colonelcassad.livejournal.com/189135.html - первая часть
Народ лютует, тут даже враги народа не выдержали, "фронтовику" бьют морду. У меня к этому моменту уже отчетливо создалось представление, что галлюцинации в танке ему привиделись, а это скорее какой-то "тыловик-диссидент" типа Солженицына. Сожительница запирается в вагоне Густава. Пока идет драка и мордобой, топчут людей, носятся животные, попутно сжигают женскую баню из которой на мороз выбегают голые бабы. Апокалипсис тоталитарного режима.
Вообще, происходящее, просто вопиет к тому факту, насколько были необходимы лагеря строгого режима, ибо то что происходит без надзора НКВД это просто нет слов.
Но тут возникает надежда, что порядок после всех творящихся бесчинств все же наведут. На еще одном убер-тоталитарном паровозе, приезжает Фишман, в исполнении Гармаша сразу видит сгоревшую баню и всеобщий срач, и сразу бежит к местному стукачу-шпиону-сексоту в исполнении Баширова, тот с ним делится подробностями отсутствия надзора со стороны НКВД над поселением.
В полном соответствии со своими служебными обязанностями (хотя решительно непонятно, почему он приехал один - тут нужен был хотя бы один расстрельный взвод или даже два),он выстраивает местное население и толкает правильную речь в стиле, "что ж вы мрази то такие, вас пожалели, в лагеря ГУЛАГа не запихнули, более-менее с вами обходятся, а вы вон чего творите". Народ молчит, понимают, что крепко нагадили. Прочитав нотацию врагам народа, Фишман идет чинить расправу над немецкой подстилкой "фронтовика", той самой которая занималась антисоветской агитацией в масштабах поселения и попутно постреливала из ружья в местных жителей.
Поскольку та заперлась в вагоне, Фишман начинает по вагону стрелять. Народ, который еще вчера яростно пытался отметелить "фронтовика с его сукой", начинает роптать, сожительница одного их поселенцев бежит к вагону и начинает чинить препятствие НКВД, Фишман ее разумеется кончает. Тут "враги народа" совсем уже позабыли где-находится, и с криками "убили", начинают обступать НКВД-шника. Тот не особо обращая внимание, на "врагов народа", садится в паровоз с вагонов, где сидит немецкая подстилка и уезжает в тоталитарное ничего. Но не тут то было. Осмелевшие "враги народа", садятся в паровоз с распятым медведем, обступают его и свободно смотря вперед бросаются в погоню за тоталитарным извергом. Но им конечно не догнать черного монстра, это может сделать только "фронтовик", который на своем паровозе бросается в погоню в лучших традициях ЖД-рэйсинга.
Само собой, по уже установившейся традиции, герой гонит по встречке и догоняет Фишмана (паровоз с "врагами народа" и распятым медведем безнадежно отстал), после чего высунувшись из окна начинает с ним беседовать.
И тут интрига (единственная в фильме), Фишман он на самом деле не Фишман, а аббревиатура на боку паровоза, по которой и кличут НКВД-шника. Как его зовут на самом деле, я не понял. Ну и ладно. Майор тщетно пытается воззвать к совести "фронтовика", корит - зачем ты паровоз немецким именем обозвал, вражина...А тот все отшучивается, продолжает троллить окружающих в лучших традициях.
В общем, в лучших традициях молодежного кино, "фронтовик" берет "кровавого палача" на слабо в стиле "давай забъёмся - я ставлю на то, что зайцу пипец (с)Snatch". После таких дел, неадекватность действий главного героя передается и НКВД-шнику, который позабыв о своих прямых обязанностях устраивает с "фронтовиком" гонки на паровозах (что позиционировалось как главная фишка фильма).
С одной стороны большой черный тоталитарный паровоз с черным дымом и НКВД-шником внутри. С другой стороны - паровоз поменьше с надписью Густав на немецком и "фронтовиком" внутри, дым белый. Надеюсь понятно, кто тут хороший? Это же целое полотно противостояние свободы и демократии варварским оковам сталинских вертухаев и палачей. Итоговая победа в гонке (сама гонка исключительно уныла и заканчивается тем, что на каком-то переезде паровоз НКВД упирается в зад паровоза Свободы - из эпизодов улыбнул момент, когда сексот попытался остановить паровоз Свободы дрезиной, чиня так сказать препятствия наступлению свободы и демократии) как бы символизирует победу "добра" над "тысячелетней тьмой". Так же можно порадоваться за Вильгельма Густлоффа. Который хоть на больших экранах страны отомстил проклятых жидобольшевикам, символизируя тем самым правоту папаши Мюллера.
