- Кросс-пост заметки, опубликованной также и в моем ЖЖ -
В двух предыдущих заметках - «Веретено Судьбы» и «Богиня и Бог» - мы коснулись темы Цивилизации Пеласгов - древнейшей цивилизации Юго-Восточной Европы.
Отметим два важных момента из этих заметок:
- Пеласги были первой цивилизацией Балкан
- Эллины - пришельцы, появившиеся на Балканах значительно позже пеласгов и постепенно вытеснившие их с территории Греции
И хотя оба приведенных выше положения не вызывают у историков никаких сомнений, обоим уделяют крайне мало места в учебниках истории.
Алекс Грин
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПРЕТНЫХ ТАЙН
БЕЗ ВОЙНЫ И БЕЗ МЕССИИ
1. Ящик Пандоры. Презентация
Кому-то может показаться, что все дело тут просто в том, что о пеласгах мало что известно. Но это совсем не так.
О пеласгах известно очень много - просто очень немногим…
Так почему же эти немногие не страдают излишней разговорчивостью?
Причина крайне серьезна. Цивилизация Пеласгов - самая неудобная из всех цивилизаций, известных на сегодняшний день.
Я бы назвал ее «Цивилизация Запретных Тайн».
Память о пеласгах - это настоящий Ящик Пандоры. Открыть его - значит подорвать все основы современной культуры и современной цивилизации.
НО ЕСЛИ ПРАВДА СПОСОБНА УНИЧТОЖИТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ - СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
2. Древняя Европа
«… Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе
неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В
соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации так
называемый Плодородный Полумесяц (равнины, протянувшиеся от Персии до
Сирии), Древняя Европа долгое время считалась лишь культурным болотом, в
котором, расцвели ненадолго минойская и греческая цивилизации, да и то лишь
под влиянием Востока. Сейчас, однако, проявляется совершенно иная картина.
"Мы вводим новое определение "цивилизация Древней Европы" для
обозначения совокупности свойств и достижений различных культурных групп
юго-восточной Европы в период неолита-энеолита", - пишет археолог
Калифорнийского университета Мария Гимбутас в своей книге "Богини и боги
Древней Европы". В этой поистине революционной работе автор систематизирует
и анализирует сотни археологических находок, сделанных на территории от
Эгейского и Адриатического морей (включая острова), до Чехословакии, Польши
и Западной Украины.
Хозяйство обитателей юго-восточной Европы семь тысяч лет назад отнюдь
не было примитивным. "На протяжении двух тысячелетий аграрной стабильности
их материальное благосостояние постоянно росло благодаря эффективной
эксплуатации плодородных речных равнин, - говорит М. Гимбутас. - Выращивались: пшеница, ячмень, вика, горох и другие бобовые, разводились все домашние животные, существующие сейчас на Балканах, кроме лошадей. Были хорошо развиты: гончарная техника, резьба по камню и кости, и к 5500-м гг. до н. э. в восточной Европе началась обработка меди. Торговые связи, по всей
вероятности, прекрасно стимулировали культурное развитие... Рисунки,
выгравированные на керамике, доказывают использование лодок, начиная с
шестого тысячелетия".
Приблизительно между 7000 и 3500 гг. до н. э. у древних европейцев
развилась сложная социальная структура, включавшая ремесленную
специализацию. Сложились институты религии и управления. Для производства
инструментов и украшений использовались медь и золото…»
(Риан Айслер «Чаша и Клинок»)
Выводы Марии Гимбутас и Риан Айслер сделаны на основании огромного количества материалов. Эти материалы накапливались и изучались археологами на протяжении многих лет. Но чем лучше их изучали, тем меньше предпочитали говорить.
На первых этапах догма приоритета цивилизаций Ближнего Востока считалась непререкаемой. Все находки, свидетельствующие о высоком уровне «культуры Винча» (такое название получила у археологов древнейшая культура Юго-Восточной Европы) объяснялись заимствованиями и влиянием более древних ближневосточных очагов цивилизации. Исходя из этого определяли и их приблизительную дату создания. Во многом, достаточно произвольную.
Но применение новых методов датировок с испоьзованием последних достижений в физике и геологии обнаружило странную тенденцию: образцы культуры Винча значительно постарели, тогда как целый ряд ближневосточных находок основательно помолодел.
А находящийся на Западе Малой Азии Чатал-Гуюк, тесно связанный с балканской культурой Винча и вовсе оказался древнейшим в мире городом.
Возможно, если бы все сводилось только к датам, ситуацию бы отрегулировали достаточно быстро. Ну, вписали бы перед Древним Египтом и шумерами древнейшие цивилизации Малой Азии и Балкан - и дело с концом!
Древней цивилизацией больше, древней цивилизацией меньше - кому какая сегодня разница?!
