Адам и Ева

May 03, 2009 20:21

В монументальных панелях "Адам" и "Ева" гентского алтаря внимание Линды Зейдель привлекли две детали: цвет кожи на руках Адама и черная полоса на животе Евы. Исследовательница видит в этом отсылку к третьей главе книги Бытия.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение ( Read more... )

братья Лимбурги, искусство, Ченнино Ченнини, Ян Ван Эйк, Хуберт Ван Эйк, пятнадцатый век

Leave a comment

Comments 91

catch_life May 3 2009, 18:30:22 UTC
Спасибо большое :)
Они великие, я видела их однажды и скоро вернусь снова. Не подумала конечно, что Ева беременна, хотя ее грушевидная фигура действительно ведь такой кажется.

Reply

clement May 3 2009, 20:13:06 UTC
Спасибо за интерес!

Reply


jajouka May 3 2009, 19:03:50 UTC
Один момент. Лично у меня вот такая полоса на животе появилась задолго до беременности. Наверное, где-то в подростковом возрасте. Вот как.
Кстати, многие дамы считают, что такая отметина - знак, что родится мальчик.

Reply

clement May 3 2009, 20:11:54 UTC
Большое спасибо за это дополнение! Я положился на знания самой исследовательницы, а они оказались неполны.

Reply

shkrobius May 3 2009, 21:47:17 UTC
This stretching belly groove does not look like linea nigra. I doubt that van Eyck's Eve is a pregnant nude in the first place: that's scandal. Swallen belly look was the fashion of the day (recall Arnolfini) and Eve is simply "dressed" pregnant to be attractive. In van der Goes' Temptation, Eve has the same look and the same groove (and so does Adam). Ditto Memling's Eve. By contrast, the earlier Masolino's and Grien's Eves are trim, and so are the nudes in Cranach's Judgment of Paris. I think the first one with a belly is ( ... )

Reply

clement May 4 2009, 07:16:24 UTC
С Евой я скорее согласен с Вами: грушевидная форма тела была вполне популярна, так что сама по себе она не слишком показательна. С судом Париса тут что-то не то, поскольку написан он был ок. 1523, т.е., примерно на сто лет позднее Евы (1423).

Reply


radvi_sasha May 3 2009, 20:49:17 UTC
Мне кажется в случае с Адамом все на много проще. У человека, позировавшего, лицо и руки более загорелые, чем остальное, обычно скрытое под одеждой, тело.

А для Евы позировала беременная. Это видно по фигуре и по овалу лица.

И гордости я не вижу. Вижу отрешенность во взгляде обоих. И немного усталость, больше в глазах Евы.

Reply

clement May 3 2009, 21:02:19 UTC
Я не уверен. Дело в том, что все-таки выбор модели (и для Ван Эйка самый факт того, что Адам был написан с модели, а не по существующему рисунку) - выбор художника. К тому же, для рассматриваемого нами периода характерна символичность каждой детали - т.е. ж-ж-ж просто так не бывает.

Reply

pezaro1_it May 4 2009, 09:06:24 UTC
да. именно. я так тоже подумала и уже собиралась написать комментарий, но сначала решила почитать реакции других.

Reply


anna_frid May 3 2009, 20:54:36 UTC
Полоса действительно характерная, но по умолчанию я бы не нашла в ней скрытого смысла. Полоса ведь исчезает не сразу после родов, так что во времена Ван Эйка могла не проходить у замужних женщин детородного возраста практически никогда. Да и форма живота может означать не только беременность, но и недавние или неоднократные роды. То есть достаточно предположить, что Ева писана с любой тогдашней (много) рожавшей женщины. Как, кстати, и Адам - с любого мужчины, много времени проводившего вне помещений, но в закрытой одежде. Просто точные портреты. "Они были такие, как мы".

Reply

clement May 3 2009, 21:11:55 UTC
Согласен с тем, что моделями могли быть почти любой мужчина и почти любая женщина. И тем не менее, почему именно эти детали были изображены? Мне сложно поверить в их случайное присутствие.

К тому же вот еще одна деталь: Пехт заметил, что жесты Адама зеркальны жестам Венеры Стыдливой, но почему? Одной рукой Адам, конечно, прикрывает гениталии, но там где Венера прикрывает второй рукой грудь, то что прикрывает, или на что показывает Адам? Для Зейдель, это The inverted gesture emphasizes that the first man’s upright, dignified stance is at variance with more familiar post-banishment images in a fundamental way.

Я не могу сказать, что эта теория представляется мне стопроцентно убедительной, но она, по крайней мере, интересна.

Reply


masquaraboz May 3 2009, 21:52:10 UTC
Символичен сам факт того, что художник не стал специально "выбелять" руки позировавшего, а отнесся к этому реалистично. Так же как и с беременностью модели. Можно трактовать это как ощущение печати греха на каждом человеке переживаемое художником ( ... )

Reply

michletistka May 4 2009, 04:01:49 UTC
Согласна на все 100%

Reply

clement May 4 2009, 07:24:53 UTC
Изобразить Адама без подобных деталей, думаю, не имело бы смысла для того общества, времени и места. Так-же как и изобразить женщину без намеков на ее фертильность...

Здесь я позволю себе не согласиться. Дело в том, что существуют изображения Адама, в которых подобного противопоставления кожи рук коже тела нет:


... )

Reply

ivry May 4 2009, 08:12:13 UTC
Змей женского полу, однако. Хотя в Библии он однозначно мужского.

Reply


Leave a comment

Up