Гибель французского флота

Nov 27, 2012 23:01



70 лет назад, 27 ноября 1942 года под угрозой захвата нацистами остатков своего флота, французы затопили его в гавани Тулона. У нас примерно тоже самое и тоже перед угрозой захвата флота немцами происходило в 1918 году, когда в районе Новороссийска топили остатки Черноморского флота. Впрочем немцы тоже вскоре узнало каково это, когда топили свой Флот Открытого Моря в Скапа-Флоу.



Всего французы утопили более 70 кораблей, включая три линкора, 7 крейсеров, 30 эсминцев и миноносцев, 15 подводных лодок.



Гавань Тулона после освобождения его союзниками. Видны остатки портовых построек и корпуса полузатопленных кораблей. Снято 30 августа 1944 года.



Тулон, Франция, во время затопления французского флота 27 ноября 1942 года до немецкой оккупации.Корабли слева направо Chamois, L'Impetueuse, La Curieuse, Dedaigneuse, Yser, и вспомогательный минный тральщик Roche Bleue. Большинство судов были спасены и служили немцам или итальянцам.



Носитель гидросамолетов Commandant Teste во время затопления 27 ноября 1942 года. Поднят только в 1946 году и по назначению уже не использовался.



Военно-морская верфь в Тулоне после затопления французского флота.
Корабли в переднем плане (слева направо): Tartu, Cassard и L'Indomptable. (Затонул, но вертикально), Vautour (полностью затонул) Aigle (опрокидывание). В далеком расстоянии частично демонтирован OBB Condorcet. Обратите внимание, оружие на пляже. Снято в конце 1944 года.



Эсминец Tartu после затопления. Фото сделано в декабре 1942.



Легкий крейсер Marseillaise после затопления.



Корма легкого крейсера Marseillaise после затопления. На заднем плане видны трубы и надстройки тяжелого крейсера Algerie



Остатки линкора "Дюнкерк". Поврежденный англичанами во время операции "Катапульта", он окончил свои дни в гавани Тулона.



Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.



На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".



Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.



Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.



Останки тяжелого крейсера "Алжир"



Тяжелый крейсер "Кольбер".



Полузатопленный крейсер "Марсельез".



Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
- линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» - затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
- тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» - затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
- тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» - был взорван, горел 20 дней.
- лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» - кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.



Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.



Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"

Фотографии как обычно из сообщества Naval History & Heritage Command http://www.facebook.com/navalhistory 
Плюс из альбома "ВМС Франции" http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/471586/?page=1#preview

Французам в этой войне с флотом катастрофически не повезло - часть уничтожили или захватили бывшие союзники после капитуляции, а другую часть 4-5 флота мира, пришлось уничтожить собственными руками. Что интересно, в отличие от Орана 1940 года, где французы оказали сопротивление англичанам, в Тулоне в основном молча топили.



Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".



Линкор "Бретань" заваливается набок.



Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.



Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.



Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.



Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".

В общем, если что хорошо и удалось французам в эту войну, так это не давать немцам и союзникам захватывать их корабли. Большую часть потопили сами или вынудили это сделать вчерашних союзников.

В Советском Союзе на эту трагическую для Францию акцию живо ответил Илья Эренбург.

Ответ Франции

Мир не слышал голоса Франции: немцы зажали ей рот. Они сожгли французские города. Они вытоптали французские виноградники. Они ограбили французские музеи. Мир спрашивал: что думает Франция? Но у французов не было оружия, а немецкие тюремщики зорко сторожили ворота порабощенной страны.
Сегодня ночью Франция сказала свое слово: взрывы в Тулоне потрясли мир.
Что оставалось у Франции? Только флот. Еще недавно военные корабли были славой и гордостью Франции. Когда настали черные дни позора, эти корабли остались как последнее утешение. Они стояли грозные и бессильные: они тоже были узниками, их стерегли немцы.
Почему немцы, захватив Францию, оставили незанятым один Тулон? Они боялись неподвижных, скованных кораблей: в них жила душа побежденной, но непобедимой Франции. Немцы хотели взять корабли живыми. Обманом они взяли французскую армию. Обманом они надеялись взять и французский флот. Они уговаривали моряков. Они позволили французскому флагу развеваться над Тулоном. Они ждали, что корабли им отдадутся. Но корабли - это была Франция: все, что оставалось от французской земли и от французской свободы.
Немцы напали исподтишка. Ночью они ворвались в Тулон. Бомбардировщики повисли над гаванью, ракетами освещая корабли. Автоматчики взбирались в окна домов. К докам неслись немецкие танки. Боясь защитников кораблей, немцы сразу начали бомбить береговые батареи. Тогда раздался оглушительный взрыв: команда линкора «Страсбург» первая взорвала корабль, лучший корабль французского флота.
Страсбург - это имя говорит о горе и гордости Франции. Полтораста лет тому назад в Страсбурге юный офицер республиканской армии написал бессмертную «Марсельезу». Теперь Страсбург «присоединен» к Германии. Город бесстрашного Клебера стал германским острогом. Сегодня ночью немцы захотели завладеть и другим «Страсбургом» - кораблем. На мостике стоял командир, он погиб вместе с кораблем. Это было сигналом. Один за другим опускались в черные воды ночи линкоры, крейсеры, эсминцы. Франция в 1940 году, обманутая и преданная, показала миру свою неукротимую душу. Некоторые корабли пытались выйти из порта, чтобы примкнуть к союзникам. Они вели бой с бомбардировщиками. Они взрывались на минах. Но ни один корабль не сдался. Ни один.
Сегодня ночью затонули не только французские корабли. Сегодня ночью затонула идея «Новой Европы» Гитлера. Два года немцы говорили миру о своем сотрудничестве с Виши. Два года они уверяли, что помирились с французским народом. Они повторяли: «Франция с нами». Франция ответила: лучше на дно моря, чем к Гитлеру, лучше смерть, чем бесчестье!
Матросы взорвали линкор «Дюнкерк». В 1940 году у города Дюнкерк Франция пережила беспримерную трагедию. Сегодня ночью корабль «Дюнкерк» одержал над немцами подлинную победу: он погиб на боевом посту. Народы, которые сражаются за свободу, услышали последний салют тонущих кораблей. Сегодня ночью вся Франция вступила в боевые ряды союзников. Взрывы в Тулоне услышат солдаты генерала де Голля, и они поклянутся отомстить немцам за мертвые корабли. Взрывы в Тулоне услышат союзники, и, потрясенные величием Франции, они ответят на гибель французского флота новыми победами. Взрывы в Тулоне дойдут до героев Сталинграда, которые уничтожают палачей Франции, и герои Сталинграда в дыму боя воскликнут: «Слава морякам Тулона! Слава свободе! Смерть немцам!»

http://militera.lib.ru/prose/russian/erenburg_ig3/115.html - цинк

В одном Эренбург был точно прав. Гибель францзуского флота в Тулоне показала, что у растоптанной и униженной Франции, переживавшей ничтожество Виши, еще остались крупицы гордости, которая не позволила им сдать флот немцам.

1942, флот, 1940, фотографии, операция "Катапульта", Тулон, вторая мировая война, война на море, Оран, Франция

Previous post Next post
Up