Проблема, однако, заключалась в том, что в Малой и Азии и на Балканах археологи столкнулись с жутко НЕПРАВИЛЬНОЙ цивилизацией…
3. Тысячелетия мира
Эта неправильность проявляется уже при первом знакомстве с поселениями культуры Винча. Несмотря на их высокий материальный уровень эти поселения не запирались крепостными стенами, даже заборы внутри поселений чаще всего отсутствовали.
И эта ситуация сохранялась веками. А как же воры, грабители, завоеватели, в конце концов?
«Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские
племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью
даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и
удивительны оказались добытые ' лопатой археолога доказательства того, что
древнеевропейское общество имело по существу мирный характер.
"Древние европейцы никогда не пытались жить в неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее индоевропейцы, которые сооружали на
холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы
предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными
пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит о мирном характере большинства этих творческих народов".
(Риан Айслер «Чаша и Клинок»)
4. Равенство полов
«Более того, здесь, как и в Чатал-Хююке и Хаджи-ларе, где не наблюдалось
никаких следов военных разрушений более чем за 5 тысяч лет, археологические
свидетельства указывают, что мужское господство на было нормой.
"Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над
другим,- пишет Гимбутас. - На кладбище Винчи, насчитывающем 53 могилы,
мужские и женские захоронения практически не отличаются по богатству
убранства... С точки зрения положения женщины свидетельства Винчи указывают
на равноправное и явно непатриархальное общество. То же можно сказать и о
Варне: я не вижу никакой субординации, присущей патриархальной
мужской-женской шкале ценностей". Гимбутас подчеркивает то, что многие
стараются не замечать: в этих обществах нет неравенства полов, которое лежит
"в природе человека".
"Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил
практически на всех известных кладбищах древней Европы", - пишет Гимбутас…»
(Риан Айслер «Чаша и Клинок»)
5. Искусство «неолита»
Слово «неолит» я беру в кавычки. Официально, на территории Древней Европы еще царил Каменный век, отсюда и «лит» - «камень» на древнегреческом.
Это был очень своеобразный Каменный век - с городами и хорошо оборудованными поселениями, с развитой металлургией и письменностью, с тысячелетиями непрерывной культурной преемственности.
Правда, без больших захватнических войн и централизованной государственной бюрократии - дикари - одним словом…
«… Самое интересное в неолитическом искусстве - это то, чего в нем нет.
Ибо то, что люди не изображают в своем искусстве, может рассказать о них так
же много, как и то, что изображено.
В отличие от позднего искусства, в неолитическом характерно отсутствует
воспевание мощи оружия, жестокости и грубой силы. Здесь нет ни "благородных
воителей", ни батальных сцен. Нет здесь и "доблестных завоевателей",
волокущих за собой закованных в цепи пленников, ни других свидетельств
рабства.
В неолитических обществах с культом Богини характерно отсутствуют и
роскошные могилы "полководцев". И - примечательное отличие от более поздних
цивилизаций с мужским господством, как, например, в Египте, - нет никаких
признаков могущественных правителей, которые забирают с собой в загробную
жизнь менее могущественных соплеменников, приносимых им в жертву.
Не находим мы, опять же в отличие от позднейших обществ, и больших
складов оружия или любых других признаков интенсивного применения
материальной техники и природных ресурсов для вооружения. Предположение о
том, что это была миролюбивая эра, подтверждается еще одним важным фактом -
отсутствием 'военных укреплений. Они появляются со временем, очевидно, как
защита от постоянных набегов воинственных кочевых племен с окраин, о которых
мы поговорим позднее.
В искусстве неолита ни Богиня, ни ее сын-супруг не наделены эмблемами,
которые мы привыкли связывать с силой, - мечами, копьями или молниями -
символами земного властелина и/или божества, который завоевывает власть,
убивая и калеча. Более того, в искусстве этого периода чудесным образом нет
типов правитель-подданный, хозяин-слуга, характерных для позднейших обществ.
А вот зато находим мы здесь - в храмах и домах, в настенных росписях, в
декоративных мотивах на вазах и в глиняной скульптуре богатое разнообразие
природных символов. Связанные с культом Богини, они свидетельствуют о
благоговейном страхе и трепете перед красотой и тайной жизни.
Это и животворящие стихии - вода и солнце, например, геометрический
орнамент в виде волнистой линии, так называемый меандр (символ текущей
воды), вырезанный на алтаре в Венгрии в пятом тысячелетии до н. э. Это и
гигантские каменные головы быков с огромными загнутыми рогами, изображенные на стенах храма Чатал-Хююка, терракотовые ежи из южной Румынии, ритуальные вазы в виде самок животных из Болгарии, яйцеобразные каменные фигурки с рыбьими головами и культовые вазы в виде птиц.
