А не лежат ли ответы на поверхности?homoinsiderOctober 17 2012, 23:26:55 UTC
Мне кажется что автор в целом написал о том. что Маркс - материалист, а Гегель - идеалист. Ну так это "противоречие" мягко говоря заложено самим Марксом. Он же и говорил что "ставит диалектику Гегеля с головы на ноги". То есть - что тут нового?
Коммунист - может быть идеалистом?homoinsiderOctober 17 2012, 23:38:21 UTC
встречный вопрос к Арсену: судя по фразе "Ситуация кажется тупиковой если не обратится в поисках ответа к Гегелю." Вы - стоите на позициях объективного идеализма, то есть вы гегельянец? Это просто вопрос, без подтекста. Просто разбираюсь сам.
Re: Коммунист - может быть идеалистом?cognitarioOctober 18 2012, 09:00:54 UTC
Нет, я не Гегельянец, но ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм отвечает на поставленный мною практический историософский вопрос в отличие от Марксистского материалистического метода.
Фейербах, отвечая критикам Гегеля, определенно пишет, что предметом исследования Гегеля является Абсолютное Бесконечное (не буду сейчас искать точную цитату). Однако, Фейербах откатывается на позиции где Фихте, а где - Шеллинга. Он видит в методе Гегеля то же, что и более поздние исследователи - напряженную могучую интуицию, извращенное Либидо и Бог знает еще что. Но не видит логики, не видит метода мышления в бесконечных понятиях. И Маркс, следом, также мыслит не методически, а эвристически интуитивно. Так, как это выглядит по форме метода, а не по его существу. Ленин, после начала первой мировой (уже 5-й десяток человеку, позади "Материализм и эмпириокритицизм") впервые, можно сказать, садится за Гегеля. Но не прорубается. Ощущает какую-то скрытую истину через прибавления и примечания, но основной теоретический текст сопровождает репликами, свидетельствующими, что он Гегеля НЕ ПОНИМАЕТ: "Сугубо тёмно", "Гегельянщина" и т.п. И заканчивает свое исслелование "философским завещанием": необходимо понять материю как субстанцию, т.е.
( ... )
И Гегель и Маркс на мой взгляд совершают одну и ту же ошибку, просто с разных противоположных позиций. Они оба "по человечески" рассматривают Первоначало. Гегель его видит в виде Абсолютного Разума ( в подобии человеческого ), а Маркс относится к Бытию, как к нечто не содержащее Сознание( он наделяет его только человека
( ... )
"Если материя содержит в себе противоречия и способность их преодолевать, обуславливая развитие, то значит ли это, что с точки зрения диалектического материализма история человечества всегда движется по пути развития?? Если это так, то к чему надрываться и прилагать усилия по выстраиванию идеологической составляющей как надстройки, если развитие материальной составляющей как базиса есть процесс объективный от человеческого сознания не зависящий."
К тому, что человеческое сознание само является частью этого процесса. Человек не является сторонним наблюдателем, он ро факту своего существования включен в процесс всемирного развития. И его деятельность (или бездеятельность), соответственно, приближает (или удаляет) переход на следующий исторический этап.
Comments 28
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Если это так, то к чему надрываться и прилагать усилия по выстраиванию идеологической составляющей как надстройки, если развитие материальной составляющей как базиса есть процесс объективный от человеческого сознания не зависящий."
К тому, что человеческое сознание само является частью этого процесса. Человек не является сторонним наблюдателем, он ро факту своего существования включен в процесс всемирного развития. И его деятельность (или бездеятельность), соответственно, приближает (или удаляет) переход на следующий исторический этап.
Reply
Leave a comment