большой стиль и маленький человек

May 03, 2009 14:18

АРОМАТ НОВИЗНЫ И УДАЧИ
28 января 1936 года в "Правде" была опубликована знаменитая редакционная статья "Сумбур вместо музыки". В которой, если кто забыл, бывший крупный советский композитор Шостакович объявлялся ничтожным формалистом.Менее чем через два месяца, 20 марта, в "Литературной газете" появляется статья Юрия Олеши "Великое народное ( Read more... )

Leave a comment

Comments 191

dmitrij_sergeev May 3 2009, 11:29:42 UTC
Но письмам которые публиковались в Правде цена на не больше, чем показаниям на допросах. Им ведь не верил никто, ни те кто публиковал, ни те кто писал и читал. Это были ритуалы. И если Олеше удалось спасти жизнь таким ритуалом, а Хармсу или Олейникову - не удалось, это ничего не говорит об их личных качествах. Опубликовать спасительное письмо в Правде - это не каждому дозволялось. Не говоря уже о том, что вряд ли инициатива могла исходить от автора письма.

Reply

clear_text May 3 2009, 11:41:01 UTC
Ну, это не "спасительное письмо". Олеша ни в чем не каялся. Он вообще был отчасти увлечен "большим стилем". Рекомендую "Строгого юношу" и "Зависть".
Так что насчет инициативы - не знаю.
Тут, на мой взгляд, гораздло бОльшая беда. Что такие таланты, как Олеша, вполне добровольно и даже отчасти искренне писали нечто подобное.

Reply

dmitrij_sergeev May 3 2009, 11:56:26 UTC
В искреннее увлечение мне верится плохо. Во всяком случае, не Олеши. И никого из его ближайших друзей - Катаева, Багрицкого. Не те человеческие типы, по моему.

Reply

clear_text May 3 2009, 13:29:09 UTC
интересно... Но я думаю, что это довольно серьезный вопрос. Разве Катаев был неискренен, когда писал "Белеет парус" и "Хуторок в степи" - и "Время, вперед"? Или Багрицкий?
В общем, все это надо тщательно доказывать. Тексты, дневники, письма, воспоминания...
У меня пока нет на этот вопрос (искренне или нет) ответа.

Reply


prof_yura May 3 2009, 11:36:15 UTC
Спасибо, понравилось. А что до Юрия Олеши, то

"Над этим человеком хорошо поработали".

Reply

clear_text May 3 2009, 13:26:07 UTC
думаю, верно. Индивидуально и в целом, как над всей советской интеллигенцией.

Reply

magpie73 May 3 2009, 16:58:05 UTC
К сожалению, не только советская власть над ней работала. Та просто раньше и решительнее,кровавее начала, но процесс слегка смягчили и "ухлУбили". И что делать ( ... )

Reply

clear_text May 3 2009, 22:04:46 UTC
спасибо за доверие. Я посмотрю и отвечу Вам в Ваш журнал.

Reply


dinoza_yats May 3 2009, 11:43:14 UTC
Я люблю Олешу, но Олеша вслед за партией высказал неприязнь к музыке Шостаковича, а я люблю и Шостаковича; пожалуй, если в это уравнение вместо партии подставить коньяк (тем более он всегда под рукой), то мне кажется, что я выиграю.
Конечно, говоря "я люблю такого-то" я имею в виду не человека, а его произведения. К коньяку это не относится.

Reply

clear_text May 3 2009, 13:35:15 UTC
то есть Вы любите коньяк, а не виноделов? Правильно.
Но увы, нам не всегда удается отвлечься от литературной борьбы, когда мы говорим о писателе.

Reply


furiara May 3 2009, 11:52:53 UTC
Как Вы всегда точно под настроение угадываете...

Идеологическая обработка - дело страшное... Создавая советскую культуру, били по искусству. Теперь, расправившись и с тем и с другим, крошат уже что осталось. А что осталось? Пиндосы, хохлы, кацапы...

Reply

clear_text May 3 2009, 13:36:07 UTC
Спасибо!
а вот когда пиндосов-хохлов-кацапов прикончат, за кого примутся?

Reply

furiara May 3 2009, 13:49:50 UTC
За "правильное" наполнение био-информационной капсулы, надо полагать...

Reply

clear_text May 3 2009, 13:52:24 UTC
н-да... перспективка, однако.
Надеюсь, что ПХЦ еще долго продержатся.

Reply


vinah May 3 2009, 12:01:03 UTC
Олешу мне всегда было ужасно жалко - очень хорошо понятно, что им руководило во время написания таких вот статей, и поэтому еще страшнее было читать его дневники и заметки последних лет, вообще ужас какой-то кромешный (в смысле, я ПЕРСОНАЛЬНО больше всего боюсь именно чего-то в таком духе, такого рода уныния, неизлечимого и предельно привязанного к событиям, не случившимся с тобой в прошлом).

Reply

clear_text May 3 2009, 13:39:43 UTC
Да, Олеша - это, на мой взгляд, концентрированная судьба советского интеллигента. Талантливого, увлекающегося и слабого.
Жалко его очень. Мне еще особенно жалко его за нищету в простом смысле слова. Как он описывает в дневниках, что его кто-то угощает в пивной соленой рыбой, что у него буквально нет денег купить газету (!!! на хлеб не хватит!) с интересной статьей, и как он читает ее на стенде... Не пошел хоронить друга, потому что буквально не было целых брюк...

Reply

sabinulya May 3 2009, 19:30:17 UTC
не знала. страшно:(

Reply

clear_text May 3 2009, 22:05:44 UTC
да, вот так оно было...

Reply


Leave a comment

Up