Это змеи и бабочки (символ превращений), которые ив исторические
времена все еще связывались с силой перерождения Богини, как на оттиске
печати из Закроса (восточный Крит), изображающем Богиню с крыльями бабочки.
Даже более поздний критский двойной топор, напоминающий мотыгу, был
стилизацией бабочки. Как и змея, которая сбрасывает кожу и "рождается
заново", бабочка была одним из воплощений Богини и в то же время - символом
ее возрождения. И везде - стенопись, статуи, ритуальные фигурки -
изображения Богини. Мы находим ее в образах Девы, Прародительницы или
Создательницы; она - Владычица вод, птиц и подземного мира, или просто
божественная Мать, укачивающая на руках божественное Дитя.
Некоторые изображения удивительно реалистичны, как, например,
скользящая змея на блюде, найденном на кладбище начала пятого тысячелетия до
н. э. в Словакии. Другие настолько стилизованы, что выглядят абстрактнее
самого модернистского нашего искусства. Такова большая стилизованная
священная ваза или чаша в форме сидящей на троне Богини с идеограммами из
Тиссы (юго-восточная Венгрия) или Богиня с колонноподобной годовой и
сложенными руками из Румынии (ок. 5000 г. до н. э.); или мраморная фигура
Богини из Тель-Азмака (Болгария) со схематически изображенными руками и
акцентированным лобковым треугольником (ок. 6000 г. до н. э.). Третьи
прекрасны, как например терракотовая консоль с женской грудью, напоминающая
классическую греческую статую крылатой Ники. Четвертые, такие, как кресты,
вырезанные на месте пупка или около грудей Богини, рождают вопросы о древнем
значении некоторых наших собственных важнейших символов…»
(Риан Айслер «Чаша и Клинок»)
6. Древнеший анархо-коммунизм
В Цивилизации Великой Богини не было также и вопиющего социального неравенства. Это хорошо видно на примере ее древнейшего города - Чатал-Гуюка. Несмотря на более чем высокий материальный уровень его жителей, которым хорошо известны были даже ювелирные украшения и косметика, в городе нет ни дворцов, ни лачуг.
«… Раскопки Чатал-Хююка, где археологи поставили своей задачей
систематическую реконструкцию жизни города, позволили Меллаарту сделать
вывод о том, что хотя различные размеры зданий, атрибуты захоронений
предполагают некоторое социальное неравенство, "оно никогда не было
вопиющим". Дома по большей части имеют стандартную квадратную планировку и занимают площадь около 25 кв. м. Даже святилище в плане почти не отличаются
от жилищ, не превосходя их и по размерам. Они в большом количестве
разбросаны среди домов - еще одно свидетельство того, что общественное
устройство, религия основывались на принципах общинности, а не
централизации, иерархии.
К тем же выводам приводит анализ Чатал-хююкских погребальных обрядов. В
отличие от более поздних могил индоевропейских вождей, ясно
свидетельствующих о пирамидальной общественной структуре, на вершине которой стоял грозный правитель, захоронения Чатал-Хююка не указывают на разительное общественное неравенство…»
(Риан Айслер «Чаша и Клинок»)
Такое же общественное устройство характерно было и для пеласгов Балкан. Общины, не знавшие ни сверхбогатых, ни сверхбедных.
Причем, это социальное равенство не приводило к техническому застою. А интенсивная техническая деятельность не сопровождалась экологическими катастрофами.
7. Великий Обман
Сегодня часто можно услышать, что войны и социальное неравенство «естественны для природы человека». Но это - Великий Обман.
Нам говорят, что мир без войн и несправедливости - это замечательная мечта, дело далекого будущего. И что мир принесет замечательный парень по имени Мессия.
Но Цивилизация, жившая по совершенно иным принципам, уже была в далеком прошлом. И она просуществовала, как минимум, пять тысяч лет. Просуществовала в мире, без войн и бедности, не дожидаясь прихода Мессии.
Ни одна из цивилизаций, построенных на социальном неравенстве и войнах, и близко не смогла подойти к подобным срокам. Все они обречены на исторически короткую жизнь.
Их бурный рост, как результат экономического и военного ограбления менее жадных и агрессивных народов закономерно сменяется такой же бурной деградацией и распадом.
Такова Истина, которая крайне неудобна Великим Обманщикам, и которую они изо всех сил стараются скрыть.
Но их время уже выходит, глобальная Цивилизация Лжи приближается к своему величайшему краху.
А бесценный опыт, накопленный Цивилизацией Пеласгов, история которой скрыта во тьме веков, еще окажет огромную помощь в возрождении Иного Человечества и Иной Культуры…
(с) Алекс Грин, 2010