Мастер амстердамской смерти Девы

Feb 01, 2006 23:46

Мастер амстердамской смерти Девы - северно-нидерландский художник, работавший на рубеже пятнадцатого-шестнадцатого веков. Считается, что на творчество этого художника оказало влияние фламандское искусство первой половины пятнадцатого века. Фридлендер идентифицировал художника и назвал его по хранящейся в амстердамском Рейксмузеуме картине:

Read more... )

Мастер амстердамской смерти Девы, искусство, Макс Фридлендер, сандалии, Мария ван Снелленберг, мастер с фонарём, шестнадцатый век, Дирк Борре ван Амеронген, святые, пятнадцатый век

Leave a comment

Comments 37

homyndrik February 1 2006, 23:04:47 UTC
спасибо большое, "Смерть Девы" - очень задела.
можно вопрос? не знаете, почему там один обутый человек среди остальных босых?

Reply

clement February 2 2006, 07:43:33 UTC
Большое спасибо за прекрасный вопрос. Дело в том, что апостолы практически всегда изображаются босиком ("Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте" - От Луки 10:4), и наличие сандалей здесь явно что-то значит. Осталось понять что именно - мои книги молчат, а посему я переправил Ваш вопрос музею. Посмотрим, что они ответят.

Reply

dubito_proprio April 13 2006, 20:36:59 UTC
Нашлось еще вот это - "Take no gold, nor silver, nor copper in your belts, no bag for your journey, nor two tunics, nor sandals, nor a staff; for the laborer deserves his food." (Matthew 10:9)

Reply

clement April 13 2006, 20:55:06 UTC
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

Спасибо за ссылку. С апостолом в сандалиях все становится ещё страннее.

Reply


d_vain February 1 2006, 23:16:53 UTC
Как обычно - вопросы:
Почему только не все монахи - августинцы? Если августинцы заказали картину, то почему надо изображать кого-то ещё?
Чем отличается "Взятие Девы на Небо" от Вознесения?
Что в руках у св. Петра и почему вы считаете, что это Пётр?

Reply

clement February 2 2006, 07:13:46 UTC
Сложный вопрос. Мне вот любопытно, не является ли первых монах кардиналом, или, если нет, то что такое круглое лежит у его ног...

Слово "Вознесение" более популярно, чем Взятие на Небо, но строго говоря, неприменимо в данной ситуации. Вознесение есть процесс автономный, без помощи третьих лиц. Взятие на Небо происходит с помощью оных третьих лиц, здесь - ангелов.

В сцене смерти Девы св. Пётр обычно изображается в роли священника - иногда это видно по одежде. Здесь на это указывает находящеся в руках у святого кропило. На то, что мужчина действительно св. Пётр указывает и короткая круглая бородка.

Reply


d_vain February 2 2006, 17:18:27 UTC
Я бы сказал, что у его ног лежит шляпа. Но я не уверен.

А круглая борода - это признак только Петра?

Человек в сандалиях - он же единственный с посохом. Я бы сказал, что он пришел издалека - что трудно сделать босиком.

Reply

clement February 2 2006, 18:20:44 UTC
Ну да, круглая шляпа. Вот поэтому-то мне кардиналы и мерещатся.

Среди апостолов - как правило, только Пётр.

Посох мне нескоько напомнил аттрибуты свв. Фаддея и Иакова-младшего. Возможно ли, что это один из них?

Reply

d_vain February 2 2006, 18:25:39 UTC
А эта панель исходно чёрно-белая, или это только репродукция такая?

Как-то странно мне, что апостол стоит сзади и сбоку.

Reply

clement February 2 2006, 19:43:45 UTC
1) репродукция

2) ???

Reply


gibor October 10 2006, 07:08:19 UTC
И все-таки это странно и непонятно. Ну почему апостолы, Дева Мария и прочая утварь имеют вид Нидерландов 15 века? Ведь ясно же было и художнику, и заказчикам, и зрителям, что это, мягко говоря, далеко от истины.
Почему эти средневековые одежды? Подушки? Книги? Портьеры?
Не понимаю.

Reply

clement October 10 2006, 08:28:53 UTC
Апостолы и Дева не имеют вид Нидерландов пятнадцатого-шестнадцатого веков - сравните одеяния апостолов и костюмы на двойном портрете, но отражают представления художника о том как апостолы могли выглядеть (плюс традиция изображения). Тоже самое справедливо и при изображении многих святых. К примеру, апостолы на всех известных мне изображениях периода одеты в просторные одежды, а в костюмах святых дев зачастую смешиваются элементы устаревшего -на момент создания картины- костюма и элементы вымышленные.

Reply

gibor October 10 2006, 08:48:24 UTC
====но отражают представления художника о том как апостолы могли выглядеть===
Вы хотите сказать, что художники в 15 веке, думали, что 1500 лет назад в Иудее ходили в плащах с капюшонами?
Вообще, это интересная тема. Надо поискать...
У Вас может есть еще несколько иллюстраций на библейскую тематику тех времен?
Спасибо!

Reply

clement October 10 2006, 10:23:52 UTC
Мне сложно привести конкретные примеры - большая часть моего журнала таки посвящена "иллюстрациям на библейскую тематику тех времен" - читайте, смотрите, спрашивайте. Большая часть этих записей размечена по векам.

Также учтите, что правдоподобие не являлось ключевой задачей художника, писавшего картину на религиозный сюжет. Иными словами, художникам рассматриваемого нами периода было важно не как то или иное историческое событие произошло, но как оно могло произойти, они стремились воссоздать у зрителя чувства и эмоции. Связано это с феноменом Devotio Moderna и прекрасно описано у Мербека (вечером я постараюсь найти соответствующую цитату). В каком-то смысле искусство здесь - "Jesus Christ Superstar", а не "The Passion of the Christ".

Reply


Leave a comment

Up