятся с названием выставки? Ведь те же самые вопросы будут задавать себе дети, пришедшие на выставку. И закономерно приходить к выводу, что на выставке чествуется лжец. Предложенный библиотекой компромисс - сообщать настоящие цифры репрессий, - ситуацию никак не может исправить. Разве что усугубить.
Наш великий педагог Сухомлинский указал на одну из главных черт подросткового возраста, которая сейчас и эксплуатируется мошенниками вроде Навального:

«...одно из противоречий духовного развития в годы отрочества,- с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни.»

Подростки нуждаются в помощи нас, взрослых, для того, чтобы разобраться в сложной картине мира. А такие выставки, внутренне противоречивые, могут только ещё больше запутать их. У американцев есть пословица «my country, right or wrong» - «права или не права - это моя страна». Любой патриот может и должен бороться за то, чтобы его страна стала лучше, но разрушать её - недопустимо. А тут в качестве примера предлагается личность, ничем не гнушающаяся в борьбе с собственным государством! Как это сочетается с патриотическим воспитанием, которым всё более и более озабочиваются власти? Как это совместимо с жертвенным подвигом наших предков, в ходе Великой Отечественной войны не пожалевших ничего, чтобы свою страну защитить? Как, наконец, это сочетается с призывами властей к родителям не пускать своих детей на незаконные антигосударственные акции? Ведь ясно, что в тот момент, когда акции уже готовятся, предпринимать что-либо уже поздно. Майдан, прежде чем начаться на улице, начинается в головах. И самое страшное - когда он начинается в головах наших детей. И тогда предпринимать что-то, например, путём запретов - уже поздно!

Я, как отец троих детей, двое из которых учатся в школе неподалёку от библиотеки, в которой проходит выставка, считаю совершенно недопустимым проведение детских экскурсий на выставке «Жить не по лжи» и призываю всех - не только библиотекарей, но и родителей, и педагогов - этого не допустить.

Владимир Васильев.

дети, Щёлково, школа, библиотека, молодёжь, жить не по лжи, Солженицын

Previous post Next post
Up