теория конотопа: византийский контекст

Mar 22, 2009 17:50

В продолжение постов
http://coepulonus.livejournal.com/1150.html
http://coepulonus.livejournal.com/857.html

Конотоп затрагивает несколько тем, связанных с византийской традицией - исон (голос, исон III), хирономия, поздневизантийская нотация, исон - «основной тон». Естественно было бы полагать, что он охарактеризует современное состояние науки по ( Read more... )

троестрочие, исон, конотоп

Leave a comment

Comments 14

kir_posternak September 3 2010, 12:53:57 UTC
Большое спасибо за очень интересный и содержательный разбор! Скажите, пожалуйста, насколько на Ваш взгляд обоснованы теории, отвергающие существование исона до XV-XVI в.? И о чём говорится в приведённой вами цитате из Мартина Крузиуса? Я встречал её уже в нескольких местах, но никто так и не удосужился перевести её. Существуют ли какие-нибудь ещё публикации византийского многоголосия, кроме работ Адамиса и Кономоса? На них только ленивый не ссылается, но ведь за 30 лет должно было появиться что-то новое!

Reply

coepulonus September 3 2010, 18:48:40 UTC
мой совсем не блестящий латинский выдает такое ( ... )

Reply

kir_posternak September 4 2010, 14:46:35 UTC
Есть такая работа албанского исследователя Эно Кочи: http://www.leeds.ac.uk/music/eno_koco/flash/Vocal_Ison.swf В ней имеется небольшой обзор по исону, он цитирует того же Кономоса, Велимировича, других авторов, обосновывая точку зрения, что искать исон ранее XV века не имеет смысла. Среди прочего он описывает практику пения некоторых православных общин в Италии, якобы сохранивших дотурецкую традицию пения, и не использующих исон. Правда, выводы он делает весьма смелые - якобы исон проник в византийское пение из народной балканской музыки.

То, что исон известен с древнейших времён по всему Средиземноморью - бесспорно. Но это касается первую очередь ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ музыки. Вопрос в том, существовал ли исон в вокальной музыке без сопровождения? Например, исон не употребляется русской вокальной музыке как минимум с середины XVII в., хотя такой инструмент, как волынка, в России был хорошо известен.

Reply

coepulonus September 4 2010, 17:06:05 UTC
я прочитал эту статью по диагонали. в общем, любопытно. в подобного рода исследованиях и можно приблизиться к решению проблемы о времени возникновения исона в греческом пении. все-таки кочо рассматривает лишь один угол проблемы, почему с выводами его нужно обращаться осторожно. да и метод исследования в виде цитат авторитетов - не очень помогает. у авторитетов были свои задачи и свои предвзятости. принимать на веру, что исон возник в определенного типа напевах, которые также поздние, - тоже не обязательно. тут требуется исследование, демонстрирующее это. в таком виде нашу мысль хотят направить в определенном направлении, заменяя установленние факта взаимосвязи постулированием сосуществования каких-то явлений в одно время. а сам анализ музыкального окружения, фольклорных и иных традиций - очень перспективный путь ( ... )

Reply


Leave a comment

Up