Собственно, это и есть "паровоз свободы" - со всем ее содержимым в понимании Учителя - бабами, жопами, распятыми медведями, врагами народа, немцами, ворами и беспредельщиками. Победа как показывают недавние события, получилась весьма наглядной своей убедительностью - всего, что вез в "паровозе свободы" главный герой оказалось у нас в избытке. Но проиграв "историческую гонку", НКВД-шник не сдается и начинает от отчаяния стрелять по "свободе". Но увидев поставленным "фронтовиком" рекорд скорости на встречке, впадает в транс, чем "фронтовик" и пользуется, заряжая хронометром по лощенной роже сталинского вертухая. После чего, тот впадает в амнезию. Тут как раз на место финальной битвы "добра" со "злом" приезжает паровоз с "врагами народа" и распятым мишкой. Они разумеется, совсем страх потеряли, хотят замочить сталинского сатрапа, глумятся всячески над ним, как бы демонстрирую избавление народа от страха перед тоталитарным режимом.
НКВД-шник в полном неадеквате, садится на неведомо откуда взявшийся велосипед с характерным звонком и пытается уехать в тайгу обратно в лагерь, бредя что ему надо к дочке. Мужик у которого он кончил сожительницу хочет его замочить, но его вовремя останавливают, мол "дочку то у него еще в 1943 году убило". И "враг народа" сразу все осознавший передумал мстить и убивать, как бы символизируя, что все эти сталинские вертухаи и палачи, запутавшиеся люди, которые просто не понимают, всей ценности свободы и демократии.
Чем заканчивается история этого поселение не сообщается. Но как представляется, финальным кадром должна была быть поднимающаяся вверх камера, показывающая, как со всех сторон в сторону поселения летят машины с палачами НКВД (на одной из них везут камнедробилку), а по железной дороге густо чадя черным дымом неумолимо надвигается огромный черный паровоз с портретом Сталина, как бы символизируя, что в то время, заря свободы еще не настала.
Вот так должен был бы закончится "Край".
Вообще же, под всю историю, лучше всего подходит куплет из песни Харчикова "Антилюди".
Мы всех паразитов достанем,
И ясно поймет каждый гад,
Сколь добрым когда то был Сталин,
И в этом лишь был виноват.
Кончается у Учителя все куда как прозаичней, главный герой на дрезине вместе со своей немецкой подстилкой и ребенком, уезжает в заснеженное ничего, попутно вещая закадровым голосом, как они обманули советскую власть, справили поддельные документы, всячески скрывая немецкое происхождение своей сожительницы и радуясь, как им ловко удалось провести это "генетическое отребье". Камера несется над заснеженной тайгой. Занавес.
Перед выводами, кратко по тех.параметрам фильма.
Видеоряд исключительно уныл и навевает скуку, стандартный набор визуальных штампов советского интеллигента об ужасах ГУЛАГа. Музыка аналогичного содержания. Адский звук паровозов, который пытались завлечь зрителя - в экранку разумеется не попал, но я если честно не слишком огорчен. Экшн-моменты (если их можно так назвать) - удручающие...
Собственно, по итогам.
Режиссер Учитель, основательно так присел и опорожнился на наше недавние прошлое, мало того, что вывел воина-победителя конченной мразью и врагом народа, так еще и показал как это у наших творцов водится совершенно невменяемую картину происходящего в "ГУЛАГе".
Общий посыл победы "немцев" над "НКВД" вполне четко прослеживается и наглядно отражает текущий тренд современной российской культурной элиты на оправдание и обеление разного рода "борцов с большевизмом", с попутным очернением всего и все, что этому режиму пыталось служить.
Сценарно, фильм очень слаб, мотивация персонажей явно неадекватная, представления о работе органов НКВД авторы фильма по всей видимости и близко не имеют, ничем иным происходящее объяснить невозможно.
На первое место по части помоев на Великую Отечественную данный "шедевр" конечно не тянет, тут прочно обосновался Михалков, но по ряду параметров Учитель дотянул до метра, а в случае с ЖД-рэйсингом и голой жопой даже превзошел мастера.
Я считаю, что уже за это надо неприменно дать "Оскара", да еще и Золотую пальмовую ветвь. И еще обязательно, "Серебряного медведя" в знак памяти о о съеденном и распятом медведе, который наконец заплатил за свою кровавую роль в "Царе".
PS. Собственно, смотреть в кинотеатре или покупать на диске - крайне не рекомендую, не стоит поддерживать "это" рублем. А то он еще подумает, что кому то понравилось и продолжит снимать. Пока что на данный момент фильм оглушительно проваливается в прокате
www.rus-obr.ru/days/8082, оставаясь непонятым зрителями, но я считаю, что Алексей Учитель должен быть выше "генетического отребья" не понимающего высокой культуры и неприменно снять что-то еще о Великой Отечественной, где он продолжит разоблачать преступную сущность нашего прошлого. Поклонники Солженицына, Сахарова, Сванидзе и Ксении Собчак неприменно будут довольны, живо на просмотр.