Мастер амстердамской смерти Девы

Feb 01, 2006 23:46

Мастер амстердамской смерти Девы - северно-нидерландский художник, работавший на рубеже пятнадцатого-шестнадцатого веков. Считается, что на творчество этого художника оказало влияние фламандское искусство первой половины пятнадцатого века. Фридлендер идентифицировал художника и назвал его по хранящейся в амстердамском Рейксмузеуме картине:

Read more... )

Мастер амстердамской смерти Девы, искусство, Макс Фридлендер, сандалии, Мария ван Снелленберг, мастер с фонарём, шестнадцатый век, Дирк Борре ван Амеронген, святые, пятнадцатый век

Leave a comment

d_vain February 2 2006, 17:18:27 UTC
Я бы сказал, что у его ног лежит шляпа. Но я не уверен.

А круглая борода - это признак только Петра?

Человек в сандалиях - он же единственный с посохом. Я бы сказал, что он пришел издалека - что трудно сделать босиком.

Reply

clement February 2 2006, 18:20:44 UTC
Ну да, круглая шляпа. Вот поэтому-то мне кардиналы и мерещатся.

Среди апостолов - как правило, только Пётр.

Посох мне нескоько напомнил аттрибуты свв. Фаддея и Иакова-младшего. Возможно ли, что это один из них?

Reply

d_vain February 2 2006, 18:25:39 UTC
А эта панель исходно чёрно-белая, или это только репродукция такая?

Как-то странно мне, что апостол стоит сзади и сбоку.

Reply

clement February 2 2006, 19:43:45 UTC
1) репродукция

2) ???

Reply

d_vain February 2 2006, 19:56:35 UTC
2). Я имел в виду если смотреть от Марии.
Ведь Фаддей и Иаков-младший - это апостолы?

Кстати, я почему-то не нашёл Мастера амстердамской смерти Девы на Web Gallery of Art.

Reply

clement February 2 2006, 20:01:02 UTC
Да, конечно они - апостолы, но там все изображенные - апостолы!

WGA, к сожалению, неполон.

Reply

d_vain February 2 2006, 20:08:21 UTC
"там все изображенные - апостолы" - а это откуда следует?

Reply

Re: Из сюжета d_vain February 2 2006, 20:35:24 UTC
Я не был уверен, что при Успении присуствовали только апостолы. Я помнил, что на картинах типа
http://www.wga.hu/art/m/multsche/wurzach/8death.jpg были люди в тонзурой, что для меня слабо сочеталось с традиционными изображениями апостолов.

Reply

Re: Из сюжета clement February 2 2006, 21:09:39 UTC
Ну у Мултшера апостолы и в сцене Троицы с тонзурой (обратите внимание на язычки пламени).

Деяния.

1:26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2:2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
2:3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

http://www.wga.hu/html/m/multsche/wurzach/7pentec.html

Reply

Re: Из сюжета d_vain February 2 2006, 21:34:48 UTC
Хорошо, с тем, что они все апостолы - я поверил.
Но тогда новый вопрос: почему Мултшер изображал некоторых их с тонзурой?

Reply

Re: Из сюжета clement February 2 2006, 22:15:03 UTC
Пока мне из Католической энциклопедиии удалось узнать, что существуют различные традиции выбривания волос: одна из них связывалась с именем св. Петра, другая - св. Иоанна (или св.Иакова?), третья - с именем св. Павла. Покамест, к сожалению, это все.

В "Смерти Девы" Мултшера, кроме св. Петра (снова кропило), с тонзурой изображены ещё пятеро апостолов, или точнее, все апостолы с непокрытыми головами. Это же справедливо и в сцене Троицы.

Reply

patricus October 10 2006, 15:24:28 UTC
А вот такая борода, как у человека в сандалях и с посохом, как раз характерна для Павла...

Reply

clement October 10 2006, 19:01:27 UTC
Большое спасибо за идею. Действительно борода вполне себе павловская, но сандалии и такой странный посох! А традиционный меч зато у фигуры рядом с Петром (мне, на основании шляпы и того, что в ее середине что-то темное, кажется, что это св. Иаков-старший).

Reply

patricus October 12 2006, 14:08:16 UTC
Меч - это та рукоять, что из-за левого плеча торчит?
Что-то темное... Ракушка? Не вижу... Да и форма шляпы неочевидно пилигримская...
Ну, да ладно, не так много я изображений этого времени видел. Искусствоведам, конечно, виднее, если они, конечно, приличные искусствоведы.
Но вообще спасибо за повод подумать.

Reply

clement October 13 2006, 16:43:47 UTC
Да, именно она. Холл, кстати, упоминает, что св. Иаков таки может изображаться пронзенным мечом, впрочем насколько можно доверять Холлу не слишком понятно.

Reply


Leave a comment